Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА ПЕРИОД ДО 2028 ГОДА (с изменениями на: 29.03.2017)


2.2.3. Этапы формирования кластера


Основные этапы формирования кластера представлены на рисунке 10 приложения 2 к Стратегии.

1 этап: характеризуется масштабным строительством туристской инфраструктуры, относящейся к ядру кластера, - инфраструктуры горнолыжного, оздоровительного туризма, транспортной инфраструктуры, а также формированием институциональной среды, началом реализации маркетинговой программы.

Разработка новых туристских направлений и продуктов будет нивелировать сезонность загрузки туристского сектора. Реализация инвестиционных проектов также налагает определенные требования на инфраструктуру, которая должна быть, во-первых, всесезонной, а во-вторых, соответствовать мировым стандартам комфорта как в части размещения, так и в части сопутствующих сервисов.

Для удовлетворения туристского спроса на имеющихся и проектируемых туристских направлениях наряду с высоким качеством услуг необходимо обеспечить их разнообразие - в частности, по типам средств размещения, по ценовой категории, по набору дополнительных специализированных услуг и так далее. При этом для каждого вида туризма имеются наиболее предпочтительные типы средств размещения, что, однако, не исключает, а лишь подчеркивает необходимость разнообразия.

1. Инфраструктура для горнолыжного туризма.

Центр горного отдыха должен включать в себя горнолыжные трассы различной категории сложности, системы подъемников, освещения, искусственного оснежения, инфраструктуру размещения. Также должны иметься дополнительные сервисы: пункт проката снаряжения, школа горнолыжного катания, кафе-бары и рестораны, смотровые площадки, развлекательный центр и так далее. Общая стоимость строительства типового горнолыжного курорта составляет порядка 3,75 млрд рублей.

Средства размещения для горнолыжников должны располагаться не более чем в получасовой транспортной доступности от места катания. Самый благоприятный вариант - размещение гостиничного комплекса в непосредственной близости от фуникулеров, доставляющих горнолыжников к вершине горы.

Основной горнолыжный контингент - жители крупных городов и мегаполисов. Во время отдыха они наряду с удовольствием от катания и досугово-развлекательной части хотели бы получить немного уединения, тишины - отдыха от суеты городской жизни. Поэтому рекомендуется строить гостиничные комплексы, состоящие из нескольких корпусов небольшой емкости.

Сразу после запуска первой очереди горнолыжного курорта на втором этапе должна быть построена гостиница формата "4 звезды" общей емкостью порядка 200 номеров (гостиница более высокого класса).

Строительство туристских коттеджных поселков - уже известная практика в России. В "новой редакции" они должны приобрести большую степень комфорта. Также должны появиться дополнительные услуги, такие, как прокат оборудования и снаряжения, медицинско-оздоровительные, экскурсионные и иные услуги.

2. Инфраструктура для рекреационного туризма (основанного на климатических факторах в целях оздоровления, восстановления физических и эмоциональных сил человека).

На данном этапе поток отдыхающих во многом находится в некоммерческом секторе. Вместе с тем платежеспособный спрос имеется, и в дальнейшем он будет только возрастать. При изменении структуры планирования свободного времени возникнет запрос на рекреационный отдых и в холодное время года. Поэтому инфраструктура размещения для рекреационного туристского потока должна стать более комфортабельной и всесезонной. Создание аттрактивно-развлекательной (медицинские и SPA-комплексы, условия для занятий различными видами спорта и так далее) и событийной части будет способствовать наиболее полной загрузке гостиничного комплекса в любой сезон.

Предполагается, что данная инфраструктура размещения будет также обслуживать и поток туристов, имеющих целью ознакомиться с историко-культурным, национальным, этнографическим наследием Алтая.

Наряду со строительством гостиниц и мини-отелей, выведению "дикого" туристского потока в коммерческий сектор способствует строительство организованных стоянок и кемпингов, нацеленных на рекреационный отдых и призванных коммерциализировать традиционные места "дикого отдыха".

3. Транспортная инфраструктура.

Для региона, который делает ставку на туризм и реализует крупные туристские проекты, одним из важнейших вопросов становится транспортная доступность, что обуславливает развитие и расширение возможностей транспортной инфраструктуры. Именно от того, насколько быстро и комфортно турист может добраться до места отдыха, зависит заполняемость гостиниц и, соответственно, сумма выручки от дополнительных услуг.

По территории Республики Алтай проходит федеральная трасса М-52 "Чуйский тракт", соединяющая республику с одной стороны с Новосибирском, а с другой стороны - с Монголией.

В целом обеспеченность автомобильными дорогами в республике соответствует средней по стране и значительно превышает среднюю по Сибирскому федеральному округу - 31 против 20 на 1000 кв. км дорог, что отражено в таблице 10 приложения 1 к Стратегии. Обеспеченность автодорогами благоприятно влияет на развитие туризма в регионе. Между тем, это не исключает строительства и реконструкции автодорог к организуемым туристским объектам. Здесь наиболее перспективными становятся расширение дорожного полотна федеральной трассы М-52, строительство и ввод в эксплуатацию автомобильных дорог, обеспечивающих транспортную связь с Кемеровской областью и Республикой Казахстан, тем самым способствующих развитию дорожной сети.

Исторически сложилось, что в силу физико-географических особенностей железнодорожное сообщение в республике до сегодняшнего момента отсутствует. Ближайшая железнодорожная станция находится в г. Бийске Алтайского края (100 километров от г. Горно-Алтайска). Туристы, желающие приехать в Республику Алтай по железной дороге, преодолевают расстояние от Бийска до Горно-Алтайска и далее до мест размещения на такси или частных автомобилях.

На развитие этого направления должно повлиять строительство железнодорожной ветки "Бийск - Горно-Алтайск", проект которой включен в Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Цель проекта, имеющего статус социально значимого, - обеспечить регион выходом на сеть железных дорог страны. Железная дорога является приемлемым видом транспорта для жителей Сибирского федерального округа, однако жителям Европейской части России (как и жителям Дальнего Востока) придется затратить от 2 до 3 суток на дорогу. Для доставки таких туристов, а также иностранных туристов должен использоваться авиатранспорт.

На данном этапе авиасообщение с Республикой Алтай отсутствует. Ближайший аэропорт, который используется для доставки туристов - аэропорт федерального значения в г. Барнауле, принимающий среднемагистральные самолеты.

Устранить такое ограничение в развитии въездного туризма предполагается за счет функционирования аэропорта в г. Горно-Алтайске. На данный момент аэропорт находится в стадии реконструкции. В ходе работ планируется увеличить протяженность взлетно-посадочной полосы до 2300 метров, что позволит принимать среднемагистральные самолеты. После завершения работ пропускная способность аэропорта составит несколько сотен тысяч пассажиров.

В контексте концепций развития гражданской авиации и аэропортовой деятельности Российской Федерации этот объем является недостаточным. В процессе реализации находится проект создания международного авиахаба на территории Красноярского края, который свяжет магистральные авиалинии Юго-Восточной Азии, Европы и Северной Америки. Это значит, что сибирские территории станут доступными для мировых туристских потоков. Перед Республикой Алтай стоит задача доставки туристов на свою территорию.

Не вызывает сомнений, что продвижение республики на мировой туристский рынок требует большей пропускной способности аэропорта, так как подавляющее большинство иностранных туристов будут прибывать на самолетах.

На этом этапе требуется формирование институциональной среды. Выделение туризма в качестве одного из приоритетов экономического развития Республики Алтай, а также реализация крупных туристских проектов диктует необходимость координации усилий всех участников процесса для проведения скоординированной политики, нацеленной на развитие туристской отрасли Республики Алтай. Появляются предпосылки для создания профессиональных объединений участников туристского бизнеса: от союза туроператоров до объединения поставщиков комплектующих для гостиничного комплекса. Подобные объединения являются важными партнерами власти при развитии туристской индустрии.

Форматирование туристского сектора экономики республики принимает особую значимость. При этом также значимым институтом при развитии туризма является сертификация. Это касается и средств размещения, и предоставляемых услуг (сертификация сопутствующих услуг, технологий, оборудования на соответствие различным стандартам качества).

В совокупности все это будет формировать имидж туристской территории как места с высоким качеством предлагаемых услуг, соответствующим мировым стандартам, и способствовать увеличению туристского потока. Таким образом, территория будет инкорпорирована в мировую туристскую индустрию.

Политика активной реализации программы территориального маркетинга предполагает смещение экономической политики от управления отраслями к управлению развитием территорий. Это позволяет вовлечь в коммерческий оборот ресурсы, имеющиеся на территории региона, которые в настоящий момент не используются или используются неэффективно. Управление территориями включает в себя, в первую очередь, создание инфраструктуры для развития определенных видов деятельности и благоприятных условий для ведения бизнеса.