ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2017 года N 48
г. Улан-Удэ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 04.03.2021 на основании Постановления Правительства Республики Бурятия от 04.03.2021 N 79.
____________________________________________________________________
(в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 19.09.2017 N 465)
В соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Республики Бурятия (далее - Положение).
2. Рекомендовать руководителям учреждений федеральных органов исполнительной власти, входящих в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Республики Бурятия, руководствоваться в своей деятельности настоящим Положением.
3. Признать утратившими силу:
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
А.ЧЕПИК
ПОЛОЖЕНИЕ О СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
(в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 19.09.2017 N 465)
1.1. Настоящее Положение определяет вопросы организации работы и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Республики Бурятия (далее - СНЛК ГО РБ), перечень учреждений СНЛК ГО РБ, функционирующих на уровне республики, и разработано в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", от 24.03.1997 N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
1.2. СНЛК ГО РБ является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Бурятской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, формируется на основе учреждений, функционирующих на территории республики и решающих задачи наблюдения и лабораторного контроля в масштабе республики. Выполнение поставленных СНЛК ГО РБ задач является обязательным для всех министерств, ведомств и учреждений, включенных в структуру СНЛК ГО РБ.
1.3. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК ГО РБ осуществляют соответствующие министерства и ведомства.
1.4. Наблюдение и лабораторный контроль на территории республики организуется и проводится в установленном порядке в целях:
- своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и других) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных веществ (далее - РВ), отравляющих веществ (далее - ОВ), аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ), биологических (бактериологических) средств (далее - БС) - возбудителей инфекционных заболеваний.
2.1. Основу СНЛК ГО РБ составляют базовые лаборатории, которые отвечают требованиям по функционированию в режиме повышенной готовности (срок приведения в готовность 6 - 8 часов) и в режиме чрезвычайных ситуаций.
2.2. СНЛК ГО РБ имеет четыре уровня (приложение N 1 к настоящему Положению):
- функциональный;
- территориальный;
- местный;
- объектовый.
Функциональный уровень формируется на основе федеральных органов исполнительной власти, научно-исследовательских и образовательных учреждений (приложение N 2 к настоящему Положению), расположенных на территории Республики Бурятия и решающих задачи наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны. Координацию деятельности СНЛК ГО РБ, в соответствии с федеральным законодательством, на функциональном уровне осуществляет Главное управление МЧС России по Республике Бурятия (далее - ГУ МЧС России по РБ), а также координирует деятельность и контролирует состояние готовности учреждений, входящих в состав СНЛК ГО РБ.
Территориальный уровень формируется на основе исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, республиканских учреждений (приложение N 3 к настоящему Положению), решающих задачи наблюдения и лабораторного контроля в масштабе республики. Координацию деятельности СНЛК ГО РБ на территориальном уровне осуществляет Республиканское агентство ГО и ЧС (далее - РА ГО и ЧС).
Местный уровень формируется на основе ведомственных лабораторий и учреждений, являющихся базовыми для сети наблюдения и лабораторного контроля (приложение N 4 к настоящему Положению), решающих задачи в масштабах одного или нескольких городов и районов республики. Координацию деятельности СНЛК ГО РБ на местном уровне осуществляют комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления и соответствующие органы управления (специалисты) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления.
Объектовый уровень СНЛК ГО РБ состоит из лабораторий и постов наблюдения учреждений (объектов экономики) Республики Бурятия (приложение N 5 к настоящему Положению). Координацию деятельности СНЛК ГО РБ на объектовом уровне осуществляют объектовые комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и соответствующие органы управления (специалисты) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям объекта экономики.
Основными задачами СНЛК ГО РБ являются:
- прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической (далее - РХБ) обстановки в мирное и военное время, а также в зонах чрезвычайных ситуаций;
- своевременное выявление и оценка РХБ обстановки методом наблюдения и лабораторного контроля;
- участие в определении зон радиоактивного, химического загрязнения и биологического заражения по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства;
- обобщение и передача данных о РХБ обстановке в соответствующие инстанции по установленным формам и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территорий.
4.1. Функционирование СНЛК ГО РБ осуществляется в трех режимах:
4.1.1. В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объемах задач, установленных для каждого учреждения СНЛК ГО РБ вышестоящим органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящий орган по подчиненности.
Учреждения СНЛК ГО РБ в установленном порядке создают и освежают запасы материальных средств, поддерживают в готовности лабораторное оборудование и средства передачи информации.
4.1.2. В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и других РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни) (далее - ПДК (ПДУ)), а также ОВ и БС; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК ГО РБ в вышестоящий орган по подчиненности и одновременно в федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по РБ" (далее - ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по РБ) и в РА ГО и ЧС (приложение N 6 к настоящему Положению).
4.1.3. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, при биотерроризме, применении противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных Положением о сети наблюдения и лабораторного контроля Российской Федерации.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК ГО РБ в вышестоящий орган и одновременно в ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по РБ и РА ГО и ЧС (приложение N 6 к настоящему Положению).
Передача экстренной информации (уведомления) при режиме повышенной готовности и чрезвычайной ситуации осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации. Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
4.2. Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК ГО РБ вышестоящим органом и закрепляются соответствующей инструкцией. Органы местного самоуправления и органы управления (специалисты) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям объекта экономики представляют информацию согласно Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной приказом МЧС России от 07.07.1997 N 382.
5.1. Основными задачами Бурятского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Забайкальское УГМС" (далее - БЦГМС) являются:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- определение зараженности атмосферного воздуха, воды открытых водоемов и местности ОВ и АХОВ;
- установление границ зон радиоактивного и химического заражения (загрязнения) в районах чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мониторинга загрязнения атмосферного воздуха химическими веществами в районах чрезвычайных ситуаций.
На гидрометеорологические станции БЦГМС возлагаются:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения метеоплощадок;
- установление наличия ОВ и АХОВ в атмосфере, воде открытых водоемов и на местности;
- осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды открытых водоемов и доставка их в БЦГМС.
5.2. Основными задачами федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия" являются:
- проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения (группа эпидемиологической разведки, санитарно-эпидемиологические отряды и другие силы);
- установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация);
- осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов;
- проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, АХОВ и БС, с выдачей заключения о пригодности их использования по назначению;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб;
- определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья ОВ и АХОВ;
- оказание методической помощи и руководство работой нижестоящих звеньев на подведомственной территории.
5.3. Основными задачами филиалов федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия", а также Улан-Удэнского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" и Северобайкальского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" являются:
- проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;
- установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружающей среды микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний людей при чрезвычайных ситуациях мирного времени;
- исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, на зараженность известными возбудителями;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- установление наличия в объектах окружающей среды ОВ, АХОВ и проведение их предварительной идентификации;