Недействующий

ЗАКОН

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 20 декабря 2007 года N 138-ЗАО

Об окружной целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 2010 годы"

Принят Государственной Думой

Ямало-Ненецкого автономного округа

12 декабря 2007 г.

Документ утратил силу:

-Законом автономного округа от 26.02.2009 N 7-ЗАО

Документ с изменениями внесенными:

-Законом автономного округа от 27.06.2008 г. N 67-ЗАО

-Законом автономного округа от 25.09.2008 г. N 80-ЗАО

-Законом автономного округа от 25.12.2008 N 125-ЗАО

Статья 1


Утвердить окружную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 - 2010 годы".

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Ю.В.Неёлов

от 20 декабря 2007 г. N 138-ЗАО

УТВЕРЖДЕНА
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа
"Об окружной целевой программе "Развитие
малого и среднего предпринимательства в
Ямало-Ненецком автономном округе
на 2008 - 2010 годы"
(с изм. от 27.06.2008 г. N 67-ЗАО)
(с изм. от 25.12.2008 N 125-ЗАО)

ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 - 2010 годы"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

(в ред. от 27.06.2008 г. N 67-ЗАО)

(с изм. от 25.12.2008 N 125-ЗАО)


Наименование
 Программы

Окружная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа)

Основание
 для разработки

Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ);

 постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 года N 249 "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" ;

 постановление администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 мая 2007 года N 269-А "Об утверждении комплексного плана мероприятий администрации Ямало-Ненецкого автономного округа и исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2007 году";

 распоряжение администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 октября 2007 года N 402-РА

Государственный
 заказчик - координатор Программы

Департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент экономики)

Государственные
 заказчики

Департамент экономики;

 департамент строительства автономного округа (в части капитального строительства и реконструкции объектов)

Ответственные за выполнение мероприятий

Департамент экономики;

 департамент строительства автономного округа

Разработчик Программы

Департамент экономики

Цели и задачи
 Программы

Основной целью является создание благоприятных условий, обеспечивающих:
 увеличение количества малых предприятий;

 увеличение численности и доходов населения, занятого на предприятиях малого и среднего бизнеса;

 занятость населения и развитие самозанятости, стимулирование граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности;

 рост объемов продукции (работ, услуг), выпускаемой малыми предприятиями;

 увеличение объемов налогов в доходах консолидированного бюджета автономного округа от субъектов малого и среднего предпринимательства;

 продвижение продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на рынки Российской Федерации и зарубежных стран.
 Задачи:
 совершенствование нормативной правовой базы в сфере развития малого и среднего предпринимательства;

 формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающей доступность необходимых финансовых и имущественных ресурсов, информационных, консультационных, маркетинговых и иных услуг;

 финансирование муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

 информационная, консультационная и научно-методическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

 пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;

 содействие развитию общественных организаций предпринимателей;

 содействие развитию межрегионального сотрудничества и выставочной деятельности;

 финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

 имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Сроки и этапы
 реализации

2008 - 2010 годы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели по этапам реализации Программы

Количество малых предприятий;

 среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях;

 общий объем продукции, произведенной малыми предприятиями;

 объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет автономного округа

Основные направления реализации мероприятий (с изм. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200800728.doc )

Совершенствование нормативной правовой базы в сфере развития малого и среднего предпринимательства;

 формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

 финансирование муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

 информационная, консультационная и научно-методическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

 пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;

 содействие развитию общественных организаций предпринимателей;

 содействие развитию межрегионального сотрудничества и выставочной деятельности;

 финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

 имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
 научные исследования и мониторинг состояния развития малого и среднего предпринимательства в автономном округе (абзац в ред. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200800728 .doc )

Объемы и источники финансирования (с изм. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200800545.doc ) (с изм. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200800728.doc )

Общий объем расходов окружного бюджета по финансированию Программы на период 2008 - 2010 годы составит 282 210 тыс. рублей, в том числе:
 2008 год -103 000 тыс. рублей;

 2009 год - 54 810 тыс. рублей;

 2010 год - 124 400 тыс. рублей.
 На финансирование Программы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. N 249 "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" планируется привлечение средств федерального бюджета. Объем средств федерального бюджета, привлекаемых на софинансирование мероприятий за весь период реализации Программы, планируется в размере 96 млн рублей (с изм. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200800728.doc )

Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности

Реализация Программы за период 2008 -2010 годы позволит увеличить:
 количество малых предприятий до 2,15 тыс. единиц;

 среднесписочную численность работников, занятых на малых предприятиях, до 23,5 тыс. работников;

 общий объем продукции, произведенный малыми
 предприятиями, до 26,8 млрд рублей;

 объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджеты автономного округа составит 1140 млн рублей";

Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа


Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях реализации государственной политики Российской Федерации в сфере развития малого и среднего предпринимательства на территории автономного округа.

Роль и вклад малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие региона трудно переоценить. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

По состоянию на 1 января 2007 г. на территории автономного округа действовало 1839 малых предприятий и 11957 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. В расчете на 100 000 человек населения автономного округа приходится 344 малых предприятий, тогда как в среднем по Российской Федерации данный показатель составляет 720, а в странах Европейского Союза - более 2500 единиц.

Занятость на малых предприятиях на начало 2007 года составила 21,5 тысяч человек или 7,2% от экономически активного населения автономного округа, при среднероссийском показателе 17,8%, в странах Европейского Союза - 55%.

Объем продукции (работ, услуг), производимой малыми предприятиями автономного округа, в 2006 году составил 17065,2 млн рублей, а его доля в валовом региональном продукте автономного округа всего 3%, что является характерным для регионов, имеющих сильно выраженную энерго-сырьевую направленность. При этом в Российской Федерации данный показатель составляет 36%, а в странах Европейского Союза - 46%.

Специфика автономного округа, выражающаяся в сложных природно-климатических условиях, отдаленности от экономических центров Российской Федерации, сезонности транспортных путей внутри региона до большинства населенных пунктов, экономической неразвитостью сельскохозяйственных районов и моноотраслевой направленностью городов, оказывает существенное негативное влияние на процессы создания и функционирования малого предпринимательства, препятствуя его всестороннему развитию.

Анализ распределения численности занятых в малом бизнесе по территории региона показывает, что 91% от общего числа представителей малого бизнеса сосредоточен в городах автономного округа. В муниципальных районах, где большая часть населения представлена коренными малочисленными народами Севера, малое предпринимательство развито незначительно.

Распределение малого бизнеса по отраслям народного хозяйства в последние годы остается неизменным, наиболее привлекательными для малых предприятий по-прежнему являются такие отрасли, как строительство, торговля и транспорт. Остальные отрасли народного хозяйства в автономном округе выражены недостаточно, что свидетельствует о необходимости корректировки отраслевой структуры малого предпринимательства и оказания государственной поддержки развитию приоритетных для территорий видов деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" конкретные меры поддержки малого предпринимательства осуществляются посредством программ, с помощью которых органы власти могут обеспечить целенаправленность, скоординированность и эффективность действий, призванных улучшить условия развития данного сектора экономики.

В автономном округе государственная поддержка развития малого предпринимательства традиционно осуществляется программно-целевым методом. Первая программа была принята в 2000 году, в настоящее время завершается исполнение третьей программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Всего с 2000 года на поддержку малого предпринимательства из окружного бюджета, с учетом 2007 года, фактически было выделено 127,5 млн рублей, что дало возможность добиться определенных положительных результатов в данном направлении.

В рамках оказания имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и в целях решения проблем муниципальных районов, где отсутствуют приспособленные для ведения торговой деятельности помещения, по программе поддержки малого предпринимательства были реализованы мероприятия по приобретению модульных секций для организации рынков, торговых павильонов, мест розничной торговли и общепита, в том числе в поселках Яр-Сале, Белоярск, Мужи, Харп, Тазовский, Вынгапуровский, Коротчаево и Лимбяяха. Таким образом, было создано приспособленных помещений для ведения бизнеса площадью 1200 кв. метров, на которых осуществляют свою деятельность более 42 предпринимателей.

Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства в автономном округе, в целях более эффективного использования и возможности аккумулирования бюджетных средств, предназначенных на поддержку предпринимательства, проводилась на возвратной основе с использованием различных кредитно-финансовых механизмов. За период 2005 - 2007 годы в рамках реализации мероприятия по финансированию проектов по приоритетным для территорий направлениям было выделено 19736,6 тыс. рублей. Профинансировано 29 инвестиционных проектов в сфере строительства, общепита, агропромышленного комплекса, производства полуфабрикатов, бытового обслуживания и оказания медицинских услуг. Осуществлялась компенсация процентной ставки по кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства.

Несмотря на имеющиеся положительные результаты при осуществлении финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в автономном округе до настоящего времени не получили должного развития лизинговые механизмы финансирования инвестиционных проектов малого предпринимательства, являющиеся для отраслей промышленности, транспорта и строительства наиболее предпочтительными.

Информационная и научно-методическая поддержка малого предпринимательства предоставлялась в виде ежегодного проведения выставки "Малый бизнес Ямало-Ненецкого автономного округа", конкурсов среди средств массовой информации на лучшее освещение деятельности субъектов малого предпринимательства, семинаров, круглых столов и других мероприятий информационного и методологического характера.

Главной проблемой в развитии предпринимательства в автономном округе остается недостаточно развитая инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства, поэтому важнейшей задачей в сфере развития предпринимательства на территории автономного округа остается дальнейшее формирование инфраструктуры, обеспечивающей доступность необходимых финансовых и имущественных ресурсов, информационных, консультационных, маркетинговых и иных услуг. Одним из наиболее эффективных инструментов поддержки в данном направлении является создание бизнес-инкубаторов, поскольку именно они дают возможность, во-первых, заложить основы новой генерации малых предприятий, во-вторых, поддержать уже действующих предпринимателей, в-третьих, образовать среду, направленную на содействие развитию предпринимательства.

В целях решения проблемы отсутствия свободных государственных и муниципальных помещений, пригодных для размещения бизнес-инкубаторов, в рамках реализации Окружной целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в автономном округе на 2005 - 2007 годы было начато мероприятие по строительству зданий бизнес-инкубаторов в городах автономного округа. В 2006 году были выполнены проектно-изыскательские работы для строительства бизнес-инкубаторов в городах Ноябрьск, Муравленко, профинансировано приобретение здания для организации бизнес-инкубатора в Пуровском районе и произведена компенсация затрат по строительству здания для размещения бизнес-инкубатора в городе Губкинском. Поэтому основные средства новой Программы будут направлены на завершение ранее принятых обязательств по строительству бизнес-инкубаторов в городах Ноябрьск, Муравленко и дальнейшее создание бизнес-инкубаторов в городах Салехард, Надым.

Деятельность субъектов малого предпринимательства остается во многом зависимой от эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, так как решение большей части вопросов по созданию благоприятной среды для развития малого предпринимательства находится в их ведении и компетенции. По-прежнему высокими остаются административные барьеры на пути развития малого предпринимательства, нуждается в упорядочении сфера контроля и надзора за деятельностью предпринимателей. С учетом быстро меняющегося законодательства в различных сферах не сформировано в полном объеме нормативно-правовое обеспечение деятельности предпринимательства.

Субъекты малого предпринимательства нередко сталкиваются с проблемами, возникающими из монополистического положения на рынке отдельных крупных и средних предприятий, в том числе в сфере транспорта, связи и жилищно-коммунального комплекса. Необходимо общее развитие предпринимательской и конкурентной среды на территории автономного округа, внедрение механизмов, ограничивающих монополистическую деятельность крупных и средних предприятий.

Крайне низкими остаются объемы производства малых форм хозяйствования в сфере агропромышленного комплекса. Основное производство обеспечивают крупные хозяйства, зачастую являющиеся неэффективными и высоко затратными.

Предпринимательские структуры все еще слабо включаются в решение проблем социально-экономического развития муниципальных образований. Для субъектов малого предпринимательства автономного округа характерны низкие взаимные интеграционные процессы. Так, далеко не во всех муниципальных образованиях и населенных пунктах действуют общественные объединения и союзы предпринимателей, мало используются возможности кредитной кооперации.

Существенным негативным фактором развития предпринимательства является отсутствие в большинстве муниципальных образований автономного округа собственных программ поддержки малого предпринимательства, отсутствие приоритетных направлений в проведении политики развития предпринимательства.

Таким образом, комплексно анализируя социально-экономическое положение автономного округа, его финансовую и рыночную инфраструктуру, можно сделать вывод, что экономическая и правовая среда в автономном округе недостаточно благоприятна для развития малого предпринимательства. Сложилась ситуация, при которой развитие малого предпринимательства, особенно в приоритетных направлениях и в производственной сфере, может происходить лишь при условии получения целенаправленного содействия и координации со стороны государственных и муниципальных структур.

В то же время малое предпринимательство, как основополагающий сектор экономики в странах с рыночными отношениями, способно в силу своей активности, адаптивности и самоорганизации, при должной государственной политике регулирования и поддержки обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект. Поэтому активизация действий органов власти в части поддержки развития малого предпринимательства является в настоящее время более чем актуальной, а нерешенность назревших проблем в этой области в дальнейшем может существенно затормозить экономическое развитие региона.

Становление свободного и социально ответственного предпринимательства указано Президентом Российской Федерации в Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. как стратегическое направление государственной политики Российской Федерации. Особо отмечена важность в социально-экономическом развитии России малого предпринимательства, необходимость поддержки его развития.

Очевидно, что для ускорения темпов экономического роста автономного округа, ликвидации дисбаланса в развитии территорий, борьбы с бедностью и развития инноваций нужно стимулировать создание новых малых предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать занятость работников в секторе малого и среднего предпринимательства.

Настоящая Программа разработана для возможности комплексного решения целей и задач при реализации государственной политики Российской Федерации в сфере развития малого и среднего предпринимательства на территории автономного округа. Программа основывается на направлениях, заданных Концепцией государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, утвержденной 19 декабря 2001 г. Госсоветом Российской Федерации, принципах и приоритетах, зафиксированных в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005 - 2008 годы) и положениях Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Формы и виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки, осуществляются исполнительными органами государственной власти автономного округа в соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", порядком и условиями, предусмотренными настоящей Программой и иными законами и нормативными правовыми актами автономного округа.

Эффективность реализации Программы будет оцениваться по показателям (индикаторам), характеризующим результативность развития малого и среднего предпринимательства путем сравнения плановых и фактических показателей статистической отчетности в соответствии с приложением 1 к Программе.

Программа реализуется в один этап в течение 2008 - 2010 годов. Данный период позволит в большей мере осуществить реализацию основной задачи Программы, а именно - формирование целостной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в автономном округе.

Основные цели и задачи Программы


Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в автономном округе является частью государственной социально-экономической политики Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение реализации целей, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Основной целью Программы является создание благоприятных условий, обеспечивающих:

увеличение количества малых предприятий;

увеличение численности и доходов населения, занятого на предприятиях малого и среднего бизнеса;

занятость населения и развитие самозанятости, стимулирование граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности;

рост объемов продукции (работ, услуг), выпускаемой малыми предприятиями;

увеличение объема налогов в доходах консолидированного бюджета автономного округа от субъектов малого и среднего предпринимательства;

продвижение продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на рынки Российской Федерации и зарубежных стран.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»