ЗАКОН
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 04 декабря 2007 года N 89-РЗ
О Республиканской целевой программе улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
закона Кабардино-Балкарской Республики от 17 июля 2014 года N 50-РЗ
____________________________________________________________________
Принят Парламентом
Кабардино-Балкарской Республики
25 октября 2007 года
(изменения и дополнения:
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 08.06.2009 года N 28-РЗ, НГР: RU07000200900150
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 18.07.2011 года N 76-РЗ, НГР: RU07000201100202
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 14.10.2013 года N 67-РЗ, НГР: RU07000201300313)
Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года.
Правительству Кабардино-Балкарской Республики ежегодно предусматривать средства для реализации Республиканской целевой программы улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года при разработке проектов законов Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2008-2015 годы.
Президент
Кабардино-Балкарской Республики
А. Каноков
г. Нальчик,
4 ноября 2007 года
N 89-РЗ
Приложение
к Закону Кабардино-Балкарской Республики
"О Республиканской целевой программе
улучшения демографической ситуации
в Кабардино-Балкарской Республике
на период до 2015 года"
(в редакции:
Закона Кабардино-Балкарской Республики от 08.06.2009 года N 28-РЗ, НГР: RU07000200900150
Закона Кабардино-Балкарской Республики от 14.10.2013 года N 67-РЗ, НГР: RU07000201300313)
Наименование | Республиканская целевая программа улучшения демографической ситуац ии в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года (далее - Программа) |
Основания | распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р, распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 сентября 2006 года N 363-рп |
Государственный | Правительство Кабардино-Балкарской Республики |
Основной разработчик координатор | Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики |
Исполнители | Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики; |
Цели Программы | улучшение демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике, повышение рождаемости и снижение смертности населения, увеличение продолжительности жизни |
Задачи Программы | сохранение и улучшение здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно предотвратимой смертности в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; |
Основные направления реализации программных мероприятий | повышение рождаемости и социально-экономическая поддержка семей с детьми; |
Сроки реализации Программы | 2007-2015 годы |
Источники и объемы финансирования | мероприятия Программы реализуются за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской |
Ожидаемые результаты реализации Программы | улучшение демографической ситуации в республике, в том числе: |
Организация контроля | контроль за ходом исполнения Программы осуществляют Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Правительство Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с действующим законодательством |
Введение
Программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 сентября 2006 года N 363-рп.
Основными целями Программы являются улучшение демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике, повышение рождаемости и снижение смертности населения, укрепление здоровья, увеличение продолжительности активной жизни населения республики.
Разработка Программы проводилась в соответствии с положениями Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года и Концепцией программы улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года.
Численность населения Кабардино-Балкарской Республики на конец 2006 года составила 891,3 тыс. человек. Республика относится к числу немногих регионов, в которых сохраняется естественный прирост населения. Показатель смертности по республике в 1,6 раза ниже, чем в среднем по стране, показатель рождаемости соответствует среднероссийскому уровню.
Однако, несмотря на относительно благополучную демографическую ситуацию, в течение последних лет в республике наблюдается негативная динамика всех показателей, характеризующих воспроизводство населения. Динамика основных демографических показателей за 1990-2006 годы приведена в таблице.
1990 год | 1995 год | 2000 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | |
Число родившихся, тыс. человек | 15,4 | 10,9 | 9,2 | 9,4 | 9,0 | 9,3 |
Число умерших, тыс. человек | 6,6 | 8,3 | 8,8 | 8,7 | 9,1 | 8,8 |
в том числе детей в возрасте до года, тыс. человек | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,15 |
Естественный прирост населения, тыс. человек | 8,8 | 2,6 | 0,4 | 0,7 | -0,1 | 0,5 |
Коэффициент рождаемости на 1000 человек | 20,1 | 13,1 | 10,4 | 10,5 | 10,0 | 10,4 |
Коэффициент смертности на 1000 человек | 8,5 | 9,9 | 10,0 | 9,7 | 10,1 | 9,8 |
Коэффициент младенческой смертности на 1000 родившихся | 19,3 | 14,5 | 14,2 | 14,6 | 14,5 | 16,4 |
Коэффициент естественного прироста на 1000 человек | 11,5 | 3,2 | 0,4 | 0,8 | -0,1 | 0,6 |
За последние 15 лет динамика естественного прироста населения приобрела регрессивный характер. Если в 1990 году общий коэффициент естественного прироста населения составлял 8,8 на 1000 человек, то в 2005 году он снизился до -0,1, а в 2006 году несколько увеличился и составил 0,6 в расчете на 1000 человек.
По сравнению с 1990 годом рождаемость населения снизилась в два раза (с 20 родившихся на 1000 человек в 1990 году до 10,4 - в 2006 году). Современные параметры рождаемости намного меньше, чем требуется для замещения поколений: в республике в среднем на одну женщину приходится 1,13 рождений, тогда как для простого воспроизводства населения этот показатель должен составлять 2,15.
Одним из существенных факторов, оказывающих влияние на динамику демографических показателей, является экономический кризис 90-х годов, вызвавший снижение реальных доходов населения. Уровень бедности населения, несмотря на некоторое снижение в последние годы, сохраняется достаточно высоким: в 2006 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 18 процентов. Основную часть бедных семей составляют семьи с тремя и более детьми.
Крайне недостаточны средства, выделяемые на поддержку семей с детьми. В течение 6 лет не менялся размер ежемесячного детского пособия, составляющий 70 рублей, или всего 2,8 процента прожиточного минимума. С учетом инфляции реальное содержание детского пособия снизилось за эти годы в 2,5 раза.
Вместе с тем необходимо отметить, что спад рождаемости, произошедший в течение последних лет, нельзя объяснять только снижением уровня жизни населения. Снижение рождаемости произошло в результате изменения воспроизводственных установок населения в сторону уменьшения числа детей, что обусловлено общемировыми тенденциями и характерно для большинства экономически развитых стран. В республике все большее распространение получает модель семьи с одним ребенком.
В течение последних лет увеличилась смертность населения - с 8,5 на 1000 человек населения в 1990 году до 9,8 - в 2006 году. При общей тенденции роста смертности населения следует отметить чрезвычайно высокую смертность мужчин трудоспособного возраста. Уровень смертности трудоспособных мужчин в четыре раза выше, чем уровень смертности женщин, а в возрастной категории от 25 до 30 лет - в 7,7 раза превышает уровень смертности женщин.
Высокий уровень преждевременной и предотвратимой смертности связан с сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, несчастными случаями, отравлениями и травмами и в значительной мере обусловлен ухудшением состояния здоровья населения, распространением социально обусловленных заболеваний (туберкулез, наркомания, токсикомания, алкоголизм).
Негативное влияние на здоровье населения оказывают стрессы, низкий уровень и качество жизни, неудовлетворительное состояние системы здравоохранения. В условиях высокой преждевременной смертности мало внимания уделяется формированию у населения установок здорового образа жизни, профилактике сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, алкоголизма, наркомании и табакокурения.
Важным индикатором, отражающим социально-экономическое благополучие республики, состояние здоровья населения и качество медицинской помощи, является уровень младенческой смертности.
В 2006 году коэффициент младенческой смертности составил 16,1 на 1000 родившихся. Смертность новорожденных остается в полтора раза выше, чем в среднем по Российской Федерации, и в три-четыре раза выше, чем в развитых странах. По данному показателю республика находится в числе пяти самых неблагополучных регионов страны.
Состояние здоровья и уровень смертности населения негативно отразились на показателе ожидаемой продолжительности жизни, который снизился с 70,9 года в 1990 году до 69,3 года в 2006 году. При этом продолжительность жизни мужчин (63,3 года) намного меньше, чем продолжительность жизни женщин (75,4 года). Эти показатели несколько выше, чем в среднем по Российской Федерации (соответственно 58,9 года и 72,4 года), но значительно уступают соответствующим показателям в развитых странах (75 и 80 лет).
