РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
от 27 декабря 2007 года N 57-IV
О республиканской целевой программе "Модернизация коммунальной инфраструктуры Республики Бурятия в 2008-2010 годах и на период до 2019 года"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
закона Республики Бурятия от 6 мая 2014 года N 436-V
____________________________________________________________________
Принят
Народным Хуралом
Республики Бурятия
25 декабря 2007 года
Утвердить республиканскую целевую программу "Модернизация коммунальной инфраструктуры Республики Бурятия в 2008-2010 годах и на период до 2019 года" (прилагается).
Установить, что в ходе реализации республиканской целевой программы "Модернизация коммунальной инфраструктуры Республики Бурятия в 2008-2010 годах и на период до 2019 года" мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодному уточнению и корректировке.
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Бурятия
В.В.Наговицын
г.Улан-Удэ
27 декабря 2007 года
N 57-IV
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Модернизация коммунальной инфраструктуры Республики Бурятия в 2008-2010 годах и на период до 2019 года"
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Модернизация коммунальной инфраструктуры Республики Бурятия в 2008-2010 годах и на период до 2019 года" (далее - Программа). |
Основание разработки Программы | Закон Республики Бурятия от 9 ноября 2007 года N 2595-III "О Программе социально- экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года"; |
Государственный заказчик Программы | Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия |
Основные разработчики Программы | Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | Цель Программы: |
Сроки реализации Программы | 2008-2012 годы - реализация мероприятий Программы; |
Перечень основных мероприятий Программы | 1 этап - 2008 год |
Исполнители Программы | Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия; органы местного самоуправления (по согласованию); |
Объемы и источники финансирования Программы | Потребность в финансовых ресурсах: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Результаты реализации Программы: |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 29 апреля 2003 года N 161 "О регламентации разработки и реализации республиканских целевых программ". |
Программные задачи и мероприятия по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры до 2007 года включительно решались за счет бюджетного финансирования в соответствии с принятыми ранее республиканскими программами "Реконструкция и модернизация ветхих инженерных сетей и коммунальных котельных", "Реконструкция и модернизация объектов водоснабжения и водоотведения", "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия", подпрограммой "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" Республиканской целевой программы "Жилище", утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Республики Бурятия.
Опыт реализации указанных программ показал необходимость широкого привлечения внебюджетных источников, так как только за счет бюджетных средств решить проблему обновления инженерной инфраструктуры коммунального комплекса республики невозможно.
Разработка республиканской целевой программы "Модернизация коммунальной инфраструктуры Республики Бурятия в 2008-2010 годах и на период до 2019 года" направлена на разрешение указанной проблемы. Программа разработана в соответствии и в развитие требований Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Данная Программа является главным системообразующим документом, устанавливающим основные принципы модернизации и реформирования коммунального комплекса республики.
Настоящая Программа не отменяет действующую подпрограмму "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" республиканской целевой программы "Жилище", учитывая, что срок ее действия заканчивается в 2010 году. До 2010 года цели программ разные - по подпрограмме "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" республиканской целевой программы "Жилище" будет продолжаться реконструкция и модернизация объектов, включенных в республиканский и федеральный бюджеты. Настоящая Программа предусматривает реализацию мероприятий по созданию условий, необходимых для привлечения внебюджетных источников и организации частно-государственного партнерства.
В результате реализации Программы республика будет иметь кардинально обновленный коммунальный комплекс, адаптированный к работе в рыночных условиях. Отпадет необходимость принятия экстренных мер по поддержанию работоспособности коммунальных объектов. После 2012 года инженерные мероприятия, обеспечивающие повышение эффективности работы, будут осуществляться эксплуатирующими организациями по собственной инициативе на конкурентной основе.
Переход на рыночные условия хозяйствования должен осуществляться с соблюдением следующих условий:
1) недопустимость продажи коммунальных объектов до и после модернизации в частную собственность. Все объекты коммунального комплекса должны находиться в муниципальной собственности;
2) коммунальные объекты передаются в эксплуатацию инвесторам на срок, который должен быть не меньше срока окупаемости инвестиций.
Стоимость основных фондов коммунального комплекса Республики Бурятия по состоянию на 1 января 2007 года оценивается в 14200000,0 тыс.рублей. В соответствии с нормативом отчислений на капитальный ремонт (4-5% от стоимости основных фондов) ежегодно в объекты коммунальной инфраструктуры должно вкладываться не менее 700000,0 тыс.рублей для сохранения технического состояния на существующем уровне. Фактически на эти цели из разных источников направляется не более 200000,0-250000,0 тыс.рублей в год, то есть 30-35% от нормативной величины.
В результате хронического недоремонта состояние объектов коммунальной инфраструктуры республики в настоящее время характеризуется высокой степенью износа основного и вспомогательного оборудования от 40% до 70%. При этом от 18% до 73% инженерных коммуникаций республики отслужили нормативный срок.
Для кардинального изменения сложившейся ситуации необходимо резко увеличить объемы финансирования модернизации коммунального комплекса, что невозможно осуществить только за счет бюджетных средств, необходимы внебюджетные средства в объемах, значительно превышающих бюджетные.
Привлечение внебюджетных средств как основного источника финансирования модернизации коммунального комплекса требует совершенствования экономических отношений, направленных на обеспечение инвестиционной привлекательности отрасли.
Кроме гарантированных объемов потребления услуг, что является специфической и важной особенностью коммунального комплекса, для вложения собственных средств организации-инвесторы должны иметь гарантии возврата вложенных средств и получения обусловленной договором прибыли.
Главная цель Программы - создание экономических, организационно-технических и прочих условий для привлечения частных инвестиций на проведение ускоренной модернизации основных фондов отрасли в 2010-2012 годах.
Реализация этой цели позволит обеспечить:
постоянное повышение эффективности и надежности работы предприятий коммунального комплекса;
потребителей коммунальными услугами нормативного качества;
стабилизацию стоимости коммунальных ресурсов для потребителей.
Обеспечение инвестиционной привлекательности коммунального комплекса республики в рамках настоящей Программы решается определением оптимального варианта коммунальной инфраструктуры для каждого населенного пункта республики, разработкой проектов модернизации, реконструкции и строительства коммунальных и энергетических объектов, подготовкой документов по обоснованию инвестиций и гарантией возврата вложенных инвесторами средств с обусловленной договорами прибылью.
Поставленная цель достигается через решение следующих задач:
разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры каждого муниципального района (городского округа) в разрезе поселений;
подготовка документации по обоснованию инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры;
подготовка проектов оптимизации коммунальной инфраструктуры муниципальных образований и подготовка проектов реконструкции, модернизации и строительства новых объектов в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований;
реализация проектов технического перевооружения объектов коммунального комплекса;
организация возврата вложенных инвесторами средств с обусловленной договорами прибыли.
Выполнение поставленных задач в соответствии с основными принципами их решения осуществляется поэтапно и основывается на реализации комплексов первоочередных и долгосрочных мероприятий.
На первом этапе (2008 год) планируется разработка программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципальных районов (городских округов) в разрезе каждого поселения (далее - муниципальные образования) и документации по обоснованию инвестиций.
Данными программами определяются оптимальные варианты модернизации коммунальной инфраструктуры каждого населенного пункта в Республике Бурятия с учетом мнения населения, направленные на достижение финансово-сбалансированного состояния, при котором доходы от реализации услуг полностью возмещают затраты на их производство и гарантируют поддержание и своевременную замену изношенных элементов инженерных систем.
В течение 2008 года каждое муниципальное образование в Республике Бурятия должно разработать и утвердить представительным органом муниципального образования программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. В составе программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры в течение 2008 года в каждом населенном пункте республики должна быть разработана документация по обоснованию инвестиций на каждый объект коммунальной инфраструктуры, подлежащий модернизации, реконструкции или новому строительству.
В 2008 году должно быть закончено оформление объектов, входящих в коммунальный комплекс республики, в муниципальную собственность.
На втором этапе в 2009 году Правительством Республики Бурятия и органами местного самоуправления по мере необходимости осуществляется подготовка и утверждение нормативно-правовых актов, необходимых для реализации Программы. Муниципальными образованиями на конкурсной основе проводится разработка проектной документации на объекты, предусмотренные программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.
На третьем этапе в период с 2010 по 2012 годы продолжается разработка проектной документации, проводится реализация мероприятий по оптимизации схем обеспечения населенных пунктов коммунальными ресурсами, модернизация, реконструкция и строительство объектов, предусмотренных программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований за счет инвесторов, федерального республиканского и муниципальных бюджетов.
В период с 2013 по 2019 год осуществляется организация и контроль за исполнением инвестиционных договоров в части возврата вложенных инвесторами средств, исходя из того, что проекты, реализованные в 2012 году, окупятся для инвесторов до 2019 года.
При разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований должны быть учтены следующие принципы:
1) мероприятия, затрагивающие интересы жителей, в соответствии с действующим законодательством должны быть предварительно согласованы с населением. Это условие должно быть отражено в техническом задании на подготовку Программы;
2) в программу комплексного развития включаются мероприятия, обеспечивающие повышение эффективности или решающие социальные и экологические вопросы работы коммунального комплекса муниципального образования в целом.
Локальные мероприятия по повышению эффективности работы коммунальных объектов должны выполняться эксплуатирующими организациями и в муниципальную программу не включаются;
3) проектирование и реализация мероприятий по оптимизации структуры топливного баланса коммунальной энергетики республики с учетом следующих требований:
последовательное исключение мазута, используемого в качестве топлива;
использование местных видов топлива, включая бурый уголь и отходы лесопереработки.
Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований должны быть:
основаны на программе социально-экономического развития муниципального образования;
направлены на обеспечение соответствия уровня технического благоустройства поселений и уровня его социально-экономического развития;