ДОЛЯ ПОТЕРЬ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ В СУММАРНОМ ОБЪЕМЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ, В ПРОЦЕНТАХ <1>
Наименование | 2009 год | 2010 год |
Российская Федерация | 10,1 | 10,6 |
Южный Федеральный округ | 11,6 | 11,2 |
Республика Адыгея | 4,6 | 5,6 |
Республика Калмыкия | 21,5 | 22,2 |
Краснодарский край | 12,1 | 11,8 |
Астраханская область | 19,9 | 12,7 |
Волгоградская область | 9,6 | 9,7 |
Ростовская область | 11,3 | 11,5 |
________________
<1> По данным министерства жилищно-коммунального хозяйства. Июнь 2011 года.
Для повышения качества коммунальных услуг, снижения износа основных фондов, решения экологических вопросов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунального комплекса при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг, обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
Общая ежегодная потребность в средствах на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области оценивается более чем в 15 млрд. руб. Такой объем инвестиций не может быть обеспечен только за счет инвестиционных составляющих тарифа и бюджетных вложений, требуется создание условий для привлечения внебюджетных источников. Поэтому основная система мер по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры должна быть направлена на формирование инвестиционной привлекательности коммунального сектора экономики Ростовской области.
Жилищное хозяйство
По состоянию на конец 2010 года общая площадь жилого фонда Ростовской области составила 92145,6 тыс. кв. м, в том числе общая площадь индивидуального жилого фонда - 83814,5 тыс. кв. метров. Удельный вес площади жилого фонда, оборудованного водопроводом, составил 75,7 процента; канализацией - 69,7 процента; центральным отоплением - 77,1 процента; ванными - 65,1 процента; газом - 85,9 процента; горячим водоснабжением - 60,1 процента.
Общая площадь ветхих и аварийных жилых помещений на конец 2010 года составила 1531,2 тыс. кв. м, увеличившись по сравнению с 2004 годом, когда указанная площадь была равна 1489,4 тыс. кв. м, на 1,03 процента. В то же время удельный вес ветхого и аварийного жилья от площади всего аварийного фонда сократился в сопоставляемых периодах с 1,8 до 1,7 процента, что обусловлено ростом общей площади жилого фонда на 9,5 процента. Рост общей площади ветхих и аварийных помещений обусловлен увеличением площади аварийного жилья в 2010 году по сравнению с 2004 годом в 2,2 раза. В результате площадь аварийного жилья на конец 2010 года достигла 292,4 тыс. кв. м. По данным на конец 2009 года, в аварийном жилье проживали 9940 человек. В то же время наблюдается как абсолютное, так и относительное снижение фонда ветхого жилья. Так, по данным на конец 2010 года, общая площадь ветхого жилья составила 1238,8 тыс. кв. м, что на 8,6 процента меньше, чем на конец 2004 года. Удельный вес ветхого жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда сократился в рассматриваемых периодах с 1,6 до 1,3 процента. По данным на конец 2009 года, в ветхих жилых домах проживало 66394 человека. Сокращение фонда ветхого жилья удалось достичь за счет реализации региональных программ по капитальному ремонту жилого фонда. Так, за 2010 год общая площадь капитально отремонтированных жилых домов составила 1704,3 тыс. кв. м. Для сравнения в 2004 году значение показателя составляло 116,3 тыс. кв. м.
Основной целью развития системы жилищно-коммунального комплекса Ростовской области является обеспечение комфортных условий проживания населения Ростовской области, а также экологической безопасности в соответствии с современными требованиями и стандартами.
Для этого необходимо:
создать систему эффективного управления в жилищно-коммунальном секторе;
обеспечить государственную поддержку муниципальных образований в реализации инвестиционных проектов и комплексных программ по развитию и модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры;
стимулировать привлечение долгосрочных частных инвестиций путем создания эффективных механизмов тарифного регулирования жилищно-коммунальных организаций;
повысить эффективность деятельности организаций ЖКХ и ресурсосбережение;
перейти от нормативного к фактическому учету потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства за счет массового внедрения приборов индивидуального учета;
создать безопасные условия эксплуатации объектов при предоставлении коммунальных услуг;
снизить негативное воздействие на окружающую среду;
создать информационно-аналитическую базу данных о состоянии ЖКХ.
6.9. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
Экологическая ситуация в Ростовской области напрямую связана с тем, что она относится к промышленно развитым регионам с крупными предприятиями авиационного, машиностроительного, химического, сельскохозяйственного и жилищно-коммунального комплексов, а также предприятиями производства строительных материалов.
В целом для Ростовской области характерны те же экологические проблемы, что и для других субъектов ЮФО. К ним можно отнести: высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, особенно в крупных городах, нерешенные проблемы утилизации отходов производства и потребления, загрязнение водных объектов, деградацию почвенного покрова, участившиеся в последнее время случаи выжигания сухой растительности, опустынивание земель.
В субъектах ЮФО, сопоставимых по уровню социально-экономического развития с Ростовской областью, такие показатели, как выбросы в атмосферный воздух, имеют более высокие значения. В Ростовской области удельный выброс загрязняющих веществ на 1 человека составляет 166,8 кг/год, в Краснодарском крае - 168,8 кг/год, в Волгоградской области - 202,4 кг/год <1>.
________________
<1> По данным департамента охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Ростовской области, июнь 2011 года.