МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2008-2010 ГОДАХ В РАЗРЕЗЕ СТРАН, ЧЕЛОВЕК <1>
Наименование региона | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Всего внешняя миграция | 5351 | 3860 | 1235 |
в том числе: межрегиональная | -991 | -2049 | -1331 |
со странами СНГ и Балтии | 6117 | 5736 | 2457 |
из них: Украина | 1679 | 1735 | 653 |
Белоруссия | 10 | 24 | -11 |
Казахстан | 501 | 446 | 185 |
Молдавия | 241 | 207 | 113 |
Государства Закавказья | |||
Азербайджан | 571 | 507 | 227 |
Армения | 1603 | 1489 | 688 |
Государства Средней Азии | |||
Киргизия | 505 | 332 | 210 |
Таджикистан | 147 | 122 | 61 |
Туркмения | 91 | 85 | 38 |
Узбекистан | 764 | 767 | 271 |
Государства Балтии | |||
Латвия | 0 | 11 | 13 |
Литва | 2 | 7 | 6 |
Эстония | 3 | 4 | 3 |
Другие зарубежные страны | 225 | 173 | 109 |
в том числе: Германия | -71 | -26 | -53 |
Грузия | 375 | 231 | 106 |
Израиль | -10 | 1 | -8 |
Испания | -5 | 4 | -1 |
Италия | -7 | -2 | -9 |
Канада | -16 | -10 | -11 |
США | -23 | -18 | -46 |
другие страны | -18 | -7 | 131 |
________________
<1> По данным министерства труда и социального развития Ростовской области, июнь 2011 года.
В последующие годы приток населения в Ростовскую область стал постепенно сокращаться, и с 2004 года сальдо миграции приняло отрицательное значение. Хотя его размеры невелики, тем не менее это способствовало сокращению населения. Убыль складывалась в основном за счет межрегиональной миграции. С 2008 года миграционный отток сменился миграционным приростом и составил 5,4 тыс. человек. В 2010 году положительная тенденция сохранилась и прирост составил 1,2 тыс. человек.
В перспективе прогнозируется дальнейшее старение населения Ростовской области и увеличение доли старших возрастов в общей численности населения к 2013 году до 24,9 процента, коэффициент смертности может возрасти до 14,4 промилле. Несмотря на предполагаемый рост уровня рождаемости, сохранится превышение смертности над рождаемостью. В совокупности это приведет к снижению численности трудоспособного населения. Таким образом, анализ современной демографической ситуации и тенденций ее развития свидетельствует о том, что в Ростовской области происходит сокращение абсолютной численности при одновременном старении населения.
Стратегические цели, принципы, основные задачи и мероприятия демографической политики согласованы с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и Концепцией демографической политики Ростовской области до 2025 года.
Стратегическими целями демографической политики Ростовской области на период до 2020 года являются стабилизация численности населения к 2016 году и создание условий для ее роста к 2020 году, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2016 году - до 70,0 лет, к 2020 году - до 72 лет.
Достижение целей демографической политики Ростовской области в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.
В основу демографической политики Ростовской области положены следующие принципы:
комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;
концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;
своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;
координация действий областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Основными задачами демографической политики Ростовской области на период до 2020 года являются:
сокращение уровня смертности, прежде всего граждан в трудоспособном возрасте;
сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития Ростовской области и учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя:
сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;
улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, создание необходимых служб в муниципальных и областных учреждениях здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных;
сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах;