ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 сентября 2006 года N 363-рп

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА]

1. Утвердить прилагаемую Концепцию программы улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года.

2. Министерству экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, Министерству здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, Министерству образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, Государственному комитету Кабардино-Балкарской Республики по физической культуре и спорту до 1 февраля 2007 года разработать и представить на рассмотрение Правительства Кабардино-Балкарской Республики проект программы улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года.

3. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики М.Р. Дышекову.

И о. Председателя Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
М.ТХАЗАПЛИЖЕВ


Утверждена
Распоряжением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 29 сентября 2006 года N 363-рп

     

 КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА


Концепция программы улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с положениями Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года 1270-Р.

Концепция представляет собой систему целей, задач и приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики по регулированию демографического развития Кабардино-Балкарской Республики в период до 2015 года.

I. Современная демографическая ситуация в Кабардино-Балкарской Республике


Территория Кабардино-Балкарской Республики занимает площадь 12,5 тыс. кв. км. Плотность населения на начало 2006 года составила 72 человека на 1 кв. км.

Численность населения на 1 января 2006 года снизилась на 4,9 тыс. чел. по сравнению с тем же периодом 2005 года и составила 894,0 тыс. человек, в том числе городское население - 523,2 тыс. человек, сельское - 370,8 тыс. человек.

Из общей численности 21% составляют дети в возрасте до 16 лет, 63,5% - граждане трудоспособного возраста и 15,5% - лица пенсионного возраста.

На протяжении многих десятилетий демографические процессы в республике развивались в режиме устойчивого воспроизводства населения.

Однако, несмотря на относительно благополучную ситуацию, в течение последних лет в республике наблюдается ухудшение всех показателей, характеризующих воспроизводство населения. Произошло снижение рождаемости - с 20 родившихся на 1000 человек населения в 1990 до 10,1 в 2005 году (по Российской Федерации - 10,2). Современные параметры рождаемости намного меньше, чем требуется для замещения поколений: в республике в среднем на одну женщину приходится 1,5 рождений, тогда как для простого воспроизводства населения этот показатель должен составлять 2,15.

Стоит отметить, что спад рождаемости, произошедший в течение последних лет, нельзя объяснять только снижением уровня жизни населения, хотя экономический кризис в определенной степени усугубил положение в демографическом развитии. Снижение рождаемости произошло в результате изменения воспроизводственных установок населения в сторону уменьшения числа детей, что обусловлено общемировыми тенденциями и характерно для большинства экономически развитых стран. В республике все большее распространение получает однодетная модель семьи.

Определенное влияние на уровень рождаемости оказывает и положение с брачностью населения. С 1990 по 2005 годы число браков в расчете на 1000 человек населения сократилось на 40%, число разводов - почти на 30%.

По итогам 2005 года число заключенных браков увеличилось по сравнению с 2004 годом на 178 (или на 0,2%) и составило 5392 (2004 г. - 5214), однако уровень этого показателя в расчете на 1000 населения (6,0) ниже, чем в целом по России (7,5). Число разводов за этот период уменьшилось на 131 (или 0,2%), что составило 2087 (2004 г. - 2218), или 2,3 в расчете на 1000 человек населения (по Российской Федерации - 4,2).

Число неоформленных браков остается по-прежнему стабильным, о чем косвенно свидетельствует доля внебрачных рождений. В 2005 году у незамужних женщин родились 1427 детей, или 15,9% от общего количества родившихся, что на 48 детей меньше по сравнению с 2004 годом (1455 чел.). Количество детей, родившихся вне брака и зарегистрированных по совместному заявлению родителей, снизилось в 2005 году и составило 511 человек, что на 79 человек меньше показателей в 2004 году (590 чел.). Также уменьшилось число детей, родившихся у несовершеннолетних матерей. В 2005 году число таких детей составило 180 человек и стало на 22 человека меньше, чем в 2004 году (202 чел.).

В течение последних лет увеличилась смертность населения - с 8,5 умерших в 1990 году до 10,1 в 2005 году (в расчете на 1000 человек населения). При общей тенденции роста смертности населения следует отметить чрезвычайно высокую смертность мужчин трудоспособного возраста. Уровень смертности мужчин этой возрастной категории в целом увеличился в 3 раза, а в отдельных возрастных категориях - в 4 - 5 раз выше, чем уровень смертности женщин.

Рост смертности среди лиц трудоспособного возраста наблюдается в основном за счет болезней системы кровообращения, онкологических заболеваний, несчастных случаев, отравлений и травм и в значительной мере обусловлен ухудшением состояния здоровья населения, распространением социально обусловленных заболеваний (туберкулез, наркомания, токсикомания, алкоголизм).

В 2005 году наметилась незначительная тенденция к снижению младенческой смертности. В целом показатель младенческой смертности снизился за год на 0,7% в сравнении с 2004 годом (14,6) и составил 14,5 на 1000 человек населения, родившихся живыми.

Снижение рождаемости и рост смертности населения привели к уменьшению естественного прироста населения за последние годы (с 2,4 человек в 1995 г. до 0,1 - 0,8 в расчете на 1000 населения в 2001 - 2004 годы).