Долговременные процессы, происходящие в естественном движении населения, обусловили изменение его возрастной структуры в сторону увеличения доли трудоспособного населения и уменьшения доли детей. Удельный вес населения младше трудоспособного возраста сократился с 29,6 процента в 1990 году до 20 процентов в 2006 году. Удельный вес трудоспособного населения увеличился с 55,9 процента в 1990 году до 64,2 процента в 2006 году, а доля лиц старше трудоспособного возраста возросла за этот же период с 14,5 процента до 15,8 процента.
Сокращение численности населения младше трудоспособного возраста привело к снижению иждивенческой нагрузки за 1990-2006 годы с 806 до 575 человек в расчете на 1000 человек трудоспособного возраста.
Серьезной проблемой, связанной с демографическим и социально-экономическим развитием республики, являются миграционные процессы. В течение последних 15 лет в республике наблюдается отрицательное сальдо миграции.
Если в прежние годы миграционная убыль компенсировалась относительно высоким естественным приростом населения, то за последние пять лет в результате оттока на фоне резко сократившегося естественного прироста численность населения республики уменьшилась на 9,8 тыс. человек. В 2006 году миграционная убыль населения составила 3,3 тыс. человек, это самый высокий показатель оттока населения за последние 10 лет.
Основными причинами миграционного оттока из республики являются острая нехватка рабочих мест, высокий уровень безработицы (в 2006 году общая численность безработных по методологии Международной организации труда составила 92 тыс. человек), низкий уровень заработной платы. Основную часть мигрантов составляет экономически активное население, главным образом молодежь в возрасте от 20 до 30 лет. Интенсивный отток из республики квалифицированных кадров, особенно молодежи, ведет к снижению интеллектуального потенциала Кабардино-Балкарии.
Сложившаяся ситуация диктует необходимость концентрации усилий исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения комплексности и системности в работе по преодолению негативных тенденций в демографическом развитии, конкретизации приоритетных направлений по созданию условий для улучшения демографической ситуации в республике.
Вследствие высокой инерционности демографических процессов существующие тенденции изменения численности населения Кабардино-Балкарской Республики сохранятся на длительную перспективу. При этом прогнозируется некоторое улучшение отдельных параметров демографической ситуации в республике.
Прогноз демографического развития Кабардино-Балкарской Республики на период до 2015 года выполнен в двух вариантах, основанных на различных прогнозных сценариях демографического и социально-экономического развития республики и предположениях относительно рождаемости, смертности и миграции.
Вариант 1 (оптимистический) базируется на разработке и реализации благоприятной инвестиционной политики, улучшении общеэкономической ситуации в республике, создании новых производств и существенном расширении занятости, положительных изменениях в уровне и качестве жизни, приближении уровня доходов населения к среднероссийским показателям.
Вариант 2 (инерционный) характеризуется отсутствием позитивных сдвигов в экономической ситуации, не предусматривает расширение занятости и значительные вложения в социальную сферу. По данному варианту наряду с умеренным ростом рождаемости и снижением смертности прогнозируется сохранение интенсивного миграционного оттока из республики, вызванного низким уровнем жизни и высоким уровнем безработицы.
Прогнозируется, что численность населения республики к 2015 году по сравнению с 2005 годом изменится следующим образом: по оптимистическому варианту - увеличится на 14,7 тыс. человек, по инерционному варианту - уменьшится на 12,6 тыс. человек.
Оба варианта предполагают, что в прогнозируемом периоде продолжится рост рождаемости и снижение смертности при сохранении миграционных потерь населения.
Расчетная численность населения по указанным вариантам прогноза приведена в целевых индикаторах реализации Программы (приложение N 1).