О Программе экономического и социального развития Республики Северная Осетия - Алания на 2008-2012 годы

1.2.1. SWOT-анализ социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания

     
SWOT-анализ факторов развития Республики Северная Осетия - Алания

N п/п

Фактор

Сильные стороны, потенциальные возможности

Слабые стороны, потенциальные угрозы

1.1.

Географическое положениеи природно-климатические условия

Северная Осетия имеетчрезвычайно важное стратегическое значение для России как коридор в Закавказье.

Республику пересекает Северо-Кавказская железнодорожнаямагистраль Ростов-на-Дону-Баку.

Через территорию республики проходит автотрасса Москва - Тбилиси - Ереван.

Развит трубопроводныйтранспорт: газопроводы Ставрополь - Грозный, Владикавказ - Тбилиси.

Повышенные риски, связанные с близостью социально и политически нестабильных регионов.

Отдаленность от основных рынков сбыта.

1.2.

Природные ресурсы

Республика располагает большим запасом минеральных,столовых и чистейших родниковых вод. Животный и растительный мир богат и разнообразен.

Значительные запасы нерудных полезных ископаемых.

Благоприятные природно-климатические условия для развития туризма и организации курортов.

Благоприятные природно-климатические условия для ведения сельского хозяйства.

N пп

Фактор

Сильные стороны, потенциальные возможности

Слабые стороны, потенциальные угрозы

1.3.

Трудовой потенциал

Высокий уровень образования населения. Наличие свободных трудовых ресурсов на рынке труда.

Демографическая ситуация в республике остается неблагоприятной.

Миграционное сальдо из положительного перешло в отрицательное.

Квалификационный дисбаланс спроса и предложения на рынке труда.

Низкая цена на труд (средняя зарплата заявленных вакансий колеблется от 1770 до 3665 рублей).

Морально и физически устаревшие рабочие места (условия труда не соответствуют современным нормам и требованиям).

Трудоустройство ряда социально-демографических групп населения, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев.

В числе официально зарегистрированных безработных 69,3 процента составляют женщины преимущественно с высшим и средним профессиональным образованием, 39,6 процента - молодежь в возрасте 16-29 лет.

Система профессионального образования недостаточно адаптирована к новым условиям хозяйствования, особенно в части учета перспектив спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе,гибкого сочетания первичной подготовки с различными формами вторичного обучения и повышения качества подготовки квалифицированных кадров

N

Фактор

Сильные стороны, потенциальные возможности

Слабые стороны, потенциальные угрозы

1.4.

Основные фонды

За период с 2000 по 2006 год стоимость основных фондов в промышленности возросла более чем в 2 раза по полной учетной стоимости.

Высокая степень изношенности основных фондов в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Неудовлетворительное состояние материально-технической базы отраслей социальной сферы.

Для пассажирского автотранспорта республики характерен высокий уровень износа основных фондов и устаревшая материально-техническая база, что напрямую влияет на снижение уровня безопасности.

1.5.

Инвестиции

Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте в 2007 году составила 24,6 процента, в 2006 году - 16,3 процента.

Объем инвестиций в модернизацию производственной сферы не в полной мере обеспечивает ускорение темпов экономического роста.

1.6.

Транспортная инфраструктура

В Республике Северная Осетия - Алания на транспорт и логистику приходится 3,7 процента ВРП.

По уровнюинфраструктурной обеспеченности республиканские показатели превышают общероссийские и региональные данные

Основные автомагистрали, в том числе федерального значения, не соответствуют нормативному состоянию.

Техническое состояние аэропорта "Владикавказ" не обеспечивает должный уровеньбезопасности, приема большегрузных авиасудов, качественного таможенного сервиса.

N п/п

Фактор

Сильные стороны, потенциальные возможности

Слабые стороны, потенциальные угрозы

1.7.

Инфокоммуникационная
инфраструктура

Доля отрасли "связь" в ВРП составляет 6,5 процента.

