ЗАКОН
АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 28 ноября 2007 года N 800-ЗАО
О Комплексной программе социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Забайкальского края от 10 декабря 2009 года N 295-ЗЗК
____________________________________________________________________
Принят
окружной Думой
22 ноября 2007 года
Утвердить Комплексную программу социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа.
Финансирование мероприятий Комплексной программы социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа производить согласно закону об окружном бюджете на соответствующий год.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации
Б.Жамсуев
28 ноября 2007 года
N 800-ЗАО
пгт.Агинское, 2007
ПАСПОРТ
Комплексной программы социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа
Наименование Программы | Комплексная программа социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа (далее - Программа). | |||||||
Дата принятия решения о разработке Программы | Распоряжение Главы Администрации Агинского Бурятского автономного округа N 336 от 9 июня 2005 года | |||||||
Заказчик Программы | Администрация Агинского Бурятского автономного округа. | |||||||
Основной разработчик Программы | Департамент экономического развития и прогнозирования Агинского Бурятского автономного округа, Экономический совет Агинского Бурятского автономного округа, иные органы исполнительной власти Агинского Бурятского автономного округа. | |||||||
Цели и задачи Программы | Главная цель Программы - создание динамично развивающейся сбалансированной, конкурентоспособной экономики, обеспечивающей создание экономических предпосылок для формирования массового среднего класса. | |||||||
Сроки и этапы реализации Программы | I этап (переходный) - 2008-2009 годы; | |||||||
Перечень основных мероприятий Программы | Основные мероприятия Программы будут реализовываться в рамках федеральных и окружных целевых программ, приоритетными мероприятиями будут являться: | |||||||
Исполнители основных мероприятий Программы | Органы исполнительной власти округа, сельскохозяйственные и промышленные предприятия округа, бизнес-структуры которые будут определяться в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" | |||||||
Объемы и источники финансирования основных мероприятий Программы | Всего | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | |
Всего, млн.руб. | 10554,5 | 3840,7 | 1932,3 | 2030,2 | 988,6 | 1012,4 | 750,3 | |
в том числе: федеральный бюджет | 2773,3 | 875,4 | 806,9 | 830,6 | 86,8 | 86,8 | 86,8 | |
окружной бюджет | 4392,5 | 1489,5 | 904,0 | 868,4 | 441,7 | 475,5 | 213,4 | |
районные бюджеты | 39,5 | 17,2 | 11,3 | 11,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
бюджеты поселений | 0,6 | 0,0 | 0,2 | 0,2 | 0,0 | 0,1 | 0,1 | |
собственные, заемные и привлеченные средства предприятий | 3348,6 | 1458,6 | 210,0 | 320,0 | 460,0 | 450,0 | 450,0 | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | В результате реализации программных мероприятий к 2013 году ожидается: | |||||||
Система организации контроля за исполнением Программы | Администрация округа отвечает за своевременное и полное проведение мероприятий и реализацию проектов Программы. Контроль Администрации округа дополняется текущим финансовым контролем за использованием средств федерального и окружного бюджетов. Департамент экономического развития и прогнозирования округа контролирует предоставление ресурсов исполнителям в сроки и объемах, утвержденных Программой. |
Агинский Бурятский автономный округ
Администрация Агинского Бурятского автономного округа
пгт.Агинское, 2007 год
Наличие у Агинского Бурятского автономного округа (далее - округ) статуса самостоятельного субъекта Российской Федерации не только дает органам государственного управления округа право и возможность проявления хозяйственно управленческих инициатив, но и налагает на них ответственность за развитие экономики и социальной сферы региона, которые непосредственно влияют на существующий уровень и качество жизни населения и определяют будущее территории.
Между тем, государственное (региональное) управление развитием хозяйства в рыночный период в корне отличается от планового директивного управления - как совершенно иным политэкономическим содержанием, так и несопоставимо большей технической сложностью, вызванной многообразием специфических рыночных факторов, влияющих на состояние хозяйственной деятельности.
В связи с высоким уровнем автономизации региональных экономик, вызванной не только "статусностью" российских территорий, но и известным разрушением вертикальных и горизонтальных экономических связей, а также видимым "дистанциированием" федерального центра от региональных хозяйственных проблем, на органы государственного управления субъектов Российской Федерации, в том числе и округа, перекладывается сложная и ответственная задача грамотного формирования и организация исполнения средне- и долгосрочных программ экономического и социального развития своих территорий.
