ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

от 14 июля 2008 года N 35-РЗ
г.Владикавказ

О Программе экономического и социального развития Республики Северная Осетия - Алания на 2008-2012 годы

     

Статья 1


Утвердить прилагаемую Программу экономического и социального развития Республики Северная Осетия - Алания на 2008-2012 годы.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Глава Республики
Северная Осетия - Алания
Т.Мамсуров


УТВЕРЖДЕНА
Законом Республики
Северная Осетия - Алания
от 14 июля 2008 года N 35-РЗ

ПРОГРАММА
 экономического и социального развития Республики Северная Осетия - Алания на 2008-2012 годы

     

ПАСПОРТ
 программы экономического и социального развития Республики Северная Осетия - Алания на 2008-2012 годы

Полное наименование Программы

Программа экономического и социального развития Республики Северная Осетия - Алания на 2008-2012 годы.

Основание для разработки

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 года N 800-р "О совершенствовании деятельности по разработке, утверждению и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации Минэкономразвития России";

приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 17 июня 2002 года N 170 "О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации".

Государственный заказчик Программы

Правительство Республики Северная Осетия - Алания.

Основной разработчик Программы

Министерство экономики Республики Северная Осетия - Алания.

Сроки реализации Программы

2008-2012 годы.

Основные цели Программы

Обеспечение устойчивого увеличения реальных доходов населения путем целевого ориентирования отраслей экономики и социальной сферы на достижение конкретных показателей;

обеспечение удвоения валового регионального продукта на период до 2012 года.

Основные задачи Программы

Снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики;

повышение занятости населения;

обеспечение притока инвестиций в экономику республики;

повышение бюджетной обеспеченности;

развитие отраслей реального сектора экономики на основе диверсификации производства.

Основное содержание Программы

Основные показатели социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания за 2001-2007 годы;

основные проблемы и условия социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания;

основные цели и приоритеты реализации Программы;

региональные аспекты социально-экономического развития;

система программных мероприятий и ресурсное обеспечение Программы;

механизм реализации Программы;

организация управления Программой, контроль за ходом ее реализации и оценка эффективности.

Исполнители Программы, подпрограмм, мероприятий

Республиканские органы исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания, органы местного самоуправления городского округа г.Владикавказ и муниципальных районов (по согласованию)

Объемы и источники финансирования Программы

Затраты на финансирование Программы, всего - 113226,5 млн.рублей.

Источники финансирования мероприятий и проектов Программы:

средства федерального бюджета - 34366,5 млн.рублей (30,4 процента);

средства республиканского бюджета - 5324,6 млн.рублей (4,7 процента);

средства муниципальных бюджетов - 638,6 млн.рублей (0,6 процента);

внебюджетные источники - 72896,8 млн.рублей (64,3 процента).

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Рост валового регионального продукта в 1,5 раза;

ростреальныхрасполагаемыхдоходов

населения в 1,8 раза, соответственно уменьшение дифференциации в доходах населения;

рост среднедушевых денежных доходов в 2,6 раза;

увеличение среднемесячной заработной платы в 2,8 раза, при этом рост реальной заработной платы в 1,8 раза;

снижение доли численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до 8,5 процента;

увеличение объема инвестиций за счет всех источниковфинансированиявцеломпо республике в 1,7 раза;

ввод не менее 1300 тыс.кв.метров жилья;

рост количества малых предприятий на 25,0 процента и увеличение количества занятых в малом бизнесе на 6,5 тыс.человек;

увеличение объема произведенной продукции сельского хозяйства в 1,2 раза;

рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в целом в 2,3 раза, в том числе собственныхдоходовконсолидированного бюджета - в 2 раза;

создание 10 тыс.новых рабочих мест;

снижениедотационностибюджета республики до 43,0 процента;

уменьшение доли убыточных предприятий до 30,0 процента.

Организация контроля за исполнением Программы

Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет Правительство Республики Северная Осетия - Алания.

