ЗАКОН
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
от 15 сентября 2008 года N 115
Об охране труда в Камчатском крае
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Камчатского края от 29.12.2014 N 558, вступающего в силу через 10 дней после дня его официального опубликования (статья 9 данного документа).
____________________________________________________________________
{Изменения:
Закон Камчатского края от 05.03.2010 N 398
Закон Камчатского края от 28.04.2011 N 591}
1. Целями настоящего Закона являются осуществление на территории Камчатского края государственной политики в области охраны труда, создание безопасных, благоприятных условий труда работникам, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
2. Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны труда и распространяет свое действие на органы государственной власти Камчатского края, органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, работодателей (физических лиц и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) и работников.
Правовой основой настоящего Закона являются Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области охраны труда, Устав Камчатского края и законы Камчатского края.
Субъектами правовых отношений в области охраны труда в Камчатском крае являются:
1) органы государственной власти Камчатского края;
2) органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае;
3) органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;
4) профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
5) работодатели, объединения работодателей;
6) работники, состоящие с работодателями в трудовых отношениях;
7) другие лица, участвующие в производственной деятельности работодателя, в соответствии с трудовым законодательством.
1. Каждый работник в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации имеет право на:
1) рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
2) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;
3) получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
4) отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
5) обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
6) обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
7) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
8) запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
9) обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Камчатского края и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
10) личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
11) внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);
12) компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
2. Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
3. В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.
Государственное управление охраной труда на территории Камчатского края в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти и уполномоченный исполнительный орган государственной власти по вопросам охраны труда в пределах их полномочий.
1. К полномочиям Законодательного Собрания Камчатского края в области охраны труда относятся:
1) разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края в области охраны труда;
2) иные полномочия в области охраны труда в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Камчатского края, содержащими нормы трудового права.
2. К полномочиям Правительства Камчатского края в области охраны труда относятся:
1) осуществление нормативного правового регулирования в области охраны труда в пределах своей компетенции;
2) утверждение краевых целевых программ улучшения условий и охраны труда и контроль за их выполнением;
3) иные полномочия в области охраны труда в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Камчатского края, содержащими нормы трудового права.
3. К полномочиям уполномоченного исполнительного органа государственной власти по вопросам охраны труда относятся:
1) осуществление государственного управления охраной труда на территории Камчатского края в пределах своих полномочий;
2) реализация на территории Камчатского края государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
3) разработка и реализация краевых целевых программ или мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
4) организация проведения на территории Камчатского края в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
5) осуществление на территории Камчатского края в установленном порядке государственной экспертизы условий труда, организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и проведения подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда, в том числе стандартам безопасности труда;
(пункт 5 части 3 статьи 6 в редакции Закона Камчатского края от 05.03.2010 N 398)
6) организация сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Камчатского края;
7) разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края в области охраны труда;
8) осуществление добровольной уведомительной регистрации организаций и специалистов, оказывающих услуги в области охраны труда на территории Камчатского края;
9) участие в расследовании несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом;
10) обеспечение развития межрегионального сотрудничества в области охраны труда;
11) иные полномочия в области охраны труда в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Камчатского края, содержащими нормы трудового права.
4. К полномочиям иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края в области охраны труда относятся:
1) участие в расследовании несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом, происшедших в подведомственных краевых государственных учреждениях;
2) обеспечение проведения на территории Камчатского края в установленном порядке обучения по охране труда работников подведомственных краевых государственных учреждений, в том числе их руководителей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте.
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда в Камчатском крае осуществляется в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами, их объединениями и иными уполномоченными работниками представительными органами по вопросам охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Государственная экспертиза условий труда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и уполномоченным исполнительным органом государственной власти по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе досрочного назначения трудовых пенсий); соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда, в том числе стандартам безопасности труда; фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
(часть 2 статьи 9 в редакции Закона Камчатского края от 05.03.2010 N 398)
3. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
4. Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц); запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы; проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, в том числе стандартам безопасности труда, и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации; обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях; обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
(часть 5 статьи 9 в редакции Закона Камчатского края от 05.03.2010 N 398)
1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
2. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.