Значимость и сложность этой работы требует всесторонней методологической проработки структурных и детальных вопросов развития практической экономики округа, в том числе в форме разработки и принятия Стратегии развития региона, которая, в свою очередь, будет служить идеологическим базисом экономической политики Администрации округа и методологической основой среднесрочной региональной целевой программы социально-экономического развития.
Концепция стратегии социально-экономического развития (СЭР) основывается на углубленном анализе и прогнозе прошедшего, современного и предстоящего этапов в хозяйственной жизни округа, осуществленных с учетом состояния и динамики внутреннего потенциала, а также внешних факторов и тенденций, и представляет собой аналитически выверенный, подтвержденный практикой и коллегиально принятый комплекс стратегических долгосрочных целевых ориентиров в экономическом развитии региона и основных мероприятий по их достижению.
При необходимости Концепция может корректироваться с учетом объективных изменений, происходящих в экономике и социальной сфере округа, соседних регионов, страны и близлежащих государств.
Существующая в настоящее время структура экономики округа была в целом сформирована в советское время, когда преимущественно за счет средств государства была сформирована большая часть промышленных предприятий и предприятий ремонтно-технического назначения, созданы строительные, транспортные и другие специализированные организации, был получен мощный рост (практически до пределов возможностей естественных угодий) в животноводстве и растениеводстве, размещенных в крупных многоотраслевых колхозах и совхозах.
Решающим условием развития хозяйственной деятельности в регионе в тот период служили такие государственные инструменты управления и регулирования, как: подкрепленные соответствующим финансированием пятилетние и текущие планы по производству продукции и услуг; система гарантированных государственных закупок; твердые цены, сопровождаемые дифференцированным ценовым районированием; дешевые долгосрочные кредиты, субсидии на капитальное строительство; дотирование промышленных и сельскохозяйственных предприятий, позволяющее большинству из них достигать рентабельности, самоокупаемости и самофинансирования производств.
В исторической ретроспективе это был наиболее продуктивный период экономического и социального развития территории округа, а отдельные приемы и методы государственной поддержки, применявшиеся в СССР в отношении отдаленных и слаборазвитых регионов, сохраняют свою актуальность и сегодня.
В силу действия в то время доктрины укрупнения и централизации производств, союзное государство не стремилось осуществлять полноценное комплексное развитие отдаленных территорий, поэтому основа экономики округа носила однобокий аграрно-сырьевой характер.К примеру, являясь развитым сельскохозяйственным регионом, округ, не имел собственной переработки таких видов основной продукции, как овчина, шкуры сельскохозяйственных животных, зерно, картофель и овощи, а мясо и молоко перерабатывались лишь на 8% и 30% (соответственно) - при крайне низком уровне передела продукции. Поэтому большую часть продовольственных товаров торговая сеть округа поставляла извне.
Доля промышленного производства, отличающегося от сельскохозяйственного кратно большей прибыльностью и доходностью, в экономике округа занимала лишь 12%, а применяемые на предприятиях технологии без исключения позволяли осуществить лишь самый нижний уровень переработки сырья (сельхозпродукция, лес, минеральное сырье и др.). Часть производимого в регионе сырья перерабатывалась в основном для технической подготовки и удешевления транспортировки в другие регионы, где и осуществлялся окончательный передел (мясо, концентрат тантала и вольфрама, шкуры сельскохозяйственных животных и др.).
Слабо была развита местная промышленность. Имея значительные и пригодные для промышленного освоения запасы известняков, глины, леса и других ресурсов местного характера, преобладающую часть строительных материалов регион завозил из других областей Сибири. Поэтому можно утверждать, что в дорыночный период экономика округа, в силу тех или иных факторов, имела явно несовершенную, с точки зрения сегодняшних реалий, структуру, в которой гипертрофированно большую долю имело производство сырья и лишь незначительную часть - промышленность и переработка сырьевых продуктов. Именно ущербность структуры региональной экономики, когда в ее составе доля объективно дотационного (т.е. требующего значительных объемов бюджетного финансирования) сельского хозяйства была максимальной, а доля, наоборот, налогоемкого промышленного производства мизерна, стала одним из основных условий того, что переход к рынку для округа оказался намного более кризисным и болезненным, чем в более развитых соседних регионах.
Получив высокодотационный (в 1997-2001 годы средняя дотационность округа составляла 80,6%) бюджет округ, как субъект Российской Федерации, не был в состоянии поддержать свои сельхозпредприятия, когда федеральный центр практически прекратил дотационную и иную поддержку сельского хозяйства. При отсутствии бюджетной помощи решающую негативную роль (наряду с другими), как и предполагалось, сыграли объективно трудные общеэкономические факторы региона, как тяжелые погодно-климатические условия, удаленность от промышленных центров и рынков сбыта продукции, дороговизна электроэнергии, ГСМ и комплектующих, которые также доставлялись из отдаленных регионов.
В подобной же ситуации оказались и промышленные предприятия округа, которые с разрушением вертикальных отраслевых связей также оказались без дотационной поддержки, централизованного снабжения и рынков сбыта продукции.
ДИНАМИКА
спада сельскохозяйственного и промышленного производства в округе в период 1992-1998 годы (в ценах 1998 года)
1992 год | 1995 год | 1996 год | 1997 год | 1998 год | |
Общий объем продукции промышленности, млн.руб. | 1913,0 | 212,7 | 34,2 | 36,7 | 45,3 |
Продукция сельского хозяйства, млн.руб. | 18294,0 | 940,4 | 494,8 | 335,6 | 312,8 |
2001-2005 годы в социально-экономическом состоянии округа в целом можно Охарактеризовать как период устойчивой стабилизации экономических и социальных параметров и перехода большинства отраслей хозяйства в режим роста и развития, достигнутый на основе повышения эффективности управленческой деятельности органов государственного управления региона, в том числе значительного улучшения его бюджетной обеспеченности.
ДИНАМИКА
объема производства валового регионального продукта
Показатели | 1999 год | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год |
Валовой региональный продукт в текущих ценах, млн.руб. | 584,0 | 910,3 | 1337,3 | 1636,5 | 2016,0 | 2667,5 | 3468,3 |
из него: | |||||||
производство товаров | 298,7 | 424,8 | 568,2 | 597,6 | 746,9 | 988,9 | 1239,5 |
в том числе в отраслях: | |||||||
промышленность | 66,4 | 93,8 | 115,6 | 50,7 | 73,9 | 96,7 | 124,9 |
сельское хозяйство | 197,7 | 338,6 | 366,0 | 472,5 | 502,3 | 601,2 | 714,1 |
строительство | 25,5 | 38,5 | 70,9 | 57,0 | 148,5 | 264,6 | 371,5 |
лесное хозяйство | 2,8 | 3,96 | 4,5 | 7,2 | 8,0 | 8,5 | 8,9 |
прочие виды деятельности по производству товаров | 6,2 | 9,9 | 11,3 | 10,2 | 14,2 | 17,9 | 20,1 |
производство услуг | 251,5 | 394,0 | 532,1 | 956,8 | 1148,4 | 1522,1 | 2022,2 |
из них: | |||||||
рыночные услуги: | 75,3 | 137,5 | 177,1 | 340,2 | 464,4 | 674,1 | 970,6 |
транспорт | 0,7 | 3,5 | 4,98 | 13,5 | 30,4 | 44,0 | 75,1 |
торговля и общественное питание | 44,9 | 72,8 | 96,2 | 183,5 | 255,2 | 323,0 | 391,2 |
жилищно-коммунальное хозяйство | 10,8 | 22,0 | 39,2 | 66,8 | 92,0 | 200,9 | 279,6 |
управление | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,9 | 2,1 | 2,4 |
нерыночные услуги: | 176,2 | 256,5 | 355,0 | 616,6 | 683,9 | 848,0 | 1051,6 |
жилищное хозяйство | 16,2 | 16,6 | 20,7 | 27,2 | 22,1 | 10,3 | 15,6 |
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 24,8 | 38,8 | 64,1 | 121,9 | 141,1 | 161,4 | 198,5 |
образование, культура, искусство | 35,8 | 104,2 | 143,5 | 283,96 | 297,8 | 395,5 | 471,8 |
управление | 29,3 | 90,4 | 119,4 | 168,8 | 203,3 | 254,98 | 314,6 |
чистые налоги на продукты | 33,9 | 91,5 | 237,0 | 82,1 | 120,8 | 156,5 | 206,6 |
Валовой региональный продукт (в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году | 95,7 | 123,1 | 100,8 | 112,4 | 110,5 | 112,1 | 110 |