ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2007 года N 407
г.Курган
О целевой программе Курганской области "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Курганской области на 2008-2009 годы"
В целях координации мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, в соответствии с Законом Курганской области от 4 декабря 2003 года N 356 "О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития и целевых программах Курганской области", Законом Курганской области от 4 мая 2005 года N 43 "О профилактике наркомании и токсикомании на территории Курганской области", распоряжением Губернатора Курганской области от 6 июня 2007 года N 253-р "О разработке проекта целевой программы Курганской области "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Курганской области на 2008-2009 годы" Правительство Курганской области
постановляет:
1. Одобрить прилагаемую целевую программу Курганской области "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Курганской области на 2008-2009 годы" (далее - Программа) и направить ее на рассмотрение в Курганскую областную Думу.
2. Финансовому управлению Курганской области (Е.А.Перминова) при формировании областного бюджета предусматривать выделение средств на реализацию Программы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Курганской области разработать и утвердить мероприятия по реализации Программы, предусмотрев в местных бюджетах соответствующие средства.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области - руководителя аппарата Правительства Курганской области А.Г.Мазеина.
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Курганской области "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Курганской области на 2008-2009 годы"
г.Курган,
2007 год
Наименование Программы | - целевая программа Курганской области "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Курганской области на 2008-2009 годы" |
Основание для разработки Программы | распоряжение Губернатора Курганской области от 6 июня 2007 года N 253-р "О разработке проекта целевой программы Курганской области "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Курганской области на 2008-2009 годы" |
Заказчик | Правительство Курганской области |
Основные разработчики Программы | Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Курганской области (по согласованию), |
Цель Программы | - создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества |
Сроки реализации Программы | 2008-2009 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы | Исполнительные органы государственной власти Курганской области, осуществляющие отраслевое либо межотраслевое управление, |
Источники финансирования Программы | средства областного бюджета ( ежегодные объемы финансирования программы утверждаются законом Курганской области об областном бюджете на соответствующий финансовый период) |
Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы | - создание системы мониторинга распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков в области; |
Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана тем, что современная ситуация в целом в Российской Федерации и в Курганской области характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее - наркотики), что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике области и правопорядку.
Распространение незаконного оборота и незаконного потребления наркотиков обусловлено целым рядом взаимосвязанных факторов.
Одним из таких факторов является высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что способствует постоянному расширению объема рынка незаконного оборота наркотиков.
На наркоситуацию в стране и в Курганской области оказывает существенное влияние также наличие собственной растительной сырьевой базы для производства наркотиков.
Доступность растительного сырья и простота изготовления из него наркотиков привлекают внимание как производителей, так и потребителей. Наркотики растительного происхождения переправляются из районов заготовки практически во все крупные города и промышленные центры России.
Наркопреступность в Курганской области достаточно устойчива в структуре общеуголовной преступности и ежегодно растет. По обобщенным данным органов внутренних дел в 2006 году в Курганской области по линии незаконного оборота наркотиков (далее - НОН) зарегистрировано 2029 преступлений, что на 18,7 процента больше, чем в 2005 году. При этом удельный вес выявленных наркопреступлений в общей структуре преступности Курганской области также увеличился и составил 5,5 процента (в 2005 год - 4,5 процента).
Анализ подростковой преступности в Курганской области свидетельствует об увеличении в 2006 году на 76,9 % (23) уголовно-наказуемых деяний, связанных с НОН при участии несовершеннолетних по сравнению с 2005 годом (13).
Факторы, способствующие распространению незаконного потребления наркотиков, формируются в социальной сфере. К ним относятся наличие безработных среди молодежи, а также сравнительно низкий жизненный уровень населения.
Поляризация доходов различных социальных групп вызывает у определенной части подростков и молодежи чувство протеста, агрессивные устремления, является одной из причин криминализации общества, роста масштаба незаконного оборота наркотиков. Потребление наркотиков в молодежной среде вновь приобретает статус особой субкультуры, моды.
Отсутствие целостной, научно обоснованной системы профилактики распространения наркомании, в первую очередь среди подростков и молодежи, не позволяет оказывать адекватное противодействие таким негативным явлениям.
В Курганской области на наркологическом учете состоит 3347 чел., на диспансерном учете - 2356 чел. (из них несовершеннолетних - 24). Наибольшие показатели заболеваемости наркоманией наблюдаются в крупных административных центрах области. Число лиц, состоящих на профилактическом и диспансерном учете в г.Кургане составляет 2002 чел., в г.Шадринске - 498 чел.
При прохождении медицинской призывной комиссии в 2006 году выявлено 47 призывников, употребляющих наркотические средства, что на 4,3 % больше чем в 2005 году.
Состояние смертности в связи с отравлениями наркотиками в Курганской области также указывает на обострение проблемы наркомании. За 2006 год произошло увеличение количества смертельных исходов, связанных с передозировкой наркотиков на 13 чел. (57), по сравнению с 2005 годом (44).
Кафедрой социологии Курганского государственного университета в 2006 году проведено социологическое исследование на тему "Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи".
В ходе оценки наркоситуации в области было проведено анкетирование 3600 детей, подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет 8 территорий области (гг.Курган и Шадринск, Далматовский, Катайский, Куртамышский, Макушинский, Петуховский и Шумихинский районы). Данный контингент представлен 3 основными группами: неучащиеся подростки и молодежь в возрасте 16-24 лет; учащиеся подростки и молодежь 14-20 лет; учащиеся дети и подростки 11-13 лет. Для каждой группы был разработан свой инструментарий (анкета). В анкетировании приняли участие учащиеся ряда общеобразовательных школ, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (в частности, Курганского железнодорожного техникума, Курганского базового медицинского колледжа, Курганского технологического колледжа, Курганского архитектурно-строительного колледжа, Курганского торгово-экономического колледжа, Курганского государственного университета).
Результаты исследования показали, что из обследованных:
- массовый наркотический дебют (первый опыт общения с наркотиками) - 12-13 лет;
- наиболее распространенный вид наркотиков - каннабиноиды (препараты конопли);
- две основные причины употребления наркотиков: удовольствие и уход от существующих проблем;
- процент имеющих опыт общения с наркотиками: среди курящих - 70%, среди некурящих -23%;
- 6,2% опрошенных учащихся средних учебных заведений, 17% студентов и 15,8% неучащейся молодежи хотели бы прекратить потребление наркотиков, но не уверены в своих силах.
Результаты социологического исследования доведены до исполнителей основных мероприятий целевой программы Курганской области "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Курганской области на 2005-2007 годы" и используются при отработке всех профилактических мероприятий.
Сравнивая данные медицинской статистики в Курганской области за последние три года, можно отметить некоторое снижение числа лиц, состоящих на наркоучете. Однако, по данным независимых социологических исследований, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает официальную численность в 8-10 раз. По данным общероссийского мониторинга, общая численность лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 5,99 млн. человек, из них 1,87 млн. человек - это подростки и молодежь в возрасте до 24 лет.
Значительное несоответствие данных официальной статистики Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и данных, полученных в результате проведения общероссийского мониторинга наркоситуации, о количестве лиц, незаконно потребляющих наркотики, свидетельствует о ненадлежащей организации учета указанной категории лиц. Основным фактором, отрицательно влияющим на несоответствие статистических данных реальному положению дел, является нежелание становиться на учет в связи с неблагоприятными правовыми последствиями, обусловленными самим фактом нахождения на учете в лечебно-профилактическом учреждении наркологического профиля.
В настоящее время не разработаны достаточно эффективные средства и методы лечения наркомании. Наркологические диспансеры, оснащенные оборудованием для интенсивной терапии и необходимыми современными лекарствами, располагающие квалифицированными специалистами, обеспечивают излечение 10-20 процентов пациентов. Это означает, что из каждых 100 больных, прошедших полный курс лечения, 80-90 человек вновь начинают употреблять наркотики.
В этих условиях требуется наращивание усилий по реализации адекватных и эффективных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
В настоящее время проблемы, связанные с предупреждением распространения наркотиков, противодействием их незаконному обороту, лечением больных наркоманией и их социальной реабилитацией на общегосударственном уровне, решаются государственными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. В связи с этим надлежащая координация деятельности указанных органов, а также негосударственных организаций и общественных объединений становится непременным условием решения проблемы противодействия распространению наркомании.
Исходя из анализа складывающейся ситуации, прогноза ее развития на ближайшую перспективу, становится очевидной необходимость принