ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 17 октября 2007 года N 713-ОЗ
Об областной комплексной программе "Дети Орловщины" на 2007-2010 годы"
Принят
областным Советом
народных депутатов
28 сентября 2007 года
Настоящим Законом утверждается областная комплексная программа "Дети Орловщины" на 2007-2010 годы.
Утвердить областную комплексную программу "Дети Орловщины" на 2007-2010 годы согласно приложению.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Орловской области
Е.С.Строев
г.Орёл
17 октября 2007 года
N 713-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
"Дети Орловщины" на 2007-2010 годы
Орел, 2007
Наименование Программы | - областная комплексная программа "Дети Орловщины" на 2007-2010 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | - постановление Коллегии администрации Орловской области от 13 февраля 2006 года N 23 "О положении детей в Орловской области" |
Заказчик Программы | - Губернатор Орловской области |
Основной разработчик Программы | - Департамент социальной политики области |
Цели Программы | - создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
Задачи Программы | - создание условий для безопасного материнстваи рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья; |
профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности; | |
создание условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, сохранения интеллектуального и творческого потенциала Орловщины; | |
профилактика социального неблагополучия семей с детьми; защита прав и интересов детей; | |
совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; | |
проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; | |
создание условий для обеспечения полноценной жизнедеятельности детей - инвалидов и их интеграции в общество; | |
профилактика социального сиротства, развитие вариативных семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; | |
обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - уровень младенческой смертности на 1000 родившихся живыми; |
Сроки реализации Программы | - срок реализации Программы - 2007-2010 годы |
Перечень подпрограмм | - "Здоровое поколение", |
Объемы и источники финансирования | - общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета - 120,815млн.рублей. |
прочие нужды - 84,615 млн.рублей | |
Ожидаемые результаты | - снижение младенческой смертности до 9,8 промилле на 1000 родившихся живыми, материнской смертности - до 21 промилле на 100 тысяч родившихся живыми, смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно) - до 10,9 промилле на 1000 новорожденных соответствующего года рождения; |
В соответствии с Программами социально-экономического развития Российской Федерации и Орловской области на среднесрочную перспективу к приоритетным направлениям государственной политики относится государственная поддержка и улучшение положения детей.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года подчеркнута необходимость реализации эффективных программ материнства, детства и семьи.
В Орловской области проживает 151 тысяча 923 несовершеннолетних. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (3422 человека), дети-инвалиды (3413 человек) и дети, находящиеся в социально опасном положении (3098 человек). Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.
Ухудшение экологической обстановки, недостаточные возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей и особенно матерей ведут к росту детской заболеваемости и инвалидности. Не в полном объеме предпринимаются меры по выявлению детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, и оказанию им государственной помощи в жизнеустройстве. Острой остается проблема социального сиротства и защиты от безответственного отношения деморализованных родителей к здоровью и воспитанию детей. Все эти факторы влияют на снижение доли детей и подростков в общей численности населения (в 2003 году -20,4%, в 2006 году -18,2%).
Социально-экономическая и демографическая ситуация в регионе подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей.
Областная комплексная программа "Дети Орловщины" на 2007-2010 годы является продолжением программы "Дети Орловщины" на 2003-2006 годы. В результате реализации программных мероприятий 2003-2006 годов было достигнуто:
- увеличение рождаемости с 8,6 промилле в 2003 году до 9 промилле в 2006 году;
- снижение младенческой смертности с 11 промилле в 2003 году до 9,7 промилле в 2006 году;
- снижение заболеваемости детей инфекционными болезнями, наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;
- снижение количества детей-инвалидов с 3673 человек в 2003 году до 3413 человек в 2006 году;
- увеличение количества детей и подростков, охваченных организованными формами круглогодичного оздоровления и отдыха;
- увеличение числа лиц, получивших в учреждениях социального обслуживания помощь различного рода;
- увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семью.
Вместе с тем не удалось преодолеть некоторых негативных тенденций, в частности отмечаются:
- высокий уровень смертности детей первого года жизни от врожденных аномалий развития, заболеваний перинатального периода, напрямую связанных с состоянием здоровья матери;
- сохранение высокого числа случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями;
- рост на 24% по сравнению с 2003 годом показателей заболеваемости детей до 14 лет;
- высокий уровень социального сиротства.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей, с семейным неблагополучием, социальным сиротством и детской инвалидностью, обусловливает необходимость их решения в рамках программно-целевого метода, обеспечивающего высокий уровень межведомственной координации при реализации мер по социальной поддержке и улучшению положения детей.
Новизна Программы состоит в следующем:
- ориентация на профилактику семейного неблагополучия, социального сиротства и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- использование современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и проблем детей в частности;
- направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами.
Целями Программы являются создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- создание условий для безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;
- профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности;
- профилактика социального неблагополучия семей с детьми; защита прав и интересов детей;
- совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- создание условий для обеспечения полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;
- профилактика социального сиротства, развитие вариативных семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, сохранения интеллектуального и творческого потенциала Орловщины.
Решение указанных задач будет осуществляться в рамках реализации входящих в состав Программы подпрограмм "Здоровое поколение", "Дети и семья", "Одаренные дети".
Основные целевые индикаторы и показатели реализации Программы приведены в приложении 1.
Срок реализации Программы - 2007-2010 годы.
Достижение целей Программы предусматривается к концу 2010 года. Этапом реализации Программы определяется календарный год. В рамках календарного года разработчиками подпрограмм с учетом выделяемых финансовых средств уточняются целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы. Для осуществления анализа эффективности проведенных мероприятий, обобщения расходования финансовых ресурсов, определения результатов реализации Программы информация разработчиков в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и до 15 января года, следующего за отчетным периодом, направляется в орган, уполномоченный осуществлять контроль за реализацией мероприятий Программы.
Департамент социальной политики области:
- ежегодно в установленном порядке готовит предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год;
- уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
- уточняет перечень целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы на соответствующий год;
- осуществляет координацию деятельности по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств областного бюджета;
- ежеквартально готовит информацию о ходе реализации Программы на основе информации, представленной разработчиками Программы.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
повысить качество и доступность социальных услуг для семей с детьми;
создать эффективную государственную систему социальной защиты и поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в особой заботе государства.