Недействующий

Об областной целевой программе "Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в Сахалинской области на 2007-2009 годы" (утратил силу с 29.04.2009 на основании Закона Сахалинской области от 21.04.2009 N 34-ЗО)

     

Раздел I. Постановка проблемы и необходимости разработки программных мероприятий


Областная целевая программа "Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в Сахалинской области на 2007-2009 годы" разработана в соответствии с Законом Сахалинской области от 4 июля 2006 года N 73-ЗО "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Сахалинской области" и Программой законопроектных работ администрации Сахалинской области на 2007 год, утвержденной распоряжением администрации Сахалинской области от 30 ноября 2006 года N 666-ра.

Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Сахалинской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Экономический рост в сельском хозяйстве Сахалинской области продолжается последние 5 лет. С 2002 года по 2006 год объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 55,7 процента.

Однако с 2004 года наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства Сахалинской области, отставания от темпов развития экономики в целом. Если в 2003 году среднегодовой темп прироста в сельском хозяйстве составил 12,5 процента, то в 2006 году только 0,2 процента. Развитие сельского хозяйства уступает развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, использующей поставляемое из других субъектов Российской Федерации и импортное сырье, объем поставок которого растет быстрее, чем внутреннее производство.

По отношению к поставляемому из других субъектов Российской Федерации и субсидируемому импорту продовольствия продукция сахалинских товаропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с внутреннего рынка. Общий объем поставляемой из других субъектов Российской Федерации и импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья по сравнению с 2000 годом увеличился в 1,5 раза. Особенно высока доля поставляемой из других субъектов Российской Федерации и импортной продукции на рынках мяса (93%) и молока (66%).

Если в растениеводстве уровень производства 1990 года сохранился до настоящего времени, то в животноводстве - составляет лишь 20 процентов. По мере роста доходов населения Сахалинской области увеличивается спрос на мясо-молочную продукцию.

Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Около 60 процентов сельских жителей имеют средний денежный доход, и 35 процентов - доход ниже прожиточного уровня.

Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.

Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития Сахалинской области в рассматриваемой перспективе.