Недействующий

О внесении изменений в Закон Орловской области "Об областной целевой программе "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007-2010 годы" (утратил силу с 16.07.2012)

Статья 1


Внести в Закон Орловской области от 22 марта 2007 года N 667-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007-2010 годы" ("Орловская правда". 27 марта 2007 года. N 50) изменения, изложив приложение в следующей редакции:



"Приложение
к Закону
Орловской области
от 22 марта 2007 года N 667-ОЗ
"Об областной целевой программе
"Развитие сельскохозяйственной
потребительской кооперации
в Орловской области
на 2007-2010 годы"

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007-2010 годы"

     

ПАСПОРТ
областной целевой программы "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007-2010 годы"

Наименование Программы

Областная целевая программа "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007-2010 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Коллегии Орловской области от ______ год N ___

Заказчик Программы

Губернатор Орловской области

Руководитель Программы

Заместитель Председателя Коллегии Орловской области - руководитель Департамента аграрной политики Орловской области

Ответственный исполнитель Программы

Начальник управления реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и социального развития села Департамента аграрной политики Орловской области

Разработчик Программы

Департамент аграрной политики Орловской области

Основная цель и задачи Программы

Основной целью Программы является стимулирование экономической активности сельского населения, способствующее росту занятости и повышению его доходов, увеличению объемов производства и реализации продукции, работ, услуг, созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных направлений деятельности, формированию многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области.

Основными задачами Программы являются:

1) создание и совершенствование методов и механизмов управления многоуровневой системой сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области;

2) информационно-консультационное обслуживание и научное обеспечение деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

3) кооперация сельскохозяйственных товаропроизводителей для совместного осуществления процессов производства, переработки, сбыта продукции путем создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе второго и последующих уровней

Сроки и этапы реализации Программы

2007-2010 годы

Программа реализуется в 3 этапа:

1-й - подготовительный этап (2007 год);

2-й - этап внедрения (формирование региональной многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, 2008-2009 годы);

3-й - этап распространения (2010 год)

Основные мероприятия Программы

1. Формирование механизма управления реализацией Программы.

2. Подготовка, согласование, актуализация нормативных правовых актов, методических документов для реализации Программы.

3. Создание информационной системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, пунктов коллективного доступа к ней на основе современных систем коммуникации и компьютерных технологий.

4. Организационное, консультационное, методическое обеспечение деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в т.ч. второго и последующих уровней.

5. Субсидирование затрат на создание и обеспечение деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов второго и последующих уровней.

6. Субсидирование затрат на приобретение сельскохозяйственными потребительскими кооперативами второго и последующих уровней сельскохозяйственной техники и оборудования, создание сельскохозяйственных кооперативных рынков, торговых мест, пунктов по приемке, первичной переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.

7. Субсидирование затрат сельскохозяйственных потребительских кооперативов на закупку молока, мяса, фруктов, овощей, яиц у членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов

Исполнители основных мероприятий

Департамент аграрной политики Орловской области, Департамент финансовой политики Орловской области

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы - 197,58 млн.руб.;

в т.ч. областной бюджет - 40,26 млн.руб.;

прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 157,32 млн.руб.

Финансирование Программы по годам:

2007 год - 14,4 млн.руб., в т.ч. областной бюджет - 1,10 млн.руб.;

прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 13,3 млн.руб.

2008 год - 61,18 млн.руб., в т.ч. областной бюджет - 12,96 млн.руб.;

прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 48,22 млн.руб.

2009 год - 57,19 млн.руб., в т.ч. областной бюджет - 13,0 млн.руб.;

прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 44,19 млн.руб.

2010 год - 64,81 млн. руб., в т.ч. областной бюджет - 13,2 млн.руб.;

прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 51,61 млн.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и важнейшие целевые показатели

1. Создание до 2010 года 40 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в т.ч. 28 снабженческо-сбытовых, 11 перерабатывающих, 1 кредитного.

2. Формирование многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, включающей не менее 3 сельскохозяйственных потребительских кооперативов второго и последующих уровней.

3. Достижение удельного веса работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов (в процентах к общему числу зарегистрированных) до 80%.

4. Рост численности членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов до 14 тыс.членов.

5. Повышение располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности (в среднем на одного члена домохозяйства в месяц) на 12% ежегодно.

6. Увеличение товарности скота и птицы (в живом весе) в хозяйствах населения Орловской области (реализовано в процентах от объема производства) на 5% ежегодно.

7. Увеличение товарности молока в хозяйствах населения Орловской области (реализовано в процентах от объема производства) на 5% ежегодно.

8. Увеличение товарности скота и птицы (в живом весе) в К(Ф)Х Орловской области (реализовано в процентах от объема производства) на 5% ежегодно.

9. Увеличение товарности молока в К(Ф)Х Орловской области (реализовано в процентах от объема производства) на 5% ежегодно.

10. Прирост выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) в среднем на один сельскохозяйственный потребительский кооператив на 20% ежегодно

Система координации исполнения программных мероприятий

Губернатор Орловской области, рабочая группа по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области

     

1. Содержание проблемы и обоснование ее решения


Реформы, проводимые в агропромышленном комплексе Орловской области с конца восьмидесятых годов XX века, позволили обеспечить поступательное и эффективное развитие сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности. При этом крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - К(Ф)Х), личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ), индивидуальные предприниматели (далее совместно - малые формы хозяйствования), их союзы и ассоциации, сельскохозяйственные потребительские кооперативы стали неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики и народного хозяйства в целом.

В настоящее время в Орловской области имеется 1,3 тыс.К(Ф)Х и 151,3 тыс.ЛПХ с общей площадью сельскохозяйственных угодий 251,2 тыс.га. Малые формы хозяйствования Орловской области имеют значительный удельный вес в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства. Так, на долю ЛПХ в 2005 году приходилось 51,1% стоимости продукции сельского хозяйства, произведенной во всех категориях хозяйств, в том числе в производстве продукции животноводства - 53,4%, растениеводства - 49,6%. Соответственно, в 2006 году удельный вес ЛПХ в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства составил 50,2%, в производстве продукции животноводства - 49,8%, растениеводства - 50,5%.

Вместе с тем малые формы хозяйствования решают, прежде всего, проблему собственного продовольственного обеспечения. Так, в 2004 году уровень товарности молока в ЛПХ составил 18,7%, в 2005 году - 17,1%, в 2006 году - 17,2%; скота и птицы (в живом весе) в 2004 году - 31,4%, в 2005 году - 28,3%, в 2006 году - 34,2%; картофеля в 2004 году - 19,9%, в 2005 году - 18,6%, в 2006 году - 17,7%. Аналогично в 2004 году уровень товарности молока в К(Ф)Х в 2004 году составил 39,6%, в 2005 году - 41,4%, в 2006 году - 48,4%; скота и птицы (в живом весе) в 2004 году - 58,3%, в 2005 году - 51,4%, в 2006 году - 53,1%; овощей в 2004 году - 84%, в 2005 году - 91%, в 2006 году - 71,2%.

Важную роль малые формы хозяйствования играют в решении социальных проблем села, обеспечении устойчивого развития сельских территорий, занятости и поддержании доходов сельского населения. Они способствуют сохранению территориального расселения и сельского образа жизни, народных традиций, культурного разнообразия страны. Значительна их роль в трудовом воспитании молодежи, сохранении и передаче производственного и социального опыта от старших поколений младшим. В перспективе социально-экономическая роль К(Ф)Х и высокотоварных ЛПХ усилится, особенно в наполнении местных и региональных агропродовольственных рынков, в производстве экологически чистой и безопасной сельскохозяйственной продукции, в оказании общественных услуг.

Структурная перестройка аграрной экономики в России не сопровождалась адекватным развитием инфраструктуры ведения малого бизнеса и кооперативных форм хозяйствования, что создало серьезные трудности по материально-техническому снабжению К(Ф)Х и ЛПХ, по привлечению ими кредитных ресурсов, сбыту произведенной продукции и в конечном счете стало тормозом в динамичном развитии данного сектора аграрной экономики. Таким образом, в настоящее время производственный и социальный потенциал малых форм хозяйствования используется недостаточно эффективно, они испытывают ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем.

Во-первых, не сформирована достаточная и эффективная правовая база, регулирующая развитие индивидуально-семейного сельскохозяйственного производства, должным образом не прописаны условия государственной поддержки.

Во-вторых, К(Ф)Х, владельцы ЛПХ, сельские предприниматели испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной доступности рынка коммерческого кредита, незначительного развития (несмотря на положительную динамику) сельской кредитной кооперации.

В-третьих, не налажена эффективная система материально-технического и производственного обслуживания малых форм хозяйствования. Имеются проблемы по их снабжению качественным семенным материалом, племенным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами, по внедрению высокомеханизированных технологий, по сбыту произведенной продукции (невозможность влиять на цены из-за малых партий реализуемой продукции, недостаток мощностей для хранения, предпродажной подготовки, доработки, переработки и фасовки продукции). Это отрицательно сказывается на конкурентоспособности продукции и престижности сельскохозяйственного труда.

В-четвертых, сельское население испытывает существенные трудности в получении информации о рыночной конъюнктуре и потенциальных партнерах, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, в повышении квалификации.

В-пятых, отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти, с одной стороны, и союзами, ассоциациями К(Ф)Х и ЛПХ, сельских предпринимателей - с другой. Это приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей субъектов малого предпринимательства и сельских жителей при разработке мер аграрной и сельской политики, снижает ее эффективность.

Все это в совокупности свидетельствует об актуальности вопросов определения новых путей и стратегии развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе в целях создания благоприятных экономических условий для повышения эффективности их деятельности, выравнивания конкурентной среды в агробизнесе.

Как показывает мировой и отечественный опыт, наиболее приемлемым и оптимальным вариантом решения обозначенных проблем является создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В частности, в качестве одного из направлений приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" (2006-2007 годы) было определено стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе на основе доступного субсидированного кредитования, формирования системы сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Правовое регулирование в данной сфере осуществляется на основе статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".

Основными принципами сельскохозяйственной кооперации являются:

1) добровольность членства в кооперативе;

2) взаимопомощь и обеспечение экономической выгоды для членов кооператива, участвующих в его производственной и иной хозяйственной деятельности;

3) распределение прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности кооператива;

4) ограничение участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами;

5) ограничение дивидендов по дополнительным паевым взносам членов и паевым взносам ассоциированных членов кооператива;