Несмотря на некоторый рост смертности населения с 1995 года по 2005 год, ожидаемая продолжительность жизни для мужчин выросла на 1,7 лет (с 62,6 до 64,3), для женщин - на 0,3 года (с 74,9 до 75,2). Это несколько выше, чем в среднем по Российской Федерации, но значительно уступает показателям развитых стран.

Долговременные процессы, происходящие в естественном движении населения, обусловили резкое изменение его возрастной структуры.

Так, удельный вес детей в возрасте до 16 лет за последние 15 лет сократился с 29,8% до 21,8%, при этом доля населения в трудоспособном возрасте возросла с 55,5% до 62,7%, а доля населения пенсионного возраста - с 14,7% до 15,5%.

Сокращение численности населения младше трудоспособного возраста привело к снижению иждивенческой нагрузки с 814 человек до 596 человек в расчете на 1000 человек трудоспособного возраста.

Серьезной проблемой, связанной с демографическим развитием и социально-экономическим развитием республики, являются миграционные процессы. В 2005 году миграционная убыль населения составила 2,9 тыс. человек.

Если до 1998 года миграционная убыль компенсировалась относительно высоким естественным приростом населения, то за последние 3 года в результате оттока населения на фоне резко сократившегося естественного прироста численность населения республики уменьшилась на 7,1 тыс. человек.

Острая нехватка мест приложения труда, высокий уровень безработицы (в 2005 году общая численность безработных по методологии МОТ составила 91,6 тыс. человек) обусловили миграционный отток из республики в основном экономически активной части населения.

Сформировавшиеся тенденции в области естественного и миграционного движения населения предопределяют дальнейшее сокращение численности, а также старение населения республики.

В сложившихся условиях необходима разработка мер, направленных на исправление демографической ситуации.

II. Цели и задачи демографического развития


Целями демографического развития Кабардино-Балкарской Республики являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

Основными задачами демографического развития Кабардино-Балкарской Республики являются:

в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения:

увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;

улучшение репродуктивного здоровья населения;

формирование здорового образа жизни населения;

снижение младенческой смертности;

снижение смертности населения в трудоспособном возрасте;

улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;

в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

создание для семей условий жизнедеятельности, обеспечивающих возможность рождения и воспитания нескольких детей;

обеспечение адресной социальной защиты многодетных семей;

всестороннее укрепление семьи, повышение в общественном

сознании ценности семьи и брака;

создание условий для самореализации молодежи;

в области оптимизации миграционных процессов:

прекращение миграционного оттока в целях стабилизации

численности населения и оптимизации трудовых ресурсов.

III. Основные приоритеты демографической политики Кабардино-Балкарской Республики


В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения приоритетными направлениями являются:

всемерная реализация в республике приоритетного национального проекта "Здоровье";

совершенствование и внедрение передовых методов организации бесплатной медицинской помощи населению;

дальнейшее развитие системы профилактики и службы диагностики заболеваний системы кровообращения;

развитие системы ранней диагностики онкологических заболеваний;

борьба с курением, алкоголизмом, наркоманией среди подростков и молодежи;

совершенствование профилактической и лечебно-диагностической помощи путем развития и укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения;

развитие различных форм психологической и психотерапевтической помощи населению;

совершенствование системы профилактики несчастных случаев, травм и отравлений, особенно трудоспособного населения;

расширение видов специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи;

развитие перинатальной помощи;

осуществление системы эффективных мер по сохранению и восстановлению репродуктивного здоровья;

обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителя и благополучия человека;

совершенствование мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний (инфекционных и массовых неинфекционных);

разработка и распространение информационных, коммуникативных и образовательных программ, социальной рекламы, материалов, направленных на формирование моделей здоровьесберегающего поведения с учетом специфики различных половозрастных и профессиональных групп населения.

В области повышения рождаемости и укрепления семьи основными направлениями являются:

разработка стратегии и реализация семейной политики, ориентированной не только на социальную помощь семьям с детьми, но и на содействие в формировании и реализации внутреннего потенциала семей;

усиление комплексной социальной поддержки молодых семей: улучшение их жилищных условий, развитие системы льготного кредитования семей при покупке и строительстве жилья, развитие негосударственных услуг в сфере дошкольного воспитания и образования, подготовка детей и молодежи к семейной жизни, развитие инфраструктуры семейного досуга и отдыха;

формирование рынка доступного жилья, прежде всего для многодетных семей;

дальнейшее развитие системы социального обслуживания семей с детьми: расширение сети, объема и совершенствование качества услуг (психологических, медицинских, педагогических, юридических);

активизация работы по созданию социальной рекламы, направленной на пропаганду семейного образа жизни, семейных ценностей и положительного опыта жизнедеятельности семей с несколькими детьми;

разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

В области повышения жизненного уровня населения республики, обеспечения занятости трудоспособных граждан, роста доходов семей и обеспечения, установленных законодательством, социальных гарантий определены следующие приоритеты:

стабилизация и постепенное преодоление деформаций в размещении производительных сил по территории республики и выравнивание социальных потенциалов районов;

разработка и осуществление мер, направленных на снижение уровня и глубины бедности семей, в первую очередь семей с детьми, территориальных контрастов уровня жизни и отраслевой дифференциации доходов;

сдерживание процессов имущественного расслоения населения;

снижение численности незанятого населения в трудоспособном возрасте;

формирование на республиканском и местном уровнях системы минимальных социальных стандартов и государственных социальных гарантий населению;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»