Наименование Программы | Комплексная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2012 годы" |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 29 декабря 2006 года |
Государственный заказчик-координаторПрограммы | департамент по развитию агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа |
Государственные заказчики Программы | Департамент по развитию агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. |
Основные исполнители Программы | муниципальные образования в Ямало-Ненецком автономном округе |
Основные разработчики Программы | департамент по развитию агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа |
Цели Программы | - устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; |
Задачи Программы | - создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий; |
Сроки реализации Программы | 2008 - 2012 годы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - улучшение жилищных условий в сельской местности (ввод и приобретение жилья в размере 27,73 тыс. квадратных метров за период реализации Программы); |
Объёмы и источники финансирования Программы | объём финансирования Программы в 2008 - 2012 годах составляет: |
Механизм реализации Программы | реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), соглашений, заключаемых Государственными заказчиками Программы с основными исполнителями Программы. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Комплексная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2012 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии со статьями 8, 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение (предусматривается софинансирование мероприятий из средств федерального бюджета, средств бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), бюджетов муниципальных образований в автономном округе, внебюджетных источников) и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Агропромышленный комплекс автономного округа является одной из составляющих экономики региона и основным источником жизнеобеспечения коренного населения. В силу естественных климатических условий сельское хозяйство округа ориентировано в первую очередь на традиционные для автономного округа отрасли: оленеводство, звероводство, промыслы.
Производством сельскохозяйственной продукции на территории автономного округа занимаются 96 хозяйств с различной организационно-правовой формой собственности, 64 крестьянско-фермерских хозяйства и общин и более 3000 личных хозяйств оленеводов. В агропромышленном комплексе автономного округа занято более 13 тысяч человек, где 90% составляют коренные малочисленные народы Севера.
В настоящее время идёт усиленное промышленное освоение полуострова Ямал, что в конечном итоге отрицательно отражается на показателях в аграрном секторе. Начинается работа по освоению Бованенковского месторождения, через полуостров Ямал пройдут железные дороги, нефтегазопроводы и другие инженерно-технические коммуникации нефтегазового комплекса. Это не только затруднит содержание оленей, но и сократит площадь оленьих пастбищ, что в дальнейшем приведёт к уменьшению численности поголовья, отразится на структуре стада и на качестве мяса.
В результате предполагаемого сокращения площади оленьих пастбищ, численность оленей на полуострове Ямал уменьшится на 60 тыс.голов по оптимистическому варианту, на 105 тыс.голов - по пессимистическому. На оседлый образ жизни вынуждены будут перейти как минимум 165 семей.
Данные факторы отразятся на благосостоянии семей, занятых в традиционных отраслях хозяйствования, спровоцирует ряд социальных проблем, вызовет вытеснение из тундры части людей, занятых в оленеводстве, в первую очередь молодёжь.
Проведение мероприятий по освоению полуострова Ямал выведет из оборота оленьих пастбищ большую часть земель. Из оборота оленьих пастбищ выйдут все земли, расположенные западнее газопровода "Бованенково-Ухта" до берега полуострова, ввиду невозможности перехода магистрального газопровода оленьими стадами. Строительство дороги "Обская-Бованенково" и газопровода "Бованенково-Ухта" координально изменит маршруты касланий большего количества оленеводческих бригад.
Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, исполнительными органами государственной власти автономного округа были приняты действенные меры, направленные на стабилизацию и развитие традиционных отраслей хозяйствования. Была разработана и принята программа долгосрочного сотрудничества Правительства автономного округа и ОАО "Газпром", направленная на социально-экономическое развитие автономного округа, связанное с промышленным освоением полуострова Ямал. Реализация данной Программы позволит укрепить материально-техническую базу производства, переработки мяса, рыбы, пушно-мехового сырья. (с изм. от 23.12.2010 N 499-П)
Реализация намеченных мероприятий позволит сохранить оленеводство как главную, профилирующую отрасль сельского хозяйства предприятий всех форм собственности и основу традиционного образа жизни коренных малочисленных народов автономного округа, укрепит материально-техническую базу сельскохозяйственных предприятий.
Главной отраслью по количеству занятых, финансово-экономическим показателям и социально-культурной роли в жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера является оленеводство.
Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:
- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
- низкие цены на сельскохозяйственную продукцию;
- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Устранение названных причин должно осуществляться посредством единой Программы, которая позволит комплексно подойти к решению вопросов развития агропромышленного комплекса.
В этой связи создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объёмов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности автономного округа, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития автономного округа в рассматриваемой перспективе.
II. Основные цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов.