Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 24.11.2011)


Введение


Необходимость принятия в новой редакции Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года (далее - С СЭР РО-2020), утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30 октября 2007 года N 2067, продиктована коренными изменениями социально-экономической ситуации в России и мире в целом. Последствия мирового финансово-экономического кризиса, повлекшие изменения денежно-кредитной и бюджетной политики, конъюнктуры на рынках специализации Ростовской области, сферы занятости и доходов населения, потребовали внесения соответствующих изменений в действующую стратегию долгосрочного социально-экономического развития региона. Кроме того, внесение поправок и дополнений в С СЭР РО-2020 было обусловлено необходимостью ее согласования со Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия социально-экономического развития ЮФО).

Основной целью стратегирования социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года является создание для органов исполнительной власти Ростовской области системы управления долгосрочным развитием региона. Реализация С СЭР РО-2020 направлена на формирование и развитие экономических и институциональных условий для устойчивого и динамичного развития региона. Основные идеи С СЭР РО-2020 базируются на эффективном использовании ресурсного и рыночного потенциала региона в целях обеспечения достойного качества жизни населения Ростовской области.

С СЭР РО-2020 - это целостная система, включающая в себя миссию, цели, задачи, приоритетные направления и механизм реализации экономической и социальной политики на период до 2020 года с учетом принятых и разрабатываемых программ, концепций и мероприятий социально-экономического развития разных уровней управления. Для этого в С СЭР РО-2020:

проанализировано текущее социально-экономическое положение региона, дана оценка сложившимся тенденциям и трендам социально-экономического развития, определены место и роль Ростовской области в системе межрегиональных социально-экономических связей и отношений;

определены долгосрочные экономические и социальные приоритеты Ростовской области, достижение которых позволит решить текущие проблемы, минимизировать перспективные риски и угрозы, преодолеть ограничения, использовать имеющиеся возможности и конкурентные преимущества в системе межрегионального и международного разделения труда, обеспечить устойчивое развитие региона;

определены целевые индикаторы и разработан механизм реализации долгосрочных социально-экономических целей и задач;

разработан механизм управления процессом стратегирования в регионе на период до 2020 года.

Идеологией С СЭР РО-2020 является консолидация интересов населения, деловых кругов, общественных организаций и органов исполнительной власти Ростовской области.

В основе С СЭР РО-2020 использовались следующие ключевые принципы и подходы:

1. Общественное партнерство. С СЭР РО-2020 разработана интерактивным методом совместно со всеми заинтересованными субъектами: органами исполнительной власти Ростовской области, Законодательным Собранием Ростовской области, органами местного самоуправления в Ростовской области, научным сообществом, предпринимателями и общественными организациями, а также при активном участии населения. Предполагается, что С СЭР РО-2020 будет реализовываться совместными усилиями всех заинтересованных сторон. С СЭР РО-2020 нацелена на поиск, консолидацию и использование общественного согласия.

2. Взаимосвязанность и комплексность. С СЭР РО-2020 согласована с основными приоритетами развития России и Южного федерального округа (далее - ЮФО), определенными на период до 2020 года. Состав основных блоков и элементов сформирован с учетом структуры Стратегии социально-экономического развития ЮФО. В С СЭР РО-2020 сбалансированы экономические, институциональные, инфраструктурные и социальные приоритеты развития региона, обеспечена взаимная увязка интересов общества и действующих на территории региона предприятий, организаций и иных хозяйствующих субъектов. Она разработана с учетом опыта использования программно-целевого подхода в управлении развитием региона, дополняет федеральные, а также другие региональные и ведомственные стратегические и программные документы.

3. Приоритетность инновационной формы развития. С СЭР РО-2020 закладывает основы и обеспечивает условия для устойчивого инновационного развития территориальной социально-экономической системы региона, сбалансированного развития общества, его экономики и имеющейся природной среды. Инновационность является ключевым приоритетом при выборе направлений и инструментов развития в экономике и социальной сфере.

4. Концентрация ресурсов. С СЭР РО-2020 учитывает ограниченность ресурсной базы и предполагает, что развитие экономики Ростовской области возможно на основе реализации наиболее перспективных направлений, способных служить катализатором роста всего народнохозяйственного комплекса как органического единства и взаимосвязи всех отраслей экономики и непроизводственной сферы, а также обеспечить реализацию синергетического эффекта. Для обеспечения высоких темпов роста необходимо концентрировать человеческие, финансовые, природные, инфраструктурные и иные ресурсы на приоритетных направлениях развития региона.

