Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 октября 2008 года N 327-па

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2012 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА"

{Наименование в ред. постановление Правительства Сахалинской области от 05.06.2012 N 268}

{Утратил силу
постановлением Правительства Сахалинской области от 29.12.2012 N 696}

{Изменения:
Постановление администрации Сахалинской области от 21.11.2008 N 369-па;
Постановление администрации Сахалинской области от 25.03.2009 N 107-па;
Постановление администрации Сахалинской области от 18.05.2009 N 181-па;
Постановление администрации Сахалинской области от 23.06.2009 N 232-па;
Постановление администрации Сахалинской области от 02.11.2009 N 438-па;
Постановление Правительства Сахалинской области от 15.04.2010 N 165;
Постановление Правительства Сахалинской области от 28.07.2010 N 364;
Постановление Правительства Сахалинской области от 09.11.2010 N 540
Постановление Правительства Сахалинской области от 22.02.2011 N 47;
Постановление Правительства Сахалинской области от 26.04.2011 N 148;
Постановление Правительства Сахалинской области от 17.06.2011 N 231;
Постановление Правительства Сахалинской области от 20.07.2011 N 292;
Постановление Правительства Сахалинской области от 03.08.2011 N 312;
Постановление Правительства Сахалинской области от 14.10.2011 N 420;
Постановление Правительства Сахалинской области от 01.11.2011 N 442;
Постановление Правительства Сахалинской области от 23.12.2011 N 565;
Постановление Правительства Сахалинской области от 14.05.2012 N 224;
Постановление Правительства Сахалинской области от 05.06.2012 N 268;

Постановление Правительства Сахалинской области от 29.10.2012 N 511

Постановления Правительства Сахалинской области от 21.12.2012 N 648}

В соответствии с постановлением администрации Сахалинской области от 29 июня 2007 года N 129-па "О порядке разработки и реализации областных и межрегиональных целевых программ" администрация Сахалинской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Сахалинской области на 2009 - 2012 годы" (далее - Программа).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов принять программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, разработанные с учетом положений Программы, для финансирования за счет средств местных бюджетов.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2009 года.

{пункт 3 в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 15.04.2010 N 165}

4. Опубликовать постановление в газете "Губернские ведомости".

5. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Сахалинской области С.П.Карепкина.

Губернатор Сахалинской области А.В. Хорошавин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
Сахалинской области
от 13 октября 2008 г. N 327-па
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от
26.04.2011 N 148
;
в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 17.06.2011 N 231;
в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 20.07.2011 N 292;
в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 03.08.2011 N 312}

{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 14.10.2011 N 420}

{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 01.11.2011 N 442}

{ в ред. постановление Правительства
Сахалинской области от 05.06.2012 N 268}

{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 29.10.2012 N 511}

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Сахалинской области на 2009 - 2012 годы и на период до 2013 года"


{Наименование в ред. постановление Правительства Сахалинской области от 05.06.2012 N 268}

ПАСПОРТ областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Сахалинской области на 2009 - 2012 годы и на период до 2013 года"


{Наименование в ред. постановление Правительства Сахалинской области от 05.06.2012 N 268}

Наименование Программы

Областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Сахалинской области на 2009 - 2012 годы" (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Распоряжение администрации Сахалинской области от 17 июня 2008 года N 417-ра "О Концепции областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Сахалинской области на 2008 - 2012 годы"

Государственный заказчик

Координатор Программы

Министерство сельского хозяйства, торговля и продовольствия Сахалинской области
 {в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 26.04.2011 N 148 }

Цели Программы

Устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения Сахалинской области.
 Обеспечение населения Сахалинской области доступными качественными продуктами питания местных товаропроизводителей.
 Повышение конкурентоспособности местной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
 Сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов

Задачи Программы

Создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий.
 Улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства.
 Обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
 Повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства.
 Обеспечение роста доходов, занятости сельского населения в сфере производства сельскохозяйственной продукции.
 Совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Сроки и этапы реализации Программы
 { в ред. постановление Правительства
 Сахалинской области от 05.06.2012 N 268 }

Программа реализуется в один этап с 2009 по 2013 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы составит 5279,4 млн. рублей. Объем
 финансирования из областного бюджета - 2345,1 млн. рублей, в том числе:
 - 2009 год - 406,2 млн. рублей;

 - 2010 год - 471,6 млн. рублей;

 - 2011 год - 584,5 млн. рублей;

 - 2012 год - 567,0 млн. рублей;

 - 2013 год - 314,9 млн. рублей.
 Общий объем финансирования Программы за счет средств местных бюджетов составит 39,3 млн. рублей, в том числе:
 - 2009 год - 6,9 млн. рублей;

 - 2010 год - 6,7 млн. рублей;

 - 2011 год - 7,6 млн. рублей;

 - 2012 год - 8,2 млн. рублей;

 - 2013 год - 9,9 млн. рублей.
 За счет средств внебюджетных источников предусматривается привлечь в 2009 - 2013 годах 2895,0 млн. рублей".
 {в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 22.02.2011 N 47 ;

 в ред. Постановления Правительства Сахалинской
 области от 17.06.2011 N 231 }
 {в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 03.08.2011 N 312 }
 {в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 14.10.2011 N 420 }
 {в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 01.11.2011 N 442 }
 { в ред. постановление Правительства Сахалинской области от 05.06.2012 N 268 }

Исполнители и соисполнители мероприятий Программы

Министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области;
министерство строительства Сахалинской области;
министерство образования Сахалинской области;
министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области.
 {в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 26.04.2011 N 148 }

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Рост сельскохозяйственного производства с темпом до 4% в год против 0,1% в 2006 году, все предприятия будут работать 100% рентабельно, обновится не менее 30% машинно-тракторного парка, увеличится внесение минеральных удобрений в 1,5 раза, на селе будет восстановлено не менее 200 рабочих мест, заработная плата возрастет с 13928 рублей в 2006 году до 30800 рублей в 2012 году, объем налоговых платежей в областной бюджет возрастет к 2012 году в 2 раза и составит 150 млн. рублей.
 {в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 22.02.2011 N 47 }

{в ред. постановления администрации Сахалинской области от 21.11.2008 N 369-па}

{в ред. постановления администрации Сахалинской области от 25.03.2009 N 107-па}

{в ред. постановления администрации Сахалинской области от 18.05.2009 N 181-па}

{в ред. постановления администрации Сахалинской области от 23.06.2009 N 232-па}

{в ред. постановления администрации Сахалинской области от 02.11.2009 N 438-па}

{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 15.04.2010 N 165}

{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 09.11.2010 N 540}

{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 17.06.2011 N 231}

{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 03.08.2011 N 312}

{в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 29.10.2012 N 511}

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Программа разработана в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы" (далее - Госпрограмма), Законом Сахалинской области от 04 июля 2006 года N 73-ЗО "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Сахалинской области", постановлением администрации Сахалинской области от 17 июня 2008 года N 417-ра "О Концепции областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Сахалинской области на 2008 - 2012 годы" и постановлением администрации Сахалинской области от 29 июня 2007 года N 129-па "О порядке разработки и реализации областных и межрегиональных целевых программ".

Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Сахалинской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности не только на ближайшие четыре года, но закладывает фундамент развития отрасли на более длительную перспективу.

1.1. Анализ причин возникновения проблемы


Необходимость разработки Программы определяется исключительной значимостью сельского хозяйства в обеспечении населения Сахалинской области качественным продовольствием, промышленности - аграрным сырьем и в содействии устойчивому развитию сельских территорий.

Сельское хозяйство является базовой отраслью агропромышленного комплекса и играет важную роль в экономике Сахалинской области, развитии сельских территорий, в продовольственном обеспечении населения свежими продуктами питания (мясом, молоком, яйцами, картофелем, овощами), необходимыми в экстремальных природно-климатических условиях для поддержания здоровья сахалинцев и курильчан, закрепления кадров, успешного освоения шельфовых проектов, природных ресурсов (нефтяных, газовых, рыбных, лесных), а также жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера.

Отличительной особенностью сельскохозяйственного производства Сахалинской области является значительная отдаленность его от основных районов производства материально-технических ресурсов, потребляемых в процессе производства (удобрений, сельскохозяйственной техники, запчастей и т.д.), ограниченная доступность территории и разбросанность сельскохозяйственных товаропроизводителей на территории Сахалина и Курильских островов. Местное сельскохозяйственное производство является единственным источником малотранспортабельной и скоропортящейся продукции, а также важным стабилизирующим фактором в сдерживании цен на поступающую сельскохозяйственную продукцию из других регионов страны и импортную продукцию. Таким образом, от положения дел в сельском хозяйстве во многом зависит стабильность социально-экономической ситуации в Сахалинской области. Для большинства населенных пунктов сельское хозяйство - единственная сфера занятости населения. Все эти особенности придают сельскохозяйственному производству Сахалинской области особую специфичность, которую необходимо учитывать при решении вопросов экономического и социального развития всей Сахалинской области.

Удельный вес сельскохозяйственной продукции в валовом региональном продукте составляет около 2,5%. На селе проживают 117,1 тыс. человек, или 22,3% населения области. В крупных сельскохозяйственных предприятиях Сахалинской области занято 2,6 тыс. человек, или 2,2%, проживающих на селе.

Сельское хозяйство Сахалинской области специализируется на производстве картофеля, овощей, грубых и сочных кормов, мясомолочной продукции, яиц. Современное состояние сельского хозяйства области, представленное различными секторами экономики, позволяет за счет собственного производства удовлетворить потребности в картофеле и овощах полностью, яйцах на 96%, молоке на 31% и мясе на 5%. В настоящее время в Сахалинской области функционируют 30 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, 660 крестьянских (фермерских) хозяйств, 140 тысяч семей, занимающихся личным подсобным хозяйством, садоводством и огородничеством. В их пользовании имеется 82,1 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них 35,5 тыс. га пашни, 40,7 тыс. га кормовых угодий. В пользовании крестьянских (фермерских) хозяйств находится 9,9 тыс. га. Средний размер земельного участка 14,9 га.

В 2007 году хозяйствами всех категорий получено валовой продукции сельского хозяйства на сумму 5618,4 млн. рублей, что составило 105% к 2006 году, в том числе в сельскохозяйственных организациях - на сумму 1946,6 млн. рублей, индекс физического объема составил 101,8%. Фермерскими хозяйствами произведено продукции сельского хозяйства на сумму 385,4 млн. рублей, индекс физического объема - 97,9%. Личными подсобными хозяйствами населения произведено продукции сельского хозяйства на сумму 3286,4 млн. рублей, индекс физического объема - 107,9%. Ими производится 71,9% картофеля, 59% овощей, 37,1% мяса скота и птицы, 49,3% молока и 10,9% яиц. В 2007 году в структуре сельскохозяйственного производства на долю сельскохозяйственных предприятий в общем объеме производства приходилось 34,6%, населения 58,5% и фермеров 6,9%.

