Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2008 года N 465

О СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 3 февраля 2017 года на основании Постановления Правительства РБ от 03.02.2017 N 48.
____________________________________________________________________

Изменения в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия:

НГР ru04000201200228 (от 23.03.2012 N 148)

НГР ru04000201200555 (от 28.06.2012 N 379)

Во исполнение федеральных законов от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", в целях оптимизации работы органов управления и организаций, на которые возложены обязанности по своевременному обнаружению и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды, и обеспечения своевременного обмена информацией в области гражданской обороны и защиты населения, территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Бурятия.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Президент - Председатель

Правительства Республики Бурятия

В.В.Наговицын


Утверждено
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 30.09. 2008 N 465

Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Бурятия

В ред. Постановления Правительства Республики Бурятия:

НГР ru04000201200555 (от 28.06.2012 N 379)

1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение определяет вопросы организации работы и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Бурятия (далее - СНЛК РБ), перечень организаций СНЛК, функционирующих на уровне республики; разработано в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", от 24.03.1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

1.2. СНЛК РБ является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Бурятской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, формируется на основе организаций, функционирующих на территории республики и решающих задачи наблюдения и лабораторного контроля в масштабе республики. Выполнение поставленных СНЛК РБ задач является обязательным для всех министерств, ведомств и организаций, включенных в структуру СНЛК РБ.

1.3. Общее руководство СНЛК осуществляет Республиканское агентство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (далее - Республиканское агентство ГО и ЧС).

Республиканское агентство ГО и ЧС координирует деятельность СНЛК РБ при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, контролирует состояние готовности лабораторий, входящих в состав СНЛК РБ, к действиям в условиях мирного и военного времени.

1.4. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК РБ осуществляют соответствующие министерства и ведомства.

1.5. Наблюдение и лабораторный контроль на территории республики организуется и проводится в установленном порядке в целях:

- своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и других) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных (далее РВ), отравляющих (далее ОВ), аварийно химически опасных веществ (далее АХОВ), биологических (бактериологических) средств (далее БС) - возбудителей инфекционных заболеваний.

2. Структура СНЛК РБ


2.1. Основу СНЛК РБ составляют базовые лаборатории, которые отвечают требованиям по функционированию в режиме повышенной готовности (срок приведения в готовность 6-8 часов) и в режиме чрезвычайных ситуаций. При эвакуации эти лаборатории рассредоточиваются в загородной зоне в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.

2.2. СНЛК РБ имеет три уровня:

- республиканский;

- местный;

- объектовый.

Республиканский уровень формируется на основе базовых учреждений и организаций, функционирующих на территории Республики Бурятия и решающих задачи наблюдения и лабораторного контроля в масштабе республики (приложение N 1). Координацию деятельности СНЛК РБ на республиканском уровне осуществляет Республиканское агентство ГО и ЧС.

Местный уровень формируется на основе ведомственных лабораторий и организаций, решающих задачи в масштабах одного или нескольких городов и районов республики (приложение N 2). Координацию деятельности СНЛК РБ на местном уровне осуществляют районные центры СНЛК РБ, Управление по делам ГО и ЧС г. Улан-Удэ и категорированных городов, а также отделы (специалисты) ГО, ЧС органов местного самоуправления.

Объектовый уровень СНЛК РБ состоит из складских, производственных лабораторий и постов наблюдения организаций (объектов экономики) Республики Бурятия (приложение N 3). Координацию деятельности СНЛК РБ на объектовом уровне осуществляют объектовые комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и соответствующие органы управления (специалисты) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям организации (объекта экономики).

2.3. Образовательные и академические научно-исследовательские учреждения, имеющие в своем составе лаборатории (приложение N 4), привлекаются к работе в интересах СНЛК РБ по решению Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

3. Основные задачи


3.1. Основными задачами СНЛК РБ являются:

- прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической (далее - РХБ) обстановки в мирное и военное время в зонах чрезвычайных ситуаций;

- своевременное выявление и оценка РХБ обстановки методом наблюдения и лабораторного контроля;

- участие в определении зон радиоактивного, химического загрязнения и биологического заражения по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства;

- обобщение и передача данных о РХБ обстановке в соответствующие инстанции по установленным формам и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территорий.

4. Порядок функционирования и передачи информации организациями СНЛК РБ


4.1. Функционирование СНЛК РБ осуществляется в трех режимах:

4.1.1. В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объемах задач, установленных для каждой организации СНЛК вышестоящим органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящий орган (организацию) по подчиненности.

Учреждения СНЛК РБ в установленном порядке создают и освежают запасы материальных средств, поддерживают в готовности лабораторное оборудование и средства передачи информации.

4.1.2. В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации (ЧС) и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.

Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (ПДК), а также ОВ и БС; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящий орган (организацию) по подчиненности и одновременно в головное учреждение СНЛК РБ.

4.1.3. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, при биотерроризме, применении противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.

Экстренная информация об обнаружении в объемах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК, а также ОВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящий орган (организацию), базовое учреждение СНЛК РБ и одновременно в Республиканское агентство ГО и ЧС.

Передача экстренной информации (уведомления) при режиме повышенной готовности и чрезвычайной ситуации осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи, немедленно, и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации. Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).

4.2. Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК РБ вышестоящей организацией по согласованию с базовым учреждением и закрепляются в соответствующей инструкции.

5. Задачи базовых учреждений, ведомственных и объектовых лабораторий СНЛК РБ


5.1. Основными задачами Бурятского республиканского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - ЦГМС) являются:

- измерение мощности радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

- определение зараженности атмосферного воздуха, воды открытых водоемов и местности ОВ и АХОВ;

- установление границ зон радиоактивного и химического заражения (загрязнения) в районах чрезвычайных ситуаций;

- определение уровня гамма-излучения и суммарной B-активности;

- подготовка специалистов ЦГМС для ведения радиационного и химического наблюдения.

На гидрометеорологические станции ЦГМС возлагается:

- измерение мощности радиоактивного излучения на местности в районе расположения метеоплощадок;

- установление наличия ОВ и АХОВ в атмосфере, воде открытых водоемов и на местности;

- осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды открытых водоемов и доставка их в ЦГМС.

5.2. Основными задачами Управления ветеринарии Республики Бурятия и его подведомственных учреждений являются:

- проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства;

- установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных при чрезвычайных ситуациях мирного времени в материалах, взятых от больных, трупов животных и птиц, а также фуражного сырья и воды в местах водопоя животных (специфическая идентификация);

- проведение лабораторной диагностики инфекционных болезней животных и птиц;

- осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов;

- измерение мощности радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды, контролируемых объектах;

- установление радионуклидного состава исследуемых проб согласно нормам;

- определение зараженности сельскохозяйственных животных и птиц, продуктов животноводства, растениеводства, фуражного сырья и воды ОВ, АХОВ, а также осуществление их идентификации;

- проведение лабораторных исследований животных и птиц, пораженных РВ, ОВ, АХОВ;

- проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого сырья животного происхождения, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных), а также фуражного сырья, зараженных РВ, ОВ, АХОВ и БС, с выдачей заключения о возможности их использования по назначению;

- оказание методической помощи ветеринарным лабораториям на закрепленной территории и подготовка ветеринарных специалистов.

5.3. Химико-радиометрическая лаборатория Государственного казенного учреждения Республики Бурятия по делам ГО, ЧС и ОПБ проводит радиационную и химическую разведку в зонах заражения (загрязнения), идентификацию ОВ, АХОВ, участвует в подготовке специалистов производственных (объектовых) лабораторий, включенных в СНЛК.

В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 28.06.2012 N 379

5.4. Основными задачами объектовых лабораторий являются:

- выявление РХБ обстановки на территории расположения лаборатории, в границах объекта или санитарно-защитной зоны;

- установление наличия в воздухе, почве и растительности в районе расположения предприятия (объекта) химически опасных веществ и проведение их идентификации;

- установление наличия радиоактивных и химически опасных веществ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье;

- определение на контролируемых объектах загрязнения продовольствия, пищевого сырья, воды химически опасными веществами, осуществление их окончательной идентификации;

- отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК РБ для проведения экспертизы и исследований по определению загрязнения их радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами.

5.5. Посты радиационного и химического наблюдения на объектах СНЛК осуществляют наблюдение в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени для своевременного обнаружения в объектах окружающей среды РВ, ОВ, СДЯВ и их идентификацию техническими средствами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»