Текущее управление реализацией программных мероприятий и мониторинг хода выполнения Программы обеспечивает государственный заказчик-координатор Программы - Министерство экономики Республики Северная Осетия - Алания.

     

Раздел I. Социально-экономическое положение и основные направления развития Республики Северная Осетия - Алания

     
1.1. Социально-экономическое положение Республики Северная Осетия - Алания

     
1.1.1. Общая характеристика республики. Экономико-географическое положение. Природно-климатические условия. Потенциал природных ресурсов


Республика Северная Осетия - Алания входит в состав Южного федерального округа Российской Федерации.

Расстояние до г.Москвы - 2 тыс.км, до центра Южного федерального округа г.Ростова-на-Дону - 700 км.

Республика Северная Осетия - Алания расположена на Северном Кавказе и занимает часть Центрального Предкавказья и северные склоны Главного Кавказского хребта.

Физико-географические границы республики определяются Кабардино-Сунженским хребтом на севере, Главным и Казбекским горными массивами на юге и Сунгарской горной цепью на западе. На севере к основной территории республики узкой полосой присоединяется Моздокская степная равнина с абсолютными отметками около 135 метров.

На долю горной полосы приходится 3850 кв.км, то есть 48,0 процента всей площади.

Площадь республики составляет 8 тыс.кв.км, население на 1 января 2007 года - 701,4 тыс.человек, плотность населения - 87,8 человек на 1 кв.км, что более чем в 10 раз больше средней плотности в России - 8,3 человек.

Являясь одной из самых маленьких по территории республикой Российской Федерации, Северная Осетия - Алания - самая густонаселенная. Данные последней переписи населения показывают, ' что в республике проживают представители более 100 национальностей.

Самым многочисленным народом республики являются осетины - 445,3 тыс.человек, или 62,7 процента от общей численности населения. Для сравнения: в Российской Федерации самый многочисленный народ (русские) составляет 79,8 процента, или 115,9 млн.человек. Этот факт свидетельствует о том, что Северная Осетия - Алания не является мононациональной республикой; исторически на территории республики проживают народы разных национальностей и конфессий. Вторыми по численности населения являются русские - 164,7 тыс.человек (23,2 процента), затем ингуши - 21,4 тыс.человек (3,0 процента).

Республика граничит на юге с Грузией, на западе и северо-западе - с Кабардино-Балкарской Республикой, на северо-востоке - с Чеченской Республикой, на севере - со Ставропольским краем, на востоке - с Республикой Ингушетия.

Административный центр Республики Северная Осетия - Алания - г.Владикавказ.

Республика включает в себя 8 муниципальных районов: Алагирский, Ардонский, Дигорский, Ирафский, Кировский, Моздокский, Правобережный, Пригородный.

По территории Северной Осетии проходят два магистральных автомобильных пути через Главный Кавказский хребет, связывающих Россию со странами Закавказья и Ближнего Востока.

По-своему географическому положению республика лежит в зоне развития субтропического климата, но она отделена от южных областей мощными горными хребтами и значительно открыта к северу.

Для климата республики характерны удобные летние и зимние периоды комфорта (летний - 130-140 дней, зимний - 100-120 дней), что весьма благоприятствует широкому развитию курортно-туристского хозяйства.

Наиболее благоприятные для рекреационной деятельности зоны расположены на высотах от 700-800 метров над уровнем моря до самых снежных вершин, что свидетельствует о разнообразном характере климата на столь значительных высотных отметках.

Важным показателем для климата Республики Северная Осетия - Алания можно считать продолжительность солнечного сияния в течение года. В горной зоне республики этот показатель колеблется от 1980 до 2780 часов. Подобные горно-рекреационные показатели имеют Швейцария, Австрия, Италия. Большое значение для зимних видов рекреации имеет наличие снежного покрова, его толщина. Удобными и эффективными считаются 100-110 дней. В верховьях Цейского и Дигорского ущелий, в Закинской котловине и в районе Мамисона количество дней со снегом доходит от 105 до 140-150, максимальная высота снежного покрова колеблется от 50-60 до 120-140 см.

