Одной из наиболее значимых проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, по данным социологических исследований и опросов предпринимателей, является несовершенство финансово-кредитных механизмов. Исследование на тему "Предпринимательский потенциал российского общества: состояние, проблемы, возможности активизации", проводившееся в 2006 году по заказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Центром фундаментальных исследований Высшей школы экономики, выявило ряд проблем, связанных с доступом субъектов малого предпринимательства к источникам финансирования своего бизнеса на разных стадиях (уровнях) его развития. Среди выявленных особенностей группой исследователей отмечены следующие:
за последние годы выросла доля предпринимателей, выбирающих в качестве источников внешнего финансирования нарождающегося бизнеса банки и иные финансовые организации (около 40 процентов);
роль неформальных источников финансирования нарождающегося бизнеса - родственников, знакомых, друзей - остается доминирующей. Их выбирают среди мужчин 65 процентов респондентов, среди женщин - 55 процентов;
оценка минимального объема финансирования раннего бизнеса за счет средств неформальных инвесторов составляет 2,6 млрд.рублей в год.
Большая доля неформального финансирования - признак неразвитости банковской инфраструктуры и отсутствия банковских продуктов, предназначенных для начинающих предпринимателей. Кроме того, барьером для развития малых предприятий является ограниченный доступ предпринимателей к кредитным ресурсам банковской системы из-за недостаточности ликвидного обеспечения и несовершенства банковских продуктов для реализации долгосрочных инвестиционных проектов. В частности, необходимо производить процентные платежи на инвестиционной фазе проекта, когда еще не генерируется прибыль, но обязательства по уплате процентов уже необходимо выполнять. Расшивка узких мест банковской системы - функция государства, которое может через инфраструктуру поддержки малого предпринимательства компенсировать недостатки банковской системы, достраивать институты финансового рынка, добавляя в него необходимые элементы и механизмы, способствующие решению проблем финансирования малого бизнеса и ускорения темпов его развития.
По данным исследования Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, 35 процентов малых предприятий работают менее двух лет, 27 процентов - от двух до пяти лет, 38 процентов - более пяти лет, в том числе 16 процентов более 8 лет, и только 0,5 процента осуществляют свою деятельность свыше 10 лет. Поскольку малый бизнес осуществляет свою деятельность в основном на арендуемых площадях, то проблему нежилых помещений (отсутствие информации, длительность процедур оформления, неприемлемые условия аренды, осложненный доступ к помещениям) отмечают 25-30 процентов субъектов малого предпринимательства. Это означает, что одной из основных проблем, влияющих на выживаемость бизнеса, особенно в стартовый период, является доступность офисных и производственных помещений. Таким образом, в целях развития малого предпринимательства органы власти должны участвовать в финансировании проектов по созданию таких объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, как бизнес-инкубаторы, технологические и индустриальные парки.
Настоящая Программа подготовлена в соответствии с Концепцией государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 03.10.2002 N 1262-ПП "О Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002-2020 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, N 10, ст.1261) с изменениями, внесенными постановлением Правительства Свердловской области от 18.07.2006 N 611-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2006, N 7-3, ст.972).