ЗАКОН
КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 5 октября 2007 года N 292
О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 ГОД И СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
Принят
Постановлением Курганской областной Думы
от 25 сентября 2007 года N 2547
(в ред. Законов Курганской области
от 28.12.2007 N 328, от 26.09.2008 N 390)
Утвердить Программу социально-экономического развития Курганской области на 2008 год и среднесрочную перспективу (прилагается).
Признать утратившим силу Закон Курганской области от 6 декабря 2006 года N 202 "О Программе социально-экономического развития Курганской области на 2007 год и среднесрочную перспективу".
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.
Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ
Курган
5 октября 2007 года
N 292
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 ГОД И СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
(в ред. Законов Курганской области
от 28.12.2007 N 328, от 26.09.2008 N 390)
Наименование Программа социально-экономического
Программы: развития Курганской области на 2008 год
и среднесрочную перспективу (далее -
Программа)
Заказчик Программы: Правительство Курганской области
Разработчик Программы: Правительство Курганской области
Цель Программы: Повышение благосостояния населения и
уменьшение бедности на основе
динамичного и устойчивого экономического
роста, обеспечивающего удвоение ВРП к
2013 году
Сроки и этапы
реализации Программы: 2008 - 2010 годы
Ожидаемые конечные В 2010 году по сравнению с 2007 годом
результаты реализации прирост реальных располагаемых денежных
Программы: доходов населения составит 28,9%,
прирост валового регионального продукта
- 20,6%
Исполнители Программы: Департамент экономического развития,
торговли и труда Курганской области,
Департамент государственного имущества и
промышленной политики Курганской
области, Департамент строительства,
госэкспертизы и жилищно-коммунального
хозяйства Курганской области,
Департамент сельского хозяйства и
перерабатывающей промышленности
Курганской области, Финансовое
управление Курганской области, другие
заинтересованные исполнительные органы
государственной власти Курганской
области, осуществляющие отраслевое либо
межотраслевое управление
(в ред. Закона Курганской области от 26.09.2008 N 390)
Источники Областной бюджет, средства федерального
финансирования: бюджета, направленные на реализацию
мероприятий федеральных программ на
территории Курганской области в порядке,
установленном действующим
законодательством, внебюджетные
источники финансирования
Система контроля за Департамент экономического развития,
исполнением Программы: торговли и труда Курганской области
ежеквартально направляет Губернатору
Курганской области информацию о
выполнении Программы.
Губернатор Курганской области
представляет в Курганскую областную Думу
информацию о ходе выполнения Программы
одновременно с отчетом об исполнении
областного бюджета
(в ред. Закона Курганской области от 26.09.2008 N 390)
Программа социально-экономического развития Курганской области на 2008 год и среднесрочную перспективу разработана в соответствии с Уставом Курганской области, Законом Курганской области "О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития и целевых программах Курганской области".
Основные направления и приоритетные задачи социально-экономического развития Курганской области сформулированы в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации на 2006 и 2007 годы, основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Программа включает цели, задачи, приоритеты социально-экономического развития области, план действий, основные показатели социально-экономического развития области на период до 2010 года, основные показатели социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов на 2008 год (приложения к Программе 1, 2, 3), перечень целевых и ведомственных программ Курганской области, предусмотренных к реализации в период действия Программы (приложение 4), мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы Курганской области (приложение 5) и перечень инвестиционных проектов (приложение 6).
В 2006 году в экономике Курганской области продолжились позитивные тенденции последних лет: увеличились выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции, объем инвестиций в основной капитал, оборот розничной торговли и общественного питания, объем платных услуг, денежные доходы населения и заработная плата, ввод жилья, собственные доходы областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области.
По итогам 2006 года в Курганской области выше среднероссийских темпы роста промышленного производства, инвестиций в основной капитал, ввода жилых домов, производства сельскохозяйственной продукции, оборота розничной торговли, платных услуг населению, темпы роста денежных доходов населения и заработной платы.
Индекс промышленного производства к уровню 2005 года составил 106,3%. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на 40 млрд. руб. В 2006 году увеличился выпуск автобусов, насосов центробежных, доильных установок, прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям, машин для строительства и содержания дорог и аэродромов.
Объем производства продукции сельского хозяйства, произведенный хозяйствами всех категорий, в 2006 году увеличился на 5,5% к уровню 2005 года. Проводилась работа по интенсификации производства продукции животноводства. Поголовье крупного рогатого скота в крупных, средних и малых сельскохозяйственных предприятиях области увеличилось на 1% к уровню 2005 года, свиней - на 32%, овец - на 5%. Возросло производство молока в хозяйствах всех категорий (на 2% к 2005 году).
АПК области лидирует в Уральском федеральном округе и занимает ведущие места в России по производству продукции сельского хозяйства на душу населения: производство зерна - 3 место в России, овощей - 7, молока - 17, картофеля - 21, мяса - 34.
В 2006 году грузооборот транспорта по области увеличился на 12,4% к 2005 году, выручка от реализации услуг связи - на 7,5% в сопоставимых ценах. Мощности АТС увеличились на 4,15 тыс. номеров за счет реконструкции и расширения действующих предприятий в 5 районах области и городах Кургане и Шадринске. Сданы в эксплуатацию 73 км междугородных кабельных линий связи.
В 2006 году на развитие экономики и социальной сферы использовано 12,2 млрд. руб. инвестиций в основной капитал, по сравнению с 2005 годом в сопоставимых ценах объем увеличился на 33,2%. По темпам роста инвестиций в основной капитал Курганская область входит в десятку лидеров среди регионов Российской Федерации.
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", вырос на 2,2%. В 2006 году за счет средств организаций и граждан введены в действие жилые дома общей площадью 148,7 тыс. кв. метров, что на 20,2% больше уровня 2005 года.
В 2006 году участники внешнеэкономической деятельности Курганской области осуществляли внешнеторговые операции с 54 странами, в том числе с 41 страной дальнего зарубежья. В 2006 году объем внешнеторгового оборота Курганской области увеличился по сравнению с 2005 годом на 15% и составил 389,5 млн. долл. США. Объем экспорта составил 146 млн. долл. США.
Динамично развивался потребительский рынок области. Оборот розничной торговли составил более 39 млрд. руб. и в физической массе увеличился на 21,9% к 2005 году (по РФ прирост составил 13,0%). Открываются крупные предприятия торговли, строятся новые современные торговые центры. Более высокими темпами растут продажи непродовольственных товаров. Удельный вес этой группы товаров составляет 55,6% оборота розничной торговли.
Оборот общественного питания в товарной массе увеличился на 11,6% к уровню соответствующего периода прошлого года.
Платных услуг населению области оказано на 8,6 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 10,2% выше уровня соответствующего периода 2005 года.
За 2006 год в консолидированный бюджет Курганской области поступило доходов в общей сумме 13,45 млрд. руб., что больше поступлений за 2005 год на 18,6%. В областной бюджет поступило 11,03 млрд. руб., что на 16,8% больше поступлений за 2005 год.
Положительную тенденцию имели качественные показатели уровня жизни населения. Среднедушевой денежный доход в декабре 2006 года сложился в сумме 8240,3 руб. (на 23,7% выше уровня декабря 2005 года). Реальные располагаемые денежные доходы за январь - декабрь 2006 года увеличились по сравнению с 2005 годом на 20,3%.
Номинальная начисленная заработная плата одного работника в декабре 2006 года составила 9423,2 руб. (на 36,2% выше соответствующего периода 2005 года). За 2006 год по отношению к 2005 году реальная заработная плата выросла на 15,6%.
Стабильно снижался удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума, в 2006 году он составил 25% общей численности населения (в 2005 году - 31,4%).
Прирост валового регионального продукта к уровню 2005 года оценивается в 6,8%.
В социальной сфере реализуются комплексные программы по развитию системы образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, молодежной политики, труда и занятости.
В сфере социальной защиты населения совершенствуются формы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и сеть государственных учреждений социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, семей с детьми. Повышается качество социального обслуживания и обеспечивается территориальная доступность социальных услуг для населения. Внедряются новые социальные технологии. Сохранена оптимальная сеть государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства; учреждений профессионального образования; проходит реструктуризация сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности.
В 2007 году сохранены положительные тенденции социально-экономического развития, сложившиеся в предыдущие годы. В январе - июне 2007 года в Курганской области увеличилась рождаемость и одновременно сократилась смертность населения, увеличились денежные доходы и заработная плата, оборот розничной торговли и общественного питания, платных услуг населению, сократилась задолженность по заработной плате, снизился индекс потребительских цен. Увеличилось производство промышленной продукции, сельскохозяйственной продукции и инвестиций в основной капитал.
Продолжается реализация приоритетных национальных проектов на территории области, принимаются меры по развитию социальной сферы.
По оценке, в 2007 году индекс промышленного производства составит 104,8% к уровню 2006 года. Производственный потенциал ведущих машиностроительных организаций Курганской области позволяет гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка и выпускать конкурентоспособную продукцию. Для координации развития промышленного комплекса утверждена "Концепция промышленной политики Курганской области на 2006 - 2010 годы".
По оценке 2007 г., прирост инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования составит 112,3%.
В 2007 году по сравнению с 2006 годом возрастут: оборот розничной торговли - на 22%, объем платных услуг населению - на 8,5%, реальные располагаемые денежные доходы населения - на 13,9%, реальная заработная плата - на 18,5%.
Собственные доходы консолидированного бюджета Курганской области увеличатся на 26,2%. Общая сумма расходов в 2007 году увеличится на 14,8% к 2006 году. Прирост валового регионального продукта составит 6,0%.
1. Неудовлетворительная демографическая ситуация.
Демографическая ситуация характеризуется низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения, высоким уровнем смертности. Сокращение численности населения затрудняет обеспечение формирования квалифицированных трудовых ресурсов, необходимых для развития материального и интеллектуального потенциала. В целях обеспечения доступности и повышения качества медицинских, социальных и образовательных услуг требуется модернизация здравоохранения, образования и социальной сферы, направленная на обеспечение соответствия государственных гарантий медицинской помощи, образовательных стандартов, форм социальной поддержки имеющимся финансовым ресурсам.
2. Неравномерное осуществление реформ на межмуниципальном уровне.
Предоставление дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности приводит к частичной консервации существующих проблем, снижает стремление органов местного самоуправления к поиску действенных способов повышения собственной конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, что приводит к замедлению темпов экономического развития муниципальных образований в целом.
3. Недостаточный уровень интеграции областной экономики в международные, межрегиональные экономические отношения.
Важную роль играет не только объем внешнеторгового оборота, но и качество участия в экономических процессах, место областной экономики в мировых, межреспубликанских, межрегиональных, внутриобластных "цепочках" создания добавленной стоимости.
4. Недостаточный уровень диверсификации.
Структура региональной экономики характеризуется сравнительно низкой долей продукции малых и средних предприятий в валовом региональном продукте. Значительная часть малого бизнеса остается в "тени". Отсутствие эффективных связей между наукой и производством не позволяет организациям эффективно конкурировать в высокотехнологичных отраслях - отраслях с наиболее высоким уровнем добавленной стоимости. Использование научных достижений в производстве остается на низком уровне.
5. Инфраструктурные ограничения экономического роста.
Состояние транспортной инфраструктуры области.
Большая зависимость от поставок электроэнергии с внешнего рынка.