Несмотря на неэквивалентность в товарообмене продукции сельского хозяйства и промышленности, сельское хозяйство остается интегрированным в экономику республики и занимает значительное место по территории, трудовому и производственному ресурсам. Формируя значительный объем финансовых потоков, сельскохозяйственное производство играет важную роль в экономике республики.
Однако уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство остается низким. В 2005 году объем инвестиций в основной капитал отрасли составил около 6 процентов их объема в экономике республики. В основном это связано с тем, что сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности.
Для повышения темпов роста сельскохозяйственного производства требуется активное привлечение капитала в отрасль. С целью повышения инвестиционной привлекательности предпринимаются меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, улучшению состояния почв, а также повышению их плодородия.
Для эффективного функционирования сельского хозяйства необходимо осуществлять мероприятия по созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, в том числе поддержке почвенного плодородия, созданию единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса, обеспечению отрасли квалифицированными кадрами и проведению научных исследований по приоритетным направлениям отрасли сельского хозяйства.
Поддержание почвенного плодородия
Целями осуществления мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются:
Сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов; создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: систематическое воспроизводство и повышение природного плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения; защита земель от затопления и подтопления, водной эрозии и воздействия других негативных техногенных факторов; сохранение и поддержание агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства, охрана сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания;
внесение минеральных удобрений; организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв.
В республике действует Республиканская целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Республики Северная Осетия-Алания на 2006-2010 гг.", утвержденная постановлением
Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 9 декабря 2005 года N 348.
Мероприятия по поддержанию почвенного плодородия реализуются в рамках Федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 99, учитывая при этом предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно.
Данной Федеральной программой предусмотрено выделение государственных инвестиций на строительство, реконструкцию и восстановление объектов мелиорации, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оказание государственной поддержки в проведении отдельных программных мероприятий.
Предусматривается финансирование за счет федерального бюджета строительства и реконструкции крупных водохозяйственных объектов, имеющих межрегиональное значение, межхозяйственных мелиоративных систем и противоэрозийных гидротехнических сооружений.
Финансирование агрохимических и противопаводковых мероприятий, реабилитации почв, загрязненных нефтепродуктами, мелиоративных мероприятий на рыбохозяйственных водоемах, агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий предполагается осуществлять на долевой основе за счет средств федерального и республиканского бюджетов и внебюджетных источников в процентом соотношении 13:20:67 соответственно.
Выделение субсидий за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять бюджету республики на приобретение минеральных удобрений сельхозтоваропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) при условии долевого финансирования за счет средств бюджета республики.
Размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на 1 га посевных площадей, установленной исходя из возмещения за счет средств федерального бюджета не более 30 процентов затрат на указанные цели.
Размер средств бюджета республики должен составлять не менее 30 процентов объема средств, предоставляемых на эти цели за счет федерального бюджета.
Создание системы информационного обеспечения АПК Республики Северная Осетия-Алания
Создание системы информационного обеспечения АПК осуществляется с учетом требований обеспечения решения задач Государственной программы "Развитие сельского
хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", в которой учтены следующие факторы:
эффективность управления и регулирования в АПК,
конкурентоспособность АПК,
темпы научно-технического прогресса в сфере информационных технологий,
изменения в законодательной сфере.
Для реализации Программы необходимо создание системы информационного обеспечения АПК, обеспечивающей оказание необходимых информационных услуг федеральным, региональным и муниципальным органам власти, а также товаропроизводителям и сельскому населению. В системе информационного обеспечения АПК будут созданы цифровые каналы связи, которые являются основой транспортной сети для организации взаимодействия между органами АПК федерального, регионального и муниципальных уровней.
В соответствии с выбранным вариантом, система информационного обеспечения АПК представляет собой территориально распределенную многоуровневую структуру, охватывающую субъекты АПК, муниципальные образования, органы управления АПК районного уровня, и состоящую из следующих подсистем:
информационно-телекоммуникационная система АПК России (ИТС АПК);