На территории республики выделяются девять перспективных рекреационных природно-территориальных комплексов для планомерного освоения и развития: Мамисонский, Нарско-Заккский, Куртатинский, Восточно-Дигорский, Казбекский, Западно-Дигорский, Центрально-Дигорский, Цейский, Владикавказский.

Наибольшими ресурсными предпосылками и перспективой развития на территории Северной Осетии обладает рекреационный природно-территориальный комплекс Мамисонского ущелья - это будущий круглогодичный горнолыжный и бальнеологический курорт, отличный район для туризма и альпинизма.

Земельные ресурсы


Сельскохозяйственные угодья, по данным Роснедвижимости, на 1 января 2007 года составляют 401,3 тыс.га, в том числе пашня - 201,2 тыс.га (из нее 180,3 тыс.га - пашня, используемая сельскохозяйственными предприятиями различных форм собственности), сенокосы - 23,0 тыс.га, пастбища -168,8 тыс.га, лесные земли - 205,8 тыс.га, воды - 11,5 тыс.га, дороги - 12,0 тыс.га, другие земли - 168,1 тыс.га.

Лесные ресурсы


Общая площадь земель лесного фонда Российской Федерации на территории Республики Северная Осетия - Алания составляет 172,5 тыс.га, в том числе:

лесные земли, покрытые древесно-кустарниковой растительностью - 156,4 тыс.га, из них лесные культуры - 4,9 тыс.га;

лесные земли, не покрытые древесно-кустарниковой растительностью - 1,8 тыс.га, из них несомкнувшиеся лесные культуры (лесные культуры до 5 летнего возраста посадки) - 0,4 тыс.га, лесные питомники и плантации, естественные редины, вырубки, прогалины, пустыри - 1,4 тыс.га;

нелесные земли всего - 14,3 га, в том числе сельскохозяйственные угодья - 2,2 тыс.га, воды - 1,8 тыс.га, дороги, просеки, пески - 0,7 тыс.га и прочие земли - 9,6 тыс.га.

Минеральные воды


Большое количество минеральных источников, разнообразных по составу и свойствам, создает объективные предпосылки для развития на территории республики курортно-оздоровительного сектора экономики, восстановления уже существующих оздоровительных учреждений и строительства новых комплексов. Кроме этого, в республике есть база для существенного увеличения объемов промышленного розлива столовых и лечебно-столовых минеральных вод.

В настоящее время утвержденные запасы на 9 месторождениях минеральных вод (Нижне-Кармадонском, Верхне-Кармадонском, Тибском, Тамисском, Зарамагском, Коринском, Заманкульском, Редантском, Раздольненском) составляют 17183 куб.м/сутки, в том числе подготовленные к эксплуатации - 14199 куб.м/сутки.

Пресные подземные воды


Общий объем прогнозных эксплуатационных ресурсов по республике оценивается в 803 млн.куб.м/год. Потребность в хозяйственно-питьевой воде составляет около 240 млн.куб.м/год. Указанная потребность удовлетворяется за счет водоотбора на месторождениях подземных пресных вод с разведанными запасами (79 процентов от общего водоотбора) и на участках водозаборов с неутвержденными запасами.

На территории Республики Северная Осетия - Алания разведаны и утверждены эксплуатационные запасы по 23 месторождениям пресных подземных вод в объеме 1626,8 тыс.куб. м/сутки, в том числе 1146 куб.м/сутки подготовленные для промышленного освоения. Из общего количества 13 месторождений разведаны для хозяйственно-питьевого водоснабжения, утвержденные запасы по ним составили 1155,7 тыс.куб. м/сутки, в том числе 815 тыс.куб.м/сутки подготовленных к промышленному освоению. Остальные запасы предназначены для орошения земель и обводнения пастбищ. Воды участка Южного орджоникидзевского месторождения используются для технических целей.

