Внести в Закон Орловской области от 22 марта 2007 года N 667-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007-2010 годы" ("Орловская правда". 27 марта 2007 года. N 50) изменения, изложив приложение в следующей редакции:
"Приложение
к Закону
Орловской области
от 22 марта 2007 года N 667-ОЗ
"Об областной целевой программе
"Развитие сельскохозяйственной
потребительской кооперации
в Орловской области
на 2007-2010 годы"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007-2010 годы"
ПАСПОРТ
областной целевой программы "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007-2010 годы"
Наименование Программы | Областная целевая программа "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007-2010 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Коллегии Орловской области от ______ год N ___ |
Заказчик Программы | Губернатор Орловской области |
Руководитель Программы | Заместитель Председателя Коллегии Орловской области - руководитель Департамента аграрной политики Орловской области |
Ответственный исполнитель Программы | Начальник управления реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и социального развития села Департамента аграрной политики Орловской области |
Разработчик Программы | Департамент аграрной политики Орловской области |
Основная цель и задачи Программы | Основной целью Программы является стимулирование экономической активности сельского населения, способствующее росту занятости и повышению его доходов, увеличению объемов производства и реализации продукции, работ, услуг, созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных направлений деятельности, формированию многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2007-2010 годы |
Основные мероприятия Программы | 1. Формирование механизма управления реализацией Программы. |
Исполнители основных мероприятий | Департамент аграрной политики Орловской области, Департамент финансовой политики Орловской области |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы - 197,58 млн.руб.; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и важнейшие целевые показатели | 1. Создание до 2010 года 40 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в т.ч. 28 снабженческо-сбытовых, 11 перерабатывающих, 1 кредитного. |
Система координации исполнения программных мероприятий | Губернатор Орловской области, рабочая группа по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области |
1. Содержание проблемы и обоснование ее решения
Реформы, проводимые в агропромышленном комплексе Орловской области с конца восьмидесятых годов XX века, позволили обеспечить поступательное и эффективное развитие сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности. При этом крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - К(Ф)Х), личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ), индивидуальные предприниматели (далее совместно - малые формы хозяйствования), их союзы и ассоциации, сельскохозяйственные потребительские кооперативы стали неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики и народного хозяйства в целом.
В настоящее время в Орловской области имеется 1,3 тыс.К(Ф)Х и 151,3 тыс.ЛПХ с общей площадью сельскохозяйственных угодий 251,2 тыс.га. Малые формы хозяйствования Орловской области имеют значительный удельный вес в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства. Так, на долю ЛПХ в 2005 году приходилось 51,1% стоимости продукции сельского хозяйства, произведенной во всех категориях хозяйств, в том числе в производстве продукции животноводства - 53,4%, растениеводства - 49,6%. Соответственно, в 2006 году удельный вес ЛПХ в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства составил 50,2%, в производстве продукции животноводства - 49,8%, растениеводства - 50,5%.
Вместе с тем малые формы хозяйствования решают, прежде всего, проблему собственного продовольственного обеспечения. Так, в 2004 году уровень товарности молока в ЛПХ составил 18,7%, в 2005 году - 17,1%, в 2006 году - 17,2%; скота и птицы (в живом весе) в 2004 году - 31,4%, в 2005 году - 28,3%, в 2006 году - 34,2%; картофеля в 2004 году - 19,9%, в 2005 году - 18,6%, в 2006 году - 17,7%. Аналогично в 2004 году уровень товарности молока в К(Ф)Х в 2004 году составил 39,6%, в 2005 году - 41,4%, в 2006 году - 48,4%; скота и птицы (в живом весе) в 2004 году - 58,3%, в 2005 году - 51,4%, в 2006 году - 53,1%; овощей в 2004 году - 84%, в 2005 году - 91%, в 2006 году - 71,2%.
Важную роль малые формы хозяйствования играют в решении социальных проблем села, обеспечении устойчивого развития сельских территорий, занятости и поддержании доходов сельского населения. Они способствуют сохранению территориального расселения и сельского образа жизни, народных традиций, культурного разнообразия страны. Значительна их роль в трудовом воспитании молодежи, сохранении и передаче производственного и социального опыта от старших поколений младшим. В перспективе социально-экономическая роль К(Ф)Х и высокотоварных ЛПХ усилится, особенно в наполнении местных и региональных агропродовольственных рынков, в производстве экологически чистой и безопасной сельскохозяйственной продукции, в оказании общественных услуг.
Структурная перестройка аграрной экономики в России не сопровождалась адекватным развитием инфраструктуры ведения малого бизнеса и кооперативных форм хозяйствования, что создало серьезные трудности по материально-техническому снабжению К(Ф)Х и ЛПХ, по привлечению ими кредитных ресурсов, сбыту произведенной продукции и в конечном счете стало тормозом в динамичном развитии данного сектора аграрной экономики. Таким образом, в настоящее время производственный и социальный потенциал малых форм хозяйствования используется недостаточно эффективно, они испытывают ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем.
Во-первых, не сформирована достаточная и эффективная правовая база, регулирующая развитие индивидуально-семейного сельскохозяйственного производства, должным образом не прописаны условия государственной поддержки.
Во-вторых, К(Ф)Х, владельцы ЛПХ, сельские предприниматели испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной доступности рынка коммерческого кредита, незначительного развития (несмотря на положительную динамику) сельской кредитной кооперации.
В-третьих, не налажена эффективная система материально-технического и производственного обслуживания малых форм хозяйствования. Имеются проблемы по их снабжению качественным семенным материалом, племенным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами, по внедрению высокомеханизированных технологий, по сбыту произведенной продукции (невозможность влиять на цены из-за малых партий реализуемой продукции, недостаток мощностей для хранения, предпродажной подготовки, доработки, переработки и фасовки продукции). Это отрицательно сказывается на конкурентоспособности продукции и престижности сельскохозяйственного труда.
В-четвертых, сельское население испытывает существенные трудности в получении информации о рыночной конъюнктуре и потенциальных партнерах, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, в повышении квалификации.
В-пятых, отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти, с одной стороны, и союзами, ассоциациями К(Ф)Х и ЛПХ, сельских предпринимателей - с другой. Это приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей субъектов малого предпринимательства и сельских жителей при разработке мер аграрной и сельской политики, снижает ее эффективность.
Все это в совокупности свидетельствует об актуальности вопросов определения новых путей и стратегии развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе в целях создания благоприятных экономических условий для повышения эффективности их деятельности, выравнивания конкурентной среды в агробизнесе.
Как показывает мировой и отечественный опыт, наиболее приемлемым и оптимальным вариантом решения обозначенных проблем является создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В частности, в качестве одного из направлений приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" (2006-2007 годы) было определено стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе на основе доступного субсидированного кредитования, формирования системы сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Правовое регулирование в данной сфере осуществляется на основе статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".
Основными принципами сельскохозяйственной кооперации являются:
1) добровольность членства в кооперативе;
2) взаимопомощь и обеспечение экономической выгоды для членов кооператива, участвующих в его производственной и иной хозяйственной деятельности;
3) распределение прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности кооператива;
4) ограничение участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами;
5) ограничение дивидендов по дополнительным паевым взносам членов и паевым взносам ассоциированных членов кооператива;