С 2001 года Администрация округа проводит работу по развитию туризма. В 2001 году был принят Закон автономного округа "О туризме в Агинском Бурятском автономном округе". Особое внимание в рамках Закона уделено внедрению механизмов государственной поддержки развития отрасли: предусматриваются налоговые льготы и льготное кредитование для субъектов туриндустрии, инвестирующих в развитие объектов въездного, и внутреннего туризма. Действует окружная целевая Программа "Развитие туризма в округе на 2001-2007 годы", основной задачей которой является совершенствование институциональной структуры управления и поддержки туризма, повышение конкурентоспособности окружного турпродукта и активная маркетинговая политика региона на российском и международном туристских рынках.
Основные проблемы туризма:
1) устойчивые стереотипы, связанные с суровостью климата Забайкалья;
2) отсутствие четкого позиционирования региона в российском и международном информационном пространстве;
3) инфраструктурные проблемы:
а) низкая конкурентоспособность старого фонда размещения, недостаток инвестиционных ресурсов для его обновления;
б) недостаточное количество транспортных средств различной вместимости для туристов, слабый уровень состояния транспортной составляющей инфраструктуры;
в) проблемы сбыта и маркетинга:
недостаточная работа по укреплению положительного туристского имиджа региона в России и за рубежом;
неконкурентоспособность сервиса по сравнению с его уровнем в туристически развитых странах.
Факторы, обусловливающие негативное влияние на развитие туризма:
1) отсутствие координации деятельности субъектов отрасли и разобщенность усилий по развитию внутреннего туризма;
2) удаленность округа. Поездки связаны с авиационным транспортом, что резко увеличивает их стоимость;
3) недостаток квалифицированных кадров;
г) устойчивое общественное мнение о туризме, как об узкой сфере отдыха людей.
До сегодняшнего дня отношение к туризму остается как дотационной, решающей исключительно социальные задачи отрасли. Однако с точки зрения российских и мировых стандартов классификации экономической деятельности наиболее рациональным является рассмотрение функционирования туристской отрасли как комплекса, объединяющего эффекты различных видов экономической деятельности.
Потенциал развития. Проведенные аналитические исследования туристских ресурсов округа говорят о том, что регион обладает достаточно широким потенциалом туристского предложения. Спектр возможностей туристского предложения достаточно широк и основывается, прежде всего, на уникальной природе региона, сохранившихся памятниках археологии, культуры, а также историко-архитектурных памятниках.
Рынок туристских услуг в округе начал развиваться с 2001 года. До этого на нем присутствовали лишь представительства крупных государственных и общественных туристических предприятий. На сегодняшний день основу туристической инфраструктуры региона составляют 2 туристические фирмы, 1 государственное унитарное предприятие "Визитно-информационный центр", 1 общественная организация. На территории округа в настоящее время действуют 10 объектов отдыха, оздоровления и средств размещения, среди них:
1) 3 - сельских санатория-профилактория;
2) 4 - туристические базы;
3) 3 - объекта для отдыха детей.
Округ был и остается территорией культурных традиций. Культура и искусство представлены: профессиональными ансамблями, народными театрами, музеями. По данным Департамента культуры округа на учете находятся 92 памятника истории и культуры. На 1 января 2006 года услуги проживания могли предоставить 5 гостиниц. Округ обладает большим рекреационным потенциалом для развития въездного и внутреннего туризма. Разнообразие ландшафтов обеспечивает в полной мере все типы экологического туризма: оздоровительного, познавательного и спортивного.
В округе находятся 59 охраняемых природных территорий (ООПТ), в том числе:
1) национальных парков 1;
2) заказников 3;
3) памятников природы 55.