Недействующий

ЗАКОН

НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 23 апреля 2008 года N 18-оз

Об окружной целевой программе "Сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе на 2008 - 2010 годы"

Признан утратившим силу законом Ненецкого автономного округа от 03.12.2008 N92-ОЗ

{В редакции:

закона Ненецкого автономного округа от 31.10.2008 N 77-оз;

закона Ненецкого автономного округа от 22.12.2008 N 100-оз;

Статья 1


Утвердить прилагаемую окружную целевую программу "Сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе на 2008 - 2010 годы".

Статья 2


Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Собрания депутатов Ненецкого автономного округа И.В. Кошин

Глава администрации Ненецкого автономного округа В.Н. Потапенко

Утверждена законом

Ненецкого автономного округа

от 23.04.2008 N 18-ОЗ

"Об окружной целевой программе

"Сохранение и развитие коренных

малочисленных народов Севера

в Ненецком автономном округе

на 2008 - 2010 годы"

Паспорт окружной целевой программы "Сохранение и развитие коренных малочисленных народов севера в Ненецком автономном округе на 2008 - 2010 годы"


1. Наименование Программы

Сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе на 2008 - 2010 годы (далее - Программа)

2. Основания для разработки Программы

Постановление администрации Ненецкого автономного округа от 18 октября 2007 года N 123-пг "О разработке окружной целевой программы "Поддержка малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе на 2008 - 2010 годы" Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ

3. Государственные заказчики Программы

Управление по делам коренных малочисленных народов Севера, традиционным видам деятельности и ветеринарии Ненецкого автономного округа, управление строительства и ЖКХ Ненецкого автономного округа

4. Основные исполнители Программы

Управление по делам коренных малочисленных народов Севера, традиционным видам деятельности и ветеринарии Ненецкого автономного округа, управление строительства и ЖКХ Ненецкого автономного округа, организации на основании государственного контракта

5. Цели и задачи Программы

Цель Программы: Комплексное решение проблем духовного и национально- культурного развития, социальной защищенности, сохранения и развития традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера Ненецкого автономного округа (далее - малочисленные народы Севера). Основные задачи Программы: 1) совершенствование нормативно-правовой базы в области защиты прав и интересов малочисленных народов Севера; 2) повышение уровня регионального, межрегионального, международного сотрудничества в области культуры, искусства, образования; 3) вовлечение в процессы обсуждения и принятия решений в вопросах сохранения уклада жизни, культуры, языка, среды обитания, ведения традиционных форм хозяйствования представителей малочисленных народов Севера, повышение их роли в экономических и социальных процессах жизни округа; 4) обеспечение оленеводов и чумработниц округа средствами материально-технического назначения, необходимыми для ведения традиционной хозяйственной деятельности и сохранения традиционного образа жизни; 5) осуществление мероприятий по предоставлению дополнительных медицинских услуг малочисленным народам Севера; 6) развитие и популяризация национальных видов спорта малочисленных народов Севера; 7) реализация социальных гарантий и компенсаций гражданам, ведущим традиционный образ жизни, а также ранее занятым в традиционных отраслях хозяйствования; 8) осуществление мероприятий по сохранению и развитию культуры малочисленных народов Севера; 9) сохранение и развитие системы национального образования

6. Сроки реализации Программы

2008 - 2010 годы

7. Объемы и источники финансирования

Всего по Программе - 586773,1 тыс. рублей; окружной бюджет - 586773,1 тыс. рублей; в том числе: 2008 г. - 99404,0 тыс. рублей; 2009 г. - 256375,6 тыс. рублей; 2010 г. - 230993,5 тыс. рублей

8. Ожидаемые конечные результаты

Результаты реализации Программы: 1. Повышение уровня жизни малочисленных народов Севера. 2. Улучшение социально-бытовых условий жизни малочисленных народов Севера. 3. Повышение уровня образования, профессиональной подготовки малочисленных народов Севера. 4. Сохранение и использование культурного наследия малочисленных народов Севера. 5. Развитие регионального, межрегионального и международного сотрудничества. 6. Сохранение традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. 7. Развитие национальных видов спорта малочисленных народов Севера. 8. Улучшение состояния здоровья малочисленных народов Севера. 9. Повышение уровня информационного обеспечения малочисленных народов Севера. 10. Развитие национальных образовательных учреждений

9. Контроль за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляют администрация Ненецкого автономного округа, Собрание депутатов Ненецкого автономного округа и иные уполномоченные органы в пределах их компетенции

Практически вся территория Ненецкого автономного округа - это исконная среда обитания, ведения традиционного образа жизни, традиционного хозяйствования малочисленных народов Севера. На территории Ненецкого автономного округа проживают ненцы, отнесенные законодательством Российской Федерации к коренным малочисленным народам Севера. Их численность на начало 2007 года составляла 7,5 тысячи человек, что составляет 16,7% от общей численности жителей округа. В традиционных отраслях хозяйствования занято более 1,5 тысячи человек, ведущих кочевой или полукочевой образ жизни. Представители малочисленных народов Севера проживают в основном в сельской местности.

Коренные малочисленные народы Севера являются наиболее уязвимой категорией населения автономного округа. Анализ статистических данных за последние годы показывает, что несмотря на предпринимаемые государством меры, развитие традиционных отраслей хозяйствования, степень занятости, уровень, качество и условия жизни малочисленных народов Севера находятся не на должном уровне.

Показатели по доходам на душу населения, обеспечению жилой площадью, качеству условий жизни и различными видами обслуживания остаются значительно ниже средних окружных показателей. Требуются значительные финансовые вливания в мероприятия, направленные на сохранение традиционной культуры, языка, традиционного уклада жизни, развитие народных промыслов и ремесел.

Вследствие нарушения естественной природной среды, неадекватности питания (замены основных продуктов питания, входящих в традиционный рацион - оленины, рыбы, - продуктами питания с недостаточным содержанием белков и витаминов), недостаточного уровня медицинского обслуживания малочисленных народов Севера, недостатка лекарственных препаратов происходит ухудшение состояния здоровья малочисленных народов.

Согласно официальным статистическим данным за 2004 - 2006 годы по общей заболеваемости малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе наиболее заметная отрицательная динамика происходит по следующим заболеваниям - травмы и отравления, болезни органов дыхания, органов пищеварения, болезни крови, эндокринной системы и психические расстройства. По последнему показателю за три отчетных года произошел рост почти в 4,5 раза. По остальным заболеваниям рост порядка 7% в год. Выросли показатели и по заболеваниям туберкулезом.

Для повышения уровня медицинского и санитарно-эпидемиологического обслуживания необходимо обеспечение работы выездных передвижных медицинских бригад в целях профилактики, диагностики и лечения на местах, обеспечение тружеников тундры необходимыми лекарственными препаратами.

Для популяризации здорового образа жизни среди молодого поколения необходимо обеспечение планомерного финансирования на проведение различного уровня спортивных мероприятий, способствующих развитию национальных видов спорта малочисленных народов Севера, проведение спортивных состязаний для тружеников тундры.

Решение жилищной проблемы и обеспечение новым жильем оленеводов, не имеющих жилья, одна из самых важных и первоочередных задач.

За 2003 - 2006 годы за счет средств целевого бюджетного фонда поддержки и развития малочисленных народов Севера Ненецкого автономного округа были предоставлены субсидии 91 семье малочисленных народов Севера на приобретение и строительство жилья, это 334 человека. С учетом установленной социальной нормы жилья на одного человека было приобретено и построено нового жилья около 5,8 тысяч квадратных метров. Субсидии предоставлялись оленеводам и чумработницам, жителям села, сиротам, молодым специалистам, переселенцам из поселка Варандей, инвалидам из числа малочисленных народов Севера.

Тем не менее, на начало 2007 года в очереди на улучшение жилищных условий на учете в управлении по делам коренных малочисленных народов Севера аппарата администрации округа состояло порядка 100 семей, это более 450 человек, около 60 семей из них не имеют жилья вообще.

Поддержке народных промыслов малочисленных народов Севера, творческих коллективов, художественной самодеятельности и их развитию необходимо уделять большее внимание.

Для обеспечения самореализации и выражения гражданской позиции малочисленных народов Севера должна проводиться значительная работа по их активному вовлечению в социально-политическую жизнь округа, в мероприятия межрегионального и международного сотрудничества, обмена опытом, развития культурных, экономических и иных связей.

Комплексное решение проблем малочисленных народов Севера в условиях рыночных отношений может быть обеспечено только при целенаправленной государственной поддержке. Данная Программа призвана продолжить поддержку малочисленных народов Севера на ближайшую перспективу, выявить слабые стороны государственной политики в отношении малочисленных народов и послужить толчком для пересмотра общего подхода к поставленным задачам.

В первоочередном порядке необходимо проведение работы по развитию нормативно-правовой базы в области защиты прав и интересов малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе, ведущих традиционный образ жизни.

Интенсивное промышленное освоение Севера приводит к постепенному уничтожению естественной природно-биологической среды, разрушению традиционных отраслей и промыслов, привычного образа жизни, культуры, обычаев, снижению жизненного уровня значительной части малочисленных народов Севера. Процесс изъятия пастбищных земель под промышленное освоение нефтяных и газовых месторождений, под места для прокладки нефтепроводов продолжает набирать обороты.

В связи с этим нужна правовая база для обеспечения адекватного возмещения упущенной выгоды и потерь сельхозпроизводителей в результате сокращения оленпастбищ, неизбежного ухудшения экологии природной среды.

Несомненно, на законодательном уровне должны быть определены механизмы и методы оценки влияния развивающего нефтегазового комплекса на этнологическую ситуацию в округе, в первую очередь на традиционный уклад жизни малочисленных народов Севера.

Необходимо упорядочение и установление единого подхода в регулировании взаимоотношений в области социально-экономического сотрудничества между недропользователями и хозяйствующими субъектами малочисленных народов Севера на территории округа.

До конца 2007 года в соответствии с законом Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2002 года N 334-ОЗ "О целевом бюджетном фонде поддержки и развития малочисленных народов Севера Ненецкого автономного округа" мероприятия, касающиеся поддержки малочисленных народов Севера в округе, финансировались в рамках целевого бюджетного фонда.

Средства фонда формировались из расчета 4% от годовой суммы налога на добычу полезных ископаемых, поступающего в окружной бюджет. Средства, по ряду причин не использованные в прошедшем финансовом году, также аккумулировались в доходной части данного фонда на предстоящий период и не могли быть использованы на иные цели и учитывались в доходах фонда на предстоящий финансовый год.

В связи с принятием Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" с 1 января 2008 года прекращает свое действие закон Ненецкого автономного округа о целевом бюджетном фонде поддержки и развития малочисленных народов Севера Ненецкого автономного округа.

Соответственно, необходимость разработки и принятия окружной целевой программы, направленной на дальнейшую реализацию окружных мероприятий поддержки малочисленных народов Севера, на обеспечение преемственности национальной политики государственной власти Ненецкого автономного округа в отношении народов Севера, очевидна. Для видения более четких ориентиров национальной политики в округе в части поддержки малочисленных народов Севера Программа носит среднесрочный характер.

Целью Программы является комплексное решение проблем духовного и национально-культурного развития, социальная защищенность, сохранение и развитие традиционного образа жизни малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе.

Реализация мероприятий Программы позволит решить следующие задачи:

1) совершенствование нормативно-правовой базы в области защиты прав и интересов малочисленных народов Севера;

2) развитие окружных, межрегиональных, международных связей в области культуры, искусства и образования;

3) осуществление комплекса мероприятий, направленных на сохранение традиций и культуры малочисленных народов Севера;

4) обеспечение социальной защищенности малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни и ранее занятых в традиционных отраслях хозяйствования;

5) осуществление мероприятий по предоставлению дополнительных медицинских услуг;

6) осуществление мероприятий по развитию и популяризации национальных видов спорта;

7) сохранение и развитие национальных образовательных учреждений.

Основные мероприятия Программы разработаны для решения вопросов духовного и национально-культурного развития, социальной защищенности, сохранения и развития традиционного образа жизни малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе, и направлены на достижение поставленных задач.

Перечень основных мероприятий Программы приведен в Приложении к настоящей Программе.

Реализация Программы рассчитана на срок с 2008 по 2010 годы.

Раздел V. ОБЪЕМ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ


1. Программа рассчитана в ценах соответствующих лет с учетом индексов-дефляторов, разработанных уполномоченным органом федеральной исполнительной власти.

2. Источник финансирования - окружной бюджет.

3. Объем финансирования Программы 586773,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2008 г. - 99404,0 тыс. рублей;

2009 г. - 256375,6 тыс. рублей;

2010 г. - 230993,5 тыс. рублей.

Объемы финансирования и заказчики Программы указаны в Приложении к настоящей Программе.

Реализация Программы обеспечивается государственными заказчиками, которые несут ответственность за достижение конечных результатов Программы и рациональное использование бюджетных средств, выделяемых на ее исполнение.

Государственным заказчиком в части реализации мероприятий Программы, за исключением мероприятий, направленных на строительство объектов социального и культурного назначения, является управление по делам коренных малочисленных народов Севера, традиционным видам деятельности и ветеринарии Ненецкого автономного округа.

Государственным заказчиком в части реализации мероприятий Программы, направленных на строительство объектов социального и культурного назначения, является управление строительства и ЖКХ Ненецкого автономного округа.

Реализация Программы осуществляется на основе договоров между государственными заказчиками и исполнителями, заключаемых в установленном порядке.

Государственные заказчики отвечают за реализацию Программы, обеспечивают согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств окружного бюджета, разрабатывают и предоставляют в управление финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа бюджетные заявки на ассигнования из окружного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также готовят отчеты и аналитические записки в управление финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа о ходе реализации Программы.

Государственные заказчики в ходе реализации Программы обеспечивают координацию деятельности исполнителей Программы, контролируют своевременность выполнения мероприятий и целенаправленное использование ассигнований.

Государственные заказчики осуществляют отбор поставщиков товаров, работ и услуг, необходимых для реализации Программы, на основании государственных контрактов, заключаемых в соответствии с действующим законодательством.

Размер, порядок и условия предоставления средств окружного бюджета на реализацию мероприятий, указанных в пунктах 2.1 - 2.5 раздела 2 Приложения к настоящей Программе, определяется администрацией Ненецкого автономного округа.

Размеры предоставления социальных выплат, указанных в пунктах 3.1, 3.2, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8 раздела 3 Приложения к настоящей Программе, установлены окружным законом "Об оленеводстве в Ненецком автономном округе".

Порядок и условия предоставления социальных выплат, указанных в пунктах 3.1, 3.2, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.10 раздела 3 Приложения к настоящей Программе, определяются администрацией Ненецкого автономного округа.

Размер выплат, указанных в пункте 3.4 раздела 3 Приложения к настоящей Программе, определяются администрацией Ненецкого автономного округа.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»