В 2007 году картофеля убрано во всех категориях хозяйств больше, чем в 2006 году - 134,9 тыс. тонн, или на 12,1% больше, чем в 2006 году. Валовой сбор овощей сохранен на уровне прошлого года - 58,9 тыс. тонн. Собранный урожай картофеля и овощей удовлетворяет потребности области в данном продовольствии. В 2007 году производство основных видов животноводческой продукции возросло к уровню 2006 года: молока - на 2,8% (32,1 тыс. тонн), мяса (скота и птицы на убой в живом весе) - на 2,2% (3,1 тыс. тонн). В сельскохозяйственных предприятиях в результате осуществления комплекса селекционных и технологических мероприятий в 2007 году обеспечен рост молочной продуктивности коров на 3,4%, надой молока впервые достиг уровня эталонного 1990 года и составил 4039 кг в расчете на 1 корову. Это лучший показатель среди 10 субъектов Дальневосточного Федерального округа Российской Федерации, в среднем по России получено 3766 кг. Наивысших результатов в молочном животноводстве в 2007 году достигли: государственная организация научного обслуживания опытно-производственное хозяйство (далее - ГОНО ОПХ) "Тимирязевское" - 6463 кг молока на 1 фуражную корову; ЗАО "Совхоз Заречное" - 5959 кг; ООО "Огоньки" - 5554 кг; сельскохозяйственный производственный кооператив (далее - СПК) "Соколовский" - 4851 кг; государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие (далее - ГУСП) "Комсомолец" - 4459 кг. И в этом огромная заслуга Приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", главным направлением которого стало ускоренное развитие этой отрасли. Его реализация продемонстрировала огромные потенциальные возможности сахалинского сельского хозяйства, помогла стимулировать развитие предпринимательства в деревне. Основанием для такого решения, как известно, явилось резкое падение производства продукции животноводства, а также, и это главное, существенное сокращение производства мяса - в 14,9 раза, молока - в 4,7 раза. Если в 1990 году производство мяса в Сахалинской области на душу населения составляло 43 кг (при рациональной норме потребления 81 кг), то в настоящее время - всего 4 кг (снижение в 10,8 раза); по молоку соответственно - 203 кг (при норме потребления 392 кг) и 62 кг (снижение в 3,3 раза). Именно поэтому национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса" в 2006-2007 годах в первую очередь решал задачу возрождения сахалинского мясного и молочного животноводства, а также обеспечения населения местными натуральными мясомолочными продуктами питания в условиях растущего спроса на эту продукцию. Реализация мероприятий аграрного национального проекта будет продолжена с 2008 года в рамках Госпрограммы, а аграрная политика становится с 2008 года приоритетом в социально-экономической политике администрации Сахалинской области.

В 2007 году в сельскохозяйственных предприятиях выручка от продажи товаров, работ, услуг составила 1261,5 млн. рублей. Сельскохозяйственные предприятия получили прибыль до налогообложения в объеме 98,9 млн. рублей, уровень рентабельности составил более 7%.

С 2002 по 2007 год в сельском хозяйстве продолжался экономический рост, объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 55,7%.

Однако с 2004 года наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства и их отставания от темпов развития экономики Сахалинской области в целом. Если в 2003 году среднегодовой темп прироста в сельском хозяйстве составил 12,5%, то в 2007 году только 5%. Развитие сельского хозяйства уступает пищевой и перерабатывающей промышленности, использующей импортное сырье, объем поставок, которого растет быстрее, чем внутреннее производство. По отношению к субсидируемому импорту продовольствия продукция сахалинских товаропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с внутреннего рынка. Особенно высока доля импортной продукции на рынках мяса и молока. Уровень сельской безработицы составляет 2,8% при среднем областном показателе 1,1%.

Если в растениеводстве до настоящего времени удалось сохранить уровень производства 1990 года, то в животноводстве он составляет лишь 20% от уровня 1990 года. Между тем по мере роста доходов населения Сахалинской области увеличивается спрос на мясомолочную продукцию и необходимо, чтобы прежде всего сахалинские производители воспользовались этой тенденцией.

Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение целого комплекса проблем села, в том числе социальных.

Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

1) низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

2) неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

3) финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

4) проблемы с технической инвентаризацией объектов недвижимости, межеванием, постановкой на кадастровый учет и регистрацией прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения в государственных унитарных сельскохозяйственных предприятиях области, вызванные высокой стоимостью проведения названных работ;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»