Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 24.11.2011)

Таблица 1.17



 ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ДИНАМИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ЮФО В 2004-2010 ГОДАХ, ЕДИНИЦ (МИНИМАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ - 0, МАКСИМАЛЬНОЕ - 1) <1>

Наименование

 показателя  

Респуб-

лика

Адыгея

Респуб-

лика

Калмыкия

Красно-

дарский

край   

Астра-

ханская

область

Волго-

градская

область

Ростов-

ская

область

Среднее

значение

нормиро-

ванного

показа-

теля    

Индекс

промышленного

производства,

всего по

промышленным

видам дея-

тельности,

полный круг

предприятий

и организаций

 1   

 0    

 0,383

 0,116

 0,072  

 0,52  

 0,356  

Индекс

производства

продукции

сельского

хозяйства    

 1   

 0,787  

 0,448

 0,954

 0    

 0,346

 0,562  

Индекс

физического

объема

инвестиций

в основной

капитал,

полный круг

предприятий

и организаций

 0,662

 0    

 1   

 0,184

 0,261  

 0,47  

 0,447  

Индекс

физического

объема работ,

выполненных

собственными

силами по

виду деятель-

ности "Строи-

тельство"    

 1   

 0    

 0,988

 0,341

 0,451  

 0,224

 0,462  

Индекс

физического

объема оборо-

та розничной

торговли,

всего        

 1   

 0    

 0,659

 0,383

 0,109  

 0,016

 0,364  

Интегральная

оценка       

 4,662

 0,787  

 3,478

 1,979

 0,893  

 1,575

 2,191  

     ________________

<1> Показатель рассчитан на основе официальных данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области, июнь 2011 года.

Высокая зависимость консолидированного бюджета Ростовской области от безвозмездных поступлений

Несмотря на сокращение доли безвозмездных поступлений в общем объеме доходов консолидированного бюджета по итогам 2010 года до уровня 31,2 процента по сравнению с 36,1 процента в сопоставимом периоде 2009 года, зависимость бюджетной системы Ростовской области от безвозмездных поступлений сохраняется на достаточно высоком уровне. Среди субъектов ЮФО значение данного показателя в анализируемом периоде выше только у Республик Калмыкия и Адыгея: 62,3 и 57,1 процента соответственно <1>.

     ________________

<1> ИАС "Прогноз" министерства экономического развития Ростовской области. Дата обращения: июнь 2011 года.

Учитывая неудовлетворительную динамику основных источников формирования доходной части консолидированного бюджета Ростовской области (доходы физических лиц, прибыль прибыльных организаций, имущество), вероятнее всего, зависимость консолидированного бюджета Ростовской области от внешних источников финансирования сохранится и в ближайшее время. В Ростовской области сохраняется достаточно высоким уровень убыточных предприятий. Сложное финансовое положение значительного числа крупных и средних предприятий, а также неудовлетворительные темпы роста доходов населения свидетельствуют о проблемах с наполняемостью консолидированного бюджета Ростовской области и об истощении внутренних инвестиционных резервов развития Ростовской области.

Несбалансированность и неравномерность внутриобластного социально-экономического развития

Эта проблема особенно проявила себя в результате кризиса в связи с резким ухудшением социально-экономической ситуации в территориях со слабо диверсифицированной экономикой. Согласно методике Министерства регионального развития Российской Федерации в Ростовской области в качестве моногородов были признаны города Гуково и Зверево, для которых разработаны комплексные инвестиционные планы развития, а из федерального бюджета предусмотрена финансовая поддержка на развитие инфраструктуры. Сама по себе монопрофильность территории не является проблемой, так как в результате специализации и концентрации конкретного вида экономической деятельности такая форма развития является закономерной в системе межрегионального и международного разделения труда. Вместе с тем на более длительном временном промежутке монопрофильность экономики территории может иметь серьезные негативные последствия, в частности она детерминирует рост рисков финансовой устойчивости бюджета муниципального образования, формирует условия для резких дестабилизирующих колебаний на рынке труда, а также увеличивает риски обеспечения устойчивого функционирования и развития систем жизнеобеспечения.

Серьезной проблемой устойчивого развития Ростовской области является неравномерность социально-экономического развития городских округов и других муниципальных образований. Для значительной части территорий среднеобластные значения показателей в сферах социально-экономического развития, финансов, систем жизнеобеспечения на сегодняшний день недостижимы и, как следствие, наблюдается значительная дифференциация в уровне и качестве обеспечения населения социальными услугами, возможностях самореализации. В частности, по итогам 2010 года снижение промышленного производства (по крупным и средним предприятиям) допущено в трех городах - Гуково, Зверево, Новошахтинске, а также в 16 муниципальных районах. Наибольшее отставание наблюдается в Каменском, Заветинском, Целинском, Куйбышевском районах Ростовской области. Стратегически важно, чтобы региональная политика была тесно связана с решением задач оздоровления депрессивных территорий, она должна максимально приближать бизнес к нуждам жителей Ростовской области и иметь муниципальное измерение.

Неравномерное и несбалансированное внутрирегиональное обеспечение и развитие транспортной, инженерно-технической, социально-культурной и бытовой инфраструктур

Данная проблема, с одной стороны, является следствием объективно сложившихся условий неравномерного распределения ресурсов между городскими и муниципальными районами Ростовской области. С другой стороны, сложившаяся дифференциация в уровне обеспечения и развития производственных, социальных и иных инфраструктур снижает привлекательность инвестиций в данные территории и становится сдерживающим фактором для их дальнейшего социально-экономического развития. Как следствие, это становится причиной деградации систем жизнеобеспечения городских округов и других муниципальных образований. В частности, Ростовская область обладает большим объемом энергогенерирующих мощностей, превосходящих потребности региональной экономики. Однако в силу сетевых ограничений в отдельных территориях доступ к ним для потребителей затруднен. Это серьезный барьер для экономического роста и, по сути, является для предприятий и организаций Ростовской области своеобразным монопольным налогом. Кроме того, сохраняется дифференциация в газификации и обеспечении территорий дорогами с твердым покрытием. Существенная разница наблюдается в доступности медицинских, образовательных, социальных и культурно-досуговых услуг.

Отрицательное сальдо и неудовлетворительная структура внешнеторгового баланса

Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса для Ростовской области носит устойчивый характер. В структуре экспорта на протяжении достаточно длительного периода времени доминируют товары с низкой добавленной стоимостью, преимущественно сельскохозяйственное сырье, а в структуре импорта лидируют товары с высокой добавленной стоимостью.

По сути, это означает использование сырьевой модели, опирающейся на ресурсный потенциал Ростовской области. Развитие внешнеэкономической деятельности при данном подходе возможно преимущественно экстенсивное, когда рост может быть обеспечен исключительно за счет увеличения нагрузки на природные ресурсы со всеми вытекающими последствиями. Сложившаяся товарная структура внешней торговли свидетельствует о малоперспективном месте Ростовской области в системе международного разделения труда.

Деградация промышленного потенциала

Критический износ основных производственных фондов, использование устаревших технологий, неадекватная система инфраструктурного обеспечения ограничивают возможность производства конкурентоспособной по цене и качеству продукции. Например, в целом по обрабатывающей промышленности износ машин и оборудования составляет около 42 процентов, при этом около 60 процентов предприятий обрабатывающих производств имеют степень износа машин и оборудования 50 процентов и более. Зачастую крупные предприятия располагают незагруженными производственными площадями и инженерной инфраструктурой, дефицит которых сдерживает активизацию инвестиционной деятельности в Ростовской области. Растут деградация и потери кадрового потенциала промышленных предприятий, в результате социальная ситуация в промышленных центрах Ростовской области будет неустойчивой.

Низкий уровень инновационной активности и неудовлетворительные темпы развития новых отраслей

Имея высокий научно-технический потенциал, Ростовская область характеризуется недостаточным уровнем реализации промышленных инноваций, проявляющемся как в незначительном количестве инновационно активных предприятий, так и в низкой доле инновационной продукции в общем объеме продукции. В немалой степени это объясняется тем, что Ростовская область не располагает достаточно эффективной региональной инновационной системой, обеспечивающей трансформацию научных идей в технологии и продукты, позволяющей концентрировать инвестиционные и интеллектуальные ресурсы на прорывных направлениях.

Рост масштабов теневой экономики и неформального сектора

Масштабы теневой экономики в Ростовской области, как и в целом на Юге России, достаточно велики. Наличие неформального сектора объясняет низкий уровень регистрируемой безработицы в депрессивных районах. В результате это лишает бюджет налоговых доходов, благодаря которым регион мог бы существенно повысить свою финансовую и бюджетную автономность и устойчивость. Коррупционный фактор особенно проявляется в сфере государственных закупок и жилищном строительстве. Эффективная борьба с монополизмом и коррупцией в строительстве могла бы стать решающим фактором снижения стоимости жилья и увеличения темпов жилищного строительства в Ростовской области. В этой связи крайне важна разработка мероприятий, направленных на минимизацию экономических и социальных издержек, связанных с теневой экономикой.

1.4. Вызовы, угрозы, ограничения и условия базового сценария социально-экономического развития Ростовской области

1.4.1. Вызовы, угрозы и ограничения социально-экономического развития Ростовской области