Республиканская целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы (далее - Программа) разработана на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы" и во исполнения Соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Республикой Саха (Якутия) о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы от 22 февраля 2008 года N 123/17.
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
В Республике Саха (Якутия) за годы реализации Президентской программы "Социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы" были достигнуты определенные результаты:
общий прирост валовой продукции сельского хозяйства за 2002-2006 годы в физическом объеме составил 5,4%, при этом продукция животноводства возросла на 11,8% за счет значительного прироста производства молока, мяса и яиц;
в расчете на душу населения валовая продукция сельского хозяйства в 2005 году составила 13,8 тыс. рублей, что значительно превышает средний уровень по Дальневосточному федеральному округу и по России в целом;
перевыполнены параметры программы по численности северных домашних оленей и заготовке пушнины;
продолжается рост производства потребительских продовольственных товаров - доля переработки в продукции сельского хозяйства увеличилась за 2002-2006 годы с 45 до 54%, при этом достигнуто увеличение объема производства макаронных изделий, кондитерских изделий, мяса и субпродуктов 1 категории, колбасных изделий, цельномолочной продукции, масла животного, рыбной продукции, минеральной воды, пива. Как результат, достигнут опережающий рост индекса промышленного производства по пищевой и перерабатывающей промышленности;
реализован Комплексный план финансово-экономического оздоровления предприятий АПК на 2004-2006 годы в рамках Федерального закона о финансовом оздоровлении сельхозтоваропроизводителей. Количество прибыльных сельхозорганизаций увеличилось со 114 до 187 при сокращении убыточных с 233 до 114. Сальдированный финансовый результат возрос с 121 млн. рублей убытка до 49 млн. рублей прибыли;
реструктуризированы долги 118 сельхозтоваропроизводителей на сумму 220 млн. рублей задолженности по основному долгу и списано 130 млн. рублей пеней и штрафов. Из числа хозяйств, проходящих процедуру финансового оздоровления, количество прибыльных организаций увеличилось с 39 до 68;
с 2004 года возобновлена система производственно-финансового планирования, на основе чего производится бюджетное финансирование расходов по сельскому хозяйству. В результате по итогам 2006 года перевыполнены параметры Программы по уплате налоговых платежей организациями АПК - фактически уплачено 1606 млн. рублей при плане 1373 млн. рублей;
проведена организованная работа по сокращению просроченной задолженности по выплате заработной платы - за период с 1 января 2002 года по 1 марта 2007 года долги работникам сельскохозяйственных организаций сокращены со 143 до 1,4 млн. рублей, работникам организаций пищевой промышленности - с 25 до 1,4 млн. рублей;
с 2003 года организована работа Аккумуляционного фонда, сформированного из долгов сельскохозяйственных организаций перед бюджетом республики, переданных Минфином по агентскому договору ГУП ФАПК "Туймаада". Сумма активов на 1 января 2007 года составила 2,6 млрд. рублей, в том числе действующие текущие активы - около 700 млн. рублей, капитализированные основные средства - почти 800 млн. рублей, реструктуризировано в рамках финоздоровления более 1 млрд. рублей;
функционирует лизинговый фонд на базе ГУП "Туймаада-лизинг". За годы реализации Программы лизинговая компания поставила 2 457 тракторов, 1124 единиц автомобилей и спецтехники;
создана сеть из 13 машинно-технологических станций с укреплением материально-технической базы (сенажные комплексы), построены и реконструированы 28 АЗС и 3 нефтебазы;
организована система заготовки сельскохозяйственной и промысловой продукции на базе 125 заготовительных организаций, в том числе 22 республиканских, охватывающих все сельские населенные пункты республики;