5. Системный подход. С СЭР РО-2020 предполагает изучение и учет всех сторон и аспектов жизнедеятельности общества в регионе как единой открытой системе, включающей в себя историческую, этническую, культурную и конфессиональную специфику, социально-экономическую сферу, внутренние конкурентные преимущества и объективные ограничения, внешние возможности, вызовы и угрозы. Ростовская область в С СЭР РО-2020 рассматривается не только как субъект в системе межрегиональных российских отношений, но и как активный участник международных экономических, политических, культурных и других связей.

6. Адаптивность. В условиях постоянно меняющихся внешних и внутренних вызовов, открывающихся возможностей и угроз С СЭР РО-2020 сохраняет гибкость и может быть скорректирована в процессе реализации. Это обуславливает необходимость создания механизмов непрерывного мониторинга реализации стратегии, ее корректировки и территориальной детализации, наличия специальной организационной структуры контроля за ходом ее реализации.

7. Реалистичность и конкретность. С СЭР РО-2020 трансформируется в конкретные и реалистичные инвестиционные проекты, реализуемые в пяти важнейших аспектах: правовом, административном, финансовом, пространственном и временном.

8. Ясность, доступность и публичность. С СЭР РО-2020, ее основные положения, изложены в форме, доступной для восприятия и понимания всеми субъектами, в интересах которых она разрабатывалась. С целью активного участия всех заинтересованных сторон формирование предложений, обсуждение и конструирование выводов в процессе ее разработки, реализации и последующей актуализации носило публичный характер.

Все указанные ключевые принципы и подходы имеют равное значение для разработчиков и в совокупности составляют целостную научно-методическую систему, способную в полной мере служить фундаментом для выводов и рекомендаций.

1. Базовые положения и характеристика социально-экономической системы Ростовской области: конкурентные преимущества, тенденции, вызовы и угрозы, цели и задачи социально-экономического развития Ростовской области

1.1. Конкурентные преимущества и специализации Ростовской области

1.1.1. Конкурентные преимущества Ростовской области

Благоприятные природно-климатические условия и ресурсный потенциал Ростовской области

Одним из основных конкурентных преимуществ Ростовской области являются земельные ресурсы и климатические условия, которые служат фундаментальной основой для развития агропромышленного комплекса (далее - АПК). Климат Ростовской области умеренно-континентальный, со среднегодовым объемом осадков 400-650 мм в год. Средние температуры января - от -9°С до -5°С, июля - от +22°С до +24°С. Территория Ростовской области относится к степной зоне и имеет разнообразные естественные ресурсы. Это прежде всего пригодные для сельского хозяйства плодородные, хотя и недостаточно обеспеченные влагой земли и в меньшей мере - минеральные и водные ресурсы.

Благодаря южному положению (46-50° сев. широты) на территории Ростовской области отмечается обилие солнечного света и тепла. Продолжительность солнечного сияния увеличивается с севера на юг от 2067 ч/год (город Миллерово) до 2143 ч/год (город Ростов-на-Дону). Продолжительность периода с температурой выше 10°С колеблется по территории от 160 до 180 дней. Поэтому на территории Ростовской области такие сельскохозяйственные культуры, как озимая пшеница, яровой ячмень, горох, подсолнечник, просо, картофель, огурцы, помидоры, полностью обеспечены теплом. Достаточно обеспечены теплом и теплолюбивые культуры. Большая часть территории Ростовской области расположена в засушливой зоне, и для получения высоких устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур необходимо постоянное искусственное орошение.

Территория Ростовской области составляет 10096,7 тыс. га (табл. 1.1). По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области <1>, по состоянию на 1 января 2009 года структура земельного фонда включает: земли сельскохозяйственного назначения - 87,31 процента; земли поселений - 4,33 процента; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны, безопасности и иного специального назначения за пределами поселений - 0,92 процента; земли особо охраняемых территорий и объектов - 0,11 процента; земли лесного фонда - 3,39 процента; земли водного фонда - 2,15 процента; земли запаса - 1,77 процента.

     ________________

<1> ИАС "Прогноз" министерства экономического развития Ростовской области. Дата обращения: июнь 2011 года.

В структуре земель сельскохозяйственного назначения пашни занимают 64,86, кормовые угодья - 27,31, многолетние насаждения - 0,4 процента.