Недействующий

О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу (утратил силу на основании закона Воронежской области от 30.06.2010 N 65-ОЗ)

1. Анализ внешних факторов. Мировые и внутрироссийские тенденции, определяющие социально-экономическое развитие Воронежской области на долгосрочную перспективу


Российская Федерация в настоящий момент переживает период длительного и интенсивного экономического роста: с 2002 года прирост ВВП находится в коридоре 4,7-7,3% в год, а инфляция снизилась с 15% в 2002 году до 10-12%, государственный внешний долг Российской Федерации сократился с 54% ВВП в 2000 году до 10,2% в 2005 году. Во многом это связано с удачно сложившейся конъюнктурой цен на основные товары российского экспорта на мировых рынках (с 2002 года по 2006 год металлы в среднем подорожали в 1,8 раза, нефть - в 1,57 раза, наблюдается оживление на мировом рынке калийных удобрений, каменного угля, других сырьевых товаров). В то же время в последние три - пять лет усиливается вклад в данный рост фактора расширения внутреннего спроса и подъема производительности труда и капитала. Позитивный эффект для экономики имеет тот факт, что в стране проведена значительная часть структурных реформ, сформирована институциональная среда, адекватная развитию рыночных процессов, способствующая интеграции российского хозяйства в глобальный рынок.

Большинство долгосрочных прогнозов в отношении экономики Российской Федерации исходит из того, что ее темпы роста будут опережать среднемировые показатели. К числу факторов, определяющих данный рост, относятся:

1. Сохранение длительного устойчивого спроса и высоких цен на российское сырье на мировых рынках, получившее название "сырьевого суперцикла".

2. Рост российского внутреннего рынка, превращение его в значимый сегмент мировой экономики. Речь идет как о рынке производственного потребления, росте государственных расходов, так и о рынке конечного потребления.

3. Продолжение интеграции российской экономики в глобальный рынок, в том числе открытие рынков для импорта, выравнивание цен на основные сырьевые товары вовне и внутри страны, приведение деятельности российских предприятий в соответствие с международными правилами: стандартами качества, управления, технологическими стандартами. Данная интеграция будет сопровождаться обострением конкуренции для российских компаний не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.

4. Сохранение, по крайней мере в среднесрочной перспективе, макроэкономической устойчивости, для которой характерны: умеренные темпы инфляции, сохранение существующего или даже возможность повышения паритета покупательной способности рубля по отношению к основным мировым валютам, накопление масштабных золотовалютных резервов и сохранение Стабилизационного фонда, укрепление бюджетной системы страны.

Вышеназванные факторы развития российской экономики задают параметры последнего, характерные для "сырьевой модели": наличие задающего специализацию мощного сырьевого сектора, обеспечивающего устойчивый и масштабный приток средств в страну за счет экспорта природных ресурсов; модернизация основных фондов и рост технологического трансфера в основных отраслях экономики (нефтегазовом комплексе, металлургии, химии, транспорте, отдельных видах производств в машиностроении и металлообработке). В российской экономике будет идти переток средств из сырьевой сферы в несырьевую.

"Сырьевая модель" развития российской экономики будет иметь ряд важных прогнозируемых последствий для пространственной организации страны:

1. Новая функционализация российских территорий.

В долгосрочной перспективе ожидается перемещение основного "производственного цеха" страны в ее северные и восточные регионы: именно там предполагается реализация значительного пакета инвестиционных проектов, развертывание процессов так называемого "нового освоения".

Прогнозируется развитие транспортных и торговых узлов, обеспечивающих интеграцию Российской Федерации в глобальную экономику (Ленинградская область, Владивосток, Краснодарский край, транспортные узлы Транссиба и Северного Урала). Предполагается ускоренное развитие крупных городских агломераций - "центров управления", в которых будут размещаться штаб-квартиры больших компаний, работающих на глобальном рынке, а также зоны инновационного развития. Центры агломераций - крупные города (прежде всего, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Самара) - будут стягивать на себя управленческие функции. Возможно осложнение ситуации в старопромышленных регионах Российской Федерации, в которых нет крупных сырьевых разработок и которые не являются центрами транспортно-логистического, сервисного обслуживания и технологического обеспечения сырьевых зон, а также находятся вне зоны основных международных транспортных коридоров (приложение 1)*.

________________

* Приложение 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

2. Сохранение значительных различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

По оценкам МЭРТ Российской Федерации, в 2006-2009 годах больше половины добавленной стоимости будет производиться в 13 субъектах Российской Федерации с высоким уровнем социально-экономического развития. Почти 70% совокупного ВРП этой группы будет производиться в следующих регионах: г.Москва (36,8% от объема ВРП этой группы в 2007 году), Московская область (7,1%), г.Санкт-Петербург (6,3%) и Ханты-Мансийский автономный округ (19,5%).

3. Рост новых форм организации экономической и социальной активности на территории, направленных на привлечение инвестиций, миграционный приток, стимулирование инновационного развития. К активно развивающимся перспективным формам организации территорий можно отнести: формирование особых экономических зон (промышленных, технико-внедренческих, портовых и туристско-рекреационных), создание IT парков и крупных технопарков федерального значения, создание новых "федеральных" университетов, развитие новых систем транспортных коммуникаций.

В подготовленной МЭРТ Российской Федерации "Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы)" говорится, что систему рисков, с которыми будет сталкиваться дальнейшее развитие российской экономики, задают следующие вызовы:

________________     

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы).". - Примечание изготовителя базы данных.

1. Низкая эффективность государственного управления.

2. Отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала.

3. Низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора.

4. Неравномерное осуществление реформ на субфедеральном уровне.

5. Низкий уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения.

6. Слабая диверсификация, создающая высокую зависимость от мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары.

7. Инфраструктурные ограничения роста, которые не могут быть преодолены за счет только институциональных реформ и требуют реализации крупных инвестиционных проектов.

Кроме того, в пятнадцатилетней перспективе выделяются три основных "кризисных узла":