активно велось техническое перевооружение пищевой и перерабатывающей промышленности - за 2002-2006 годы построено 122 объекта переработки с доведением общего количества до 480, из которых большинство составляют объекты переработки молока (346 единиц);
благодаря введению с 2002 года механизма субсидирования из бюджета республики части затрат на уплату процентов по кредитам, организациями АПК активизирована работа по привлечению банковских кредитов. Сотрудничество ведется с филиалами Сбербанка России, Внешторгбанка, Россельхозбанка, а также с республиканскими банками (Сахадаймондбанк, Алмазэргиэнбанк, Банк Таатта). Всего за 2002-2006 годы из бюджета республики на эти цели направлено 320 млн. рублей, общая сумма банковских кредитов, по которым получено возмещение, составила 4,3 млрд. рублей;
приняты Законы Республики Саха (Якутия) "О государственном регулировании агропромышленного производства", "О сайылыках", "О табунном коневодстве", "О мелиорации земель", "О кочевом жилье для работников традиционных отраслей Севера", "О сельскохозяйственных палах", "О крестьянском хозяйстве", "О поддержке сельскохозяйственных кооперативов", а также 5 законов, касающихся государственного регулирования земель сельскохозяйственного назначения;
по линии Минсельхоза России успешно реализованы федеральные целевые программы "Социальное развитие села до 2010 года" и "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы" с учетом республиканской целевой программы "Обводнение и водоснабжение группы заречных улусов на 2002-2006 годы":
по первой программе за 2002-2006 годы введено в действие 507 жилых домов общей площадью 41 тыс. кв. метров, 402 км локальных водопроводов в 58 населенных пунктах, 109 км внутрипоселковых газовых сетей в 7 населенных пунктах;
по второй программе проведены оросительные и осушительные работы на 2 тыс. га, введено 3 объекта гидротехнической системы, 2 водохранилища общей емкостью 1,3 млн. куб. метров, магистральный водовод с.Бедеме - оз.Нал - с.Тюнгюлю протяженностью 19,6 км.
Основными механизмами государственной поддержки сельскохозяйственного производства стали прямое субсидирование из бюджета в расчете на единицу продукции, льготное налогообложение (переход на ЕСХН), выделение инвестиций, предоставление государственных гарантий и поручительств по привлекаемым предприятиями кредитам, предоставление льготных займов из аккумуляционного фонда развития села.
При значительном росте текущих затрат на субсидирование заготовок сельхозпродукции с 1229 до 1729 млн. рублей, около половины направляется личным подсобным хозяйствам населения, которые расходуют полученные средства на потребительские нужды. В данном случае можно говорить о росте реальных доходов сельского населения в целом, при этом организованные формы хозяйствования не могут конкурировать с ЛПХ из-за дополнительной нагрузки по налогообложению, тарифов на энергоносители и прочих издержек.
Сокращение поголовья крупного рогатого скота (с 299 до 254 тыс. голов за 2002-2006 годы) и лошадей (с 131 до 129 тыс. голов), являющихся основой сельскохозяйственного производства большей части сельского населения республики, вызвано целым рядом факторов производственного и социального характера:
1. Тяжелые условия кормозаготовительной кампании на протяжении нескольких лет - за 2001-2006 годы общий объем заготовок грубых и сочных кормов снизился с 583 до 464 тыс. тонн.
2. Сокращение количества собственников скота и лошадей среди личных подсобных хозяйств населения - за 2001-2006 годы общее поголовье крупного рогатого скота сократилось на 38 тыс. голов, при этом в личных подсобных хозяйствах допущено сокращение на 70 тыс. голов, а организованные формы хозяйствования увеличили поголовье на 32 тыс. голов. Аналогичная ситуация сложилась и по поголовью лошадей. Данная тенденция вызвана:
сокращением численности сельского населения пенсионного возраста, являющихся традиционными держателями скота и лошадей - молодежь в основном ориентируется на другие отрасли экономики в силу низкой доходности сельского хозяйства;
повышением уровня доходов работников бюджетной сферы в сельской местности, что позволяет им избавляться от ведения трудоемкого личного подсобного хозяйства;