Разветвленная сетьбеспроводной электросвязи.

Третье место по уровню телефонизации в Российской Федерации.

Низкий уровень телефонизации горных населенных пунктов.

Физический износ до аварийного состояния основной республиканской телерадиотрансляционной мачты.

Необеспеченность ряда горных районов системами ретрансляции государственных теле- и радиопрограмм.

Сложности при внедрении услуг связи из-за географической обособленности сельских и горных населённых пунктов.

Неплатежеспособность сельского населения.

Снижение доступности социально значимых услуг: уменьшение количества стационарных почтовых отделений связи, сокращение радиотрансляционных узлов проводного вещания.

Необоснованно завышенные тарифы на предоставление услуг владельцами междугородных сетей связи.

1.8.

Энергетический потенциал

Возможность освоениягидроресурсов горных рек с помощью малых ГЭС. Начаты работы по проектированию первых станций каскада малых ГЭС на реке Урух.

Высокий износ основных фондов - 55-65 процентов оборудованияэлектростанций энергосистемы отработало 40 и более лет.

Необеспеченность республики собственными энергогенерирующими мощностями.

Отсутствие надежной подачи электроэнергии в некоторые горные районы

2. SWOT-анализ уровня и качества жизни населения Республики Северная Осетия - Алания

N п/п

Фактор

Сильные стороны, потенциальные возможности

Слабые стороны, потенциальные угрозы

2.1.

Уровеньжизни населения

Стабильные темпы ростаденежных доходов населения республики.

Неуклонный процессприближения среднего размерапенсии к величине прожиточного минимума пенсионеров.

Снижение долималообеспеченного населенияреспублики в общей его численности.

Средняя продолжительностьжизни населения выше, чем вРоссийской Федерации.

Величина среднедушевых денежных доходов населения Республики Северная Осетия - Алания в течение 2001-2007 годов оставалась в 1,5-2,0 раза ниже среднероссийского значения.

По итогам 2007 года размер среднедушевых доходов населения республики и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы пока отстает от среднероссийских значений в 1,6 раза и в 1,7 раза, соответственно.

В 2007 году коэффициент дифференциации доходов населения Республики Северная Осетия - Алания составил 10,6 раза, против 8,4 раза в 2001 году.

Рост числа граждан, нуждающихся в поддержке со стороны государства.

Недостаточный уровень материально-технического оснащения учреждений социального обслуживания населения.

2.2.

Жилищное хозяйство и инженерная инфраструктура

Общая площадь жилыхпомещений, приходящаяся в среднем на одного жителя республики, выше, чем в среднем по России и по Южному федеральному округу.

В республике удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади составляет 2,2 процента, или 385 тыс.кв.метров.

Высокая степень изношенности основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве: водозаборов и водопроводных сетей - около 70 процентов, тепловых сетей - 60 процентов, очистных сооружений - 67 процентов, канализационных сетей - 43 процента.

Отсутствие объектов инженерной инфраструктуры в горной зоне республики.

2.3.

Экология

Загрязнение автомобильным транзитным транспортом из сопредельных государств ближнего зарубежья в периоды интенсивного движения.

Проблема загрязнения поверхностных вод спиртзаводами и коммунальной канализацией.

Нарастающий объем отходов 1-5 классов опасности.

Отсутствие во многих сельских населенных пунктах полигонов промышленных отходов и полигонов ТБО.

Многие полигоны ТБО выработали свой ресурс, практически везде нарушается технология захоронения отходов

2.4.

Здравоохранение

Наличие высококвалифицированного медицинского персонала.

Наличие государственных образовательных медицинских учреждений.

Уровень младенческойсмертности ниже среднероссийского.

Снижение уровнязаболеваемости по управляемым вакцинацией инфекциям.

Компактная территория, благоприятная для оказанияэкстренной медицинской помощи.

Высокий уровеньзаболеваемости туберкулезом среди детей.

Недостаточный уровеньматериально-технического оснащения учреждений здравоохранения.

Значительный износ основных фондов, зданий и сооружений.

2.5.

Образование

В 2006 году доля расходов в консолидированном бюджете республики на образование составила 19,3 процента.

Развитая сеть учреждений образования, включающая все уровни от дошкольного до послевузовского.

Высокий кадровый потенциал системы образования

Охват дошкольным воспитанием ниже среднероссийского показателя на 6,1 процента.

Несоответствие существующих зданий образовательных учреждений установленным стандартам и необходимость их реконструкции.

Нехватка помещений для оздоровления, реабилитации, занятий спортом и физкультурой.

Отсутствие специального оборудования для трудового обучения и дополнительного образования детей-сирот.

Устаревшая материально-техническая база учреждений дополнительного образования.

Недостаточное количество типовых специализированных образовательных учреждений спортивной направленности.

N

п/п

Фактор

Сильные стороны, потенциальные возможности

Слабые стороны, потенциальные угрозы

2.6.

Молодежная политика

Высокий уровень занятости физкультурой и спортом.

Высокий урровеньобразования молодежи.

Низкая обеспеченность молодежи жильем.

Высокий уровень безработицы среди молодежи.

2.7.

Культура

Высокий творческий профессиональный потенциалработников отрасли.

Большое количествопамятников историко-культурного наследия.

Разветвленная сетьобразовательных учреждений культуры.

Развитая инфраструктурасети учреждений культуры.

Высокий потенциал клубной работы на селе.

Недостаточная площадь музеев, исключающая возможность постоянной экспозиции.

Отсутствие современных систем хранения, охраны, контроля поддержки температурно-влажностного режима.

Острая потребность в специалистах-реставраторах высокого уровня, имеющих лицензию на этот вид деятельности.

Отсутствие средств наобучение музейных специалистов и приобретение современных электронных систем хранения и учета фондов.

Критическое состояние фондохранилищ.

Низкое материально-техническое состояние публичных библиотек.

2.8.

Безопасность и криминогенная обстановка

Раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений в республике выше, чем в Южном федеральном округе и в среднем по России.

Качественные параметры деятельности органов внутренних дел растут.

Угроза терроризма и экстремистской деятельности.

Рост числа преступлений против личности и собственности.

Недостаточная эффективность борьбы с незаконным оборотом оружия и преступлениями, совершенными с его применением.

Рост нарушений общественного правопорядка.

Ненадлежащие условия для деятельности правоохранительной системы и необходимость повышения эффективности ее работы.

Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации.

3. SWOT-анализ экономики Республики Северная Осетия - Алания

N п/п

Фактор

Сильные стороны, потенциальные возможности

Слабые стороны, потенциальные угрозы

3.1.

Общийуровень экономического развитияи структура экономики

Валовый региональный продуктна душу населения по республике за период с 2000 по 2007 год вырос в 2 раза.

Благоприятные природно-климатические условиясоздают предпосылки дляразвития курортно-туристических комплексов, в том числе международного значения.

Высокий кадровый и образовательный потенциал.

Высокий потенциал дляразвития гидроэнергетики нагорных реках республики.

Валовый региональный продукт на душу населения по республике ниже среднего по России почти в 3 раза (2006 год) и 1,5 раза в среднем по Южному федеральному округу.

Зависимость инвестиционной привлекательности республики от геополитического положения, связанного с социальной напряженностью в соседних регионах.

Отдаленность от основных рынков сбыта продукции и поставщиков сырья.

Недостаточный приток в экономику внешних частных инвестиций.

Незначительный потенциал местных инвесторов.

3.2.

Промышленный комплекс

Развитая промышленная инфраструктура.

Возможность организации производства на предприятиях электронного комплекса.

Действующий производственный кластер на базе предприятийалкогольной отрасли.

Высокий удельный вес в Российской Федерациипродукции республиканских алкогольпроизводящих предприятий.

Первое место на российскомрынке шампанских вин.

Высокая степень износа основных фондов на действующих предприятиях.

Зависимость от конъюнктуры мировых цен продукции предприятий цветной металлургии.

Неполная загрузка производственных мощностей промышленных предприятий.

Низкая доля в производстве собственной электроэнергии, высокая энергозависимость.

Отсталость технологического оборудования на большинстве предприятий промышленного сектора.

Удорожание стоимости энергоносителей и транспортных тарифов.

Низкий уровень конкурентоспособности отдельных отраслей и производств.

Недостаточная инвестиционная деятельность промышленных предприятий.

Недостаточный уровень организации менеджмента на предприятиях.

Большое количество простаивающих мощностей спиртопроизводящих и алкогольпроизводящих предприятий.

Значительный удельный вес неработающих предприятий, находящихся в федеральной собственности.

Увод налогов предприятий связи в другие регионы.

Слабая инвестиционная и инновационная деятельность промышленных предприятий

3.3.

Курортно-
туристический комплекс

Благоприятные природно-климатические условия для развития туризма и организации курортов.

Более 300 источников лечебныхи столовых минеральных вод.

Известность основных курортно-туристических зон.

Приспособленность горных ландшафтов для развитиягорнолыжного спорта.

Низкий уровень развития инфраструктуры туризма.

Повышенные риски, связанные с близостью социально и политически нестабильных регионов.

Слабая инвестиционная активность в курортно-туристической сфере.

Отсталая материально-техническая база.

Нерешенность вопросов собственности по объектам туристического комплекса республики.

Острая нехватка квалифицированных кадров среднего и нижнего звена для работы в сфере обслуживания.

3.4.

Сельское хозяйство

Благоприятные природно-климатические условия дляведения сельского хозяйства.

Наличие горных пастбищ для развития животноводства.

Наличие перерабатывающих предприятий - потребителейзерновой продукции.

Недостаточные площади пахотных земель, пригодных для сельскохозяйственного использования.

Сокращение поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах общественного сектора.

Отсталая материально-техническая база сельскохозяйственных предприятий.

Отток трудоспособного населения из сельской местности.

Отсутствие залоговой базы у сельхозтоваропроизводителей для получения кредитов.

Диспаритет цен на продовольственную продукцию и энергоносители и транспортные услуги.

Низкая доля на рынке продукции собственного производства.

Высокий удельный вес убыточных и низкорентабельных хозяйств.

Неэффективная система заготовительной деятельности

3.5.

Строительный комплекс

Приток инвестиций в строительную сферу.

Наличие местного сырья для развития индустрии строительных материалов.

Простаивающие производственные мощности индустрии строительных материалов.

Отсталый уровень технологий на действующих предприятиях строительного комплекса.

Недостаточная прозрачность рынка земли и недвижимости.

Недостаточный уровень качества строительных работ.

Несвоевременность расчетов заказчиков и подрядчиков.

Высокий уровень незавершенного строительства.

Низкая платежеспособность населения.

Неразвитость системы ипотечного жилищного кредитования.

Высокий удельный вес завозных материалов

N
п/п

Фактор

Сильные стороны, потенциальные возможности

Слабые стороны, потенциальные угрозы

3.6.

Бюджетная обеспеченность

Устойчивая динамика роста доходов и расходов в бюджетной ситуации за 2001-2007 годы.

Уровень дотационности бюджета Республики Северная Осетия - Алания в 2007 году составил около 61,6 процента.

Несбалансированность ресурсов и обязательств.

Недостаточная ориентация главных распорядителей и получателей бюджетных средств на обеспечение эффективности расходования бюджетных средств.

Отсутствие комплексной системы индикаторов и методик расчета нормативов финансовых затрат на единицу услуг для перехода к бюджетному планированию, ориентированному на результат.

Необходимость совершенствования действующей нормативной правовой базы как основы обеспечения реформы бюджетного процесса.