Общий водоотбор предприятий составляет около 138 млн.куб.м/год.

Поверхностные водные ресурсы


На территории РСО - Алания основной водной артерией является река Терек и ее притоки. В пределах республики р.Терек имеет длину 169 км. Общая площадь водосбора в контрольном створе гидрологического поста г.Моздока составляет 20,6 тыс.кв.км. Густота речной сети в среднем по всей территории Северной Осетии составляет 0,6 км/кв.км.

Из общего объема водозабора в республике 90 процентов осуществляется из поверхностных водных объектов. Среднегодовой объем водозабора из поверхностных водных объектов составляет 1300 млн.куб. м, из них около 1100 млн.куб. м транспортируется в соседние регионы (Ставропольский край, Чеченская Республика).

Наиболее крупными водопользователями республики являются Государственное предприятие Управления эксплуатации Терско-Кумского гидроузла Департамента мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Министерства сельского хозяйства России, 6 гидрогенерирующих предприятий, ОАО "Электроцинк".

Остальной объем забора воды используется водопользователями республики на орошение, обводнение и техническое водоснабжение.

Углеводородное сырье


Республика обладает незначительными утвержденными извлекаемыми запасами нефти, которые учитываются государственным балансом по четырем месторождениям.

Добыча нефти в период с 1999 по 2006 год составила 44,3 тыс.тонн.

Цветные металлы


Из цветных металлов на территории Республики Северная Осетия - Алания наибольшее практическое значение имеют полиметаллические месторождения, полезными компонентами которых являются свинец, цинк, серебро, кадмий и висмут. Месторождений благородных металлов (серебра, золота и платины) на территории республики не выявлено, незначительные запасы этих металлов учитываются балансом в качестве попутных элементов на известных свинцово-цинковых месторождениях. Предложения по проведению прогнозно-поисковых работ на золото одобрены Федеральным агентством по недропользованию в Республике Северная Осетия - Алания и в 2008 году предполагается начать проведение указанных работ.

Наиболее благоприятные условия, в отношении обеспеченности ресурсами, сложились на Джимидонском руднике, где удалость добиться существенного прироста ресурсов и запасов свинца и цинка: в период с 2002 по 2004 год был получен прирост запасов в количестве 49,2 тыс.тонн по сумме свинца и цинка (содержание условного цинка - 7,75 процента), а также прогнозных ресурсов - 89,4 тыс.тонн суммы свинца и цинка.

Добыча свинца и цинка на Джимидонском руднике в 2006 году составила: 10 тыс.тонн руды, 0,3 тыс.тонн свинца и 0,4 тыс.тонн цинка. Столько же добыто Садонским горно-рудным предприятием свинца и цинка на Архонском руднике.

Ресурсный потенциал Джимидонского рудника вырос более чем в 2 раза, что позволит обеспечить стабильную работу Садонского горно-рудного предприятия на 25 и более лет.

В 2009 году планируется завершить поисково-оценочные работы на участке Майрамдон в пределах Джимидонского рудного поля.

Неметаллы


Месторождения неметаллического сырья республики подразделяются на две основные группы:

общераспространенные полезные ископаемые - в основном месторождения строительного сырья (песчано-гравийные смеси, строительные пески, кирпично-черепичные глины, отчасти облицовочные камни и др.);

необщераспространенные полезные ископаемые, куда относятся месторождения горно-рудного неметаллического, горно-химического и других видов сырья (доломиты для металлургии и стекольной промышленности, известняки, цементное сырье, бентонитовые глины, кварцевые пески и др.).

Карбонатное сырье для стекольной, металлургической и химической промышленности

В республике находится уникальное по своим запасам Боснийское месторождение доломитов. Сырье, добываемое на месторождении, соответствует требованиям, предъявляемым к доломитам для металлургии и для стекольной промышленности. Запасы доломитов на месторождении составляют 228075,9 тыс.тонн (70,7 процента сырья для стекольной промышленности и 10,2 процента доломитов для металлургии от общероссийских запасов).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»