Развитие конкурентных отношений служит необходимым условием эффективного воздействия рыночных механизмов на обеспечение устойчивого экономического роста, решение социальных проблем. Конкуренция требует оптимального сочетания экономических, технологических и правовых предпосылок.
Сегодня в стране принимаются меры для создания условий формирования конкурентной среды - проведено разгосударствление многих экономических процессов: трансформация отношений собственности, создание разнообразных организационно-правовых форм хозяйствования, либерализация в сфере ценообразования, заработной платы, внешнеэкономической деятельности и т.д. Однако рыночные отношения еще не стали определяющими факторами, ускоряющими процесс воспроизводства, конкуренция еще не приобрела созидательного характера, остаются сильными позиции монополизма в сфере производства и обращения.
На современном этапе необходимо не только увеличить внимание органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл к проблеме развития конкуренции, но и задействовать внутренние механизмы саморазвития конкурентной среды.
Развитая конкурентная среда означает снижение издержек для производителей, более низкие цены для потребителей, повышение качества продукции, расширение ассортимента товаров и услуг.
Развитие конкуренции на товарных рынках является одним из основных направлений повышения конкурентоспособности Республики Марий Эл в целом, что, в свою очередь, является приоритетной задачей социально-экономического развития республики, определенной в Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 года N 214 "Об утверждении Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл".
Необходимость разработки Программы обоснована положениями следующих нормативных правовых документов Российской Федерации:
протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 22 октября 2007 года N ВЗ-П9-10пр;
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей";
Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
Для целей настоящей Программы используются понятия, определенные статьей 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".