ЗАКОН
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 22 марта 2007 года N 667-ОЗ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007-2010 ГОДЫ"
Принят областным Советом народных депутатов 2 марта 2007 года
{Утратил силу: Закон Орловской области от 03.07.2012 N 1373-ОЗ; НГР: RU57000201200567}
{Изменения и дополнения:
Закон орловской области от 16.06.2008 г. N 786-ОЗ, ru57000200800172}
Настоящим Законом утверждается областная целевая программа "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007-2010 годы".
Утвердить областную целевую программу "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007-2010 годы" (согласно приложению).
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Орловской области
Е.С. Строев
г. Орел
22 марта 2007 года
N 667-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ"
Наименование | Областная целевая программа "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007 - 2010 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Коллегии Орловской области от _______ г. N ____ |
Заказчик Программы | Губернатор Орловской области |
Руководитель Программы | Заместитель Председателя Коллегии Орловской области |
Ответственный исполнитель Программы | Начальник управления реализации приоритетного национального проекта |
Разработчик Программы | Департамент аграрной политики Орловской области |
Основная цель и задачи Программы | Основной целью Программы является стимулирование экономической активности сельского населения, способствующее росту занятости и повышению его доходов, увеличению объемов производства и реализации продукции, работ, услуг, созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных направлений деятельности, формированию многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2007-2010 гг. |
Основные мероприятия Программы | 1. Формирование механизма управления реализацией Программы. |
Исполнители основных мероприятий | Департамент аграрной политики Орловской области, |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы -197,58 млн. руб.; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и важнейшие целевые показатели | 1. Создание до 2010 года 40 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в т. ч. 28 снабженческо-сбытовых, 11 перерабатывающих, 1 кредитного. |
Система координации исполнения программных мероприятий | Губернатор Орловской области, |
1. Содержание проблемы и обоснование ее решения
Реформы, проводимые в агропромышленном комплексе Орловской области с конца восьмидесятых годов 20 века, позволили обеспечить поступательное и эффективное развитие сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности. При этом крестьянские (фермерские) хозяйства (далее также - К(Ф)Х), личные подсобные хозяйства (далее также - ЛПХ), индивидуальные предприниматели (далее совместно - малые формы хозяйствования), их союзы и ассоциации, сельскохозяйственные потребительские кооперативы стали неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики и народного хозяйства в целом.
В настоящее время в Орловской области имеется 1,3 тыс. К(Ф)Х и 151,3 тыс. ЛПХ с общей площадью сельскохозяйственных угодий 251,2 тыс. га. Малые формы хозяйствования Орловской области имеют значительный удельный вес в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства. Так, на долю ЛПХ в 2005 году приходилось 51,1% стоимости продукции сельского хозяйства, произведенной во всех категориях хозяйств, в том числе в производстве продукции животноводства - 53,4%, растениеводства - 49,6%. Соответственно, в 2006 году удельный вес ЛПХ в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства составил 50,2%, в производстве продукции животноводства - 49,8%, растениеводства - 50,5%.
Вместе с тем малые формы хозяйствования решают прежде всего проблему собственного продовольственного обеспечения. Так, в 2004 году уровень товарности молока в ЛПХ составил 18,7%, в 2005 году - 17,1%, в 2006 году - 17,2%; скота и птицы (в живом весе) в 2004 году - 31,4%, в 2005 году - 28,3%, в 2006 году - 34,2%; картофеля в 2004 году - 19,9%, в 2005 году - 18,6%, в 2006 году - 17,7%. Аналогично в 2004 году уровень товарности молока в К(Ф)Х в 2004 году составил 39,6%, в 2005 году - 41,4%, в 2006 году - 48,4%; скота и птицы (в живом весе) в 2004 году - 58,3%, в 2005 году - 51,4%, в 2006 году - 53,1%; овощей в 2004 году - 84%, в 2005 году - 91%, в 2006 году - 71,2%.
Важную роль малые формы хозяйствования играют в решении социальных проблем села, обеспечении устойчивого развития сельских территорий, занятости и поддержании доходов сельского населения. Они способствуют сохранению территориального расселения и сельского образа жизни, народных традиций, культурного разнообразия страны. Значительна их роль в трудовом воспитании молодежи, сохранении и передаче производственного и социального опыта от старших поколений младшим. В перспективе социально-экономическая роль К(Ф)Х и высокотоварных ЛПХ усилится, особенно в наполнении местных и региональных агропродовольственных рынков, в производстве экологически чистой и безопасной сельскохозяйственной продукции, в оказании общественных услуг.
Структурная перестройка аграрной экономики в России не сопровождалась адекватным развитием инфраструктуры ведения малого бизнеса и кооперативных форм хозяйствования, что создало серьезные трудности по материально-техническому снабжению К(Ф)Х и ЛПХ, по привлечению ими кредитных ресурсов, сбыту произведенной продукции и в конечном счете стало тормозом в динамичном развитии данного сектора аграрной экономики. Таким образом, в настоящее время производственный и социальный потенциал малых форм хозяйствования используется недостаточно эффективно, они испытывают ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем.
Во-первых, не сформирована достаточная и эффективная правовая база, регулирующая развитие индивидуально-семейного сельскохозяйственного производства, должным образом не прописаны условия государственной поддержки.
Во-вторых, К(Ф)Х, владельцы ЛПХ, сельские предприниматели испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной доступности рынка коммерческого кредита, незначительного развития (несмотря на положительную динамику) сельской кредитной кооперации.
В-третьих, не налажена эффективная система материально-технического и производственного обслуживания малых форм хозяйствования. Имеются проблемы по их снабжению качественным семенным материалом, племенным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами, по внедрению высокомеханизированных технологий, по сбыту произведенной продукции (невозможность влиять на цены из-за малых партий реализуемой продукции, недостаток мощностей для хранения, предпродажной подготовки, доработки, переработки и фасовки продукции). Это отрицательно сказывается на конкурентоспособности продукции и престижности сельскохозяйственного труда.
В-четвертых, сельское население испытывает существенные трудности в получении информации о рыночной конъюнктуре и потенциальных партнерах, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, в повышении квалификации.
В-пятых, отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти, с одной стороны, и союзами, ассоциациями К(Ф)Х и ЛПХ, сельских предпринимателей - с другой. Это приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей субъектов малого предпринимательства и сельских жителей при разработке мер аграрной и сельской политики, снижает ее эффективность.
Все это в совокупности свидетельствует об актуальности вопросов определения новых путей и стратегии развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе в целях создания благоприятных экономических условий для повышения эффективности их деятельности, выравнивания конкурентной среды в агробизнесе.
Как показывает мировой и отечественный опыт, наиболее приемлемым и оптимальным вариантом решения обозначенных проблем является создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В частности, в качестве одного из направлений приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" (2006 - 2007 гг.) было определено стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе на основе доступного субсидированного кредитования, формирования системы сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Правовое регулирование в данной сфере осуществляется на основе статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".
Основными принципами сельскохозяйственной кооперации являются:
1) добровольность членства в кооперативе;
2) взаимопомощь и обеспечение экономической выгоды для членов кооператива, участвующих в его производственной и иной хозяйственной деятельности;
3) распределение прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности кооператива;
4) ограничение участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами;
5) ограничение дивидендов по дополнительным паевым взносам членов и паевым взносам ассоциированных членов кооператива;
6) управление деятельностью кооператива на демократических началах (один член кооператива - один голос);
7) доступность информации о деятельности кооператива для всех его членов.
Следование указанным принципам, а также оказание кооперативам государственной поддержки обеспечит мощный дополнительный стимул их развитию и качественному росту.
Членами и клиентами сельскохозяйственных потребительских кооперативов в основном являются малые формы хозяйствования, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции. Каждый в отдельности хозяйствующий субъект производит небольшой объем и ограниченный ассортимент сельскохозяйственной продукции. В силу этого он не способен выгодно для себя ее реализовать вследствие ограниченной доступности рынков ресурсов и сбыта. Нежелание крупных торговых и снабженческих организаций взаимодействовать с малыми формами хозяйствования объясняется значительными издержками. Все это в совокупности может привести к снижению объемов и эффективности производства сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования, уменьшению занятости и доходов сельского населения.
Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации содействует:
1) облегчению доступа сельских жителей к рынкам материально-технических, финансовых, информационных ресурсов, снижению производственных и трансакционных издержек малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе;
2) сокращению потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей от диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства, услуги для сельского хозяйства;
3) расширению сферы занятости и повышению доходов сельского населения, консолидации их экономических интересов и повышению социального статуса;
4) распространению инноваций в сельскохозяйственном производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, повышению качества произведенной продукции и оказываемых услуг;
5) развитию конкуренции в сфере агробизнеса, ограничению монополистического поведения крупных коммерческих агропромышленных формирований;
6) укреплению диверсификации сельской экономики, повышению наполняемости местных бюджетов.
Одним из важнейших направлений деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов является закупка и последующая реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в ЛПХ и К(Ф)Х. Перспективным является создание в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков. При этом кооперативы могут выступать в качестве управляющей рынком компании, вести торгово-закупочную деятельность, что создает определенные преимущества для членов кооператива по осуществлению самостоятельной торговли на рынке, позволяет производителям централизовать сбыт продукции на рынке. Создание в Орловской области данных рынков станет серьезным шагом на пути решения принципиально важной задачи формирования общероссийской системы сбытовой кооперации.
Сдерживающим фактором развития малых форм хозяйствования является недостаточная доступность финансовых ресурсов, вследствие чего актуально развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации, что дает возможность использования временно свободных денежных средств населения для развития аграрной экономики. Так, опыт работы сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива (СПКК) "Взаимопомощь", созданного 7 февраля 2000 года в Новосильском районе Орловской области при поддержке Министерства международного развития Правительства Великобритании и Администрации Орловской области, подтверждает высокую эффективность кооперативной формы кредитования граждан. Основной деятельностью кооператива является предоставление займов и размещение сбережений. Первоначально в кооператив объединились 25 пайщиков, на 1 января 2005 года его участниками являлись 1377 человек. За время работы предоставлено свыше 4000 займов на сумму более 80 млн. руб. Свидетельством устойчивой работы и развития СПКК "Взаимопомощь" является создание новых структурных подразделений.
Полноценное развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации невозможно без подготовки квалифицированных кадров. В 2006 - 2007 годах председатели и члены кооперативов Орловской области, а также лица, желающие их создать, проходили обучение в Российском государственном аграрном университете - МСХА им. К.А. Тимирязева, Орловском государственном аграрном университете. Специалистами Департамента аграрной политики Орловской области и Орловского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк" проводились выездные обучающие семинары в районах Орловской области.
В связи с изложенным основными факторами, сдерживающими развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации и интеграцию сельскохозяйственных товаропроизводителей, являются:
1) недостаточная информированность сельского населения о преимуществах кооперации, дефицит квалифицированных кадров и отсутствие механизма их поиска, подготовки и закрепления;
2) несовершенство правовых, организационно-экономических и социальных механизмов кооперирования и интегрирования сельскохозяйственных товаропроизводителей;
3) низкий уровень доходов малых форм хозяйствования, не позволяющий обеспечить необходимый стартовый капитал, недостаточная доступность банковских кредитов, слабое развитие интегрированных систем оказания финансовых услуг.
Решение обозначенных проблем целесообразно осуществлять программно-целевым методом посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на достижение установленной цели. Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное решение и урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере малого предпринимательства в агропромышленном комплексе на основе:
1) определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и ожидаемых конечных результатов;
2) концентрации материальных, финансовых и трудовых ресурсов на реализацию мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам развития многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;
3) повышения эффективности государственного управления в сфере малого предпринимательства в агропромышленном комплексе и результативности использования бюджетных ресурсов.
Осуществление единичных и разрозненных мер государственной поддержки малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, возможно, обеспечит кратковременный и нестабильный положительный эффект, который, однако, не ликвидирует имеющиеся негативные факторы и будет нивелирован в долгосрочной перспективе. При этом произойдет неэффективное и нецелесообразное расходование бюджетных средств.
Без использования программно-целевого метода высока вероятность несоответствия заявляемой цели и задач преобразований результатам, достигаемым в процессе их реализации. Это является следствием собственной интерпретации цели и задач каждым из активно действующих субъектов. Таким образом, при отсутствии Программы, являющейся одним из основных инструментов реализации региональной политики в сфере сельскохозяйственной потребительской кооперации, невозможен полный охват широкого круга участников и контроль за достижением запланированных целевых показателей, следовательно, существующие противоречия в данной сфере не будут устранены, а задачи по развитию малого предпринимательства в АПК не найдут своего решения. При этом возможны непрограммные варианты решения проблем, сопряженные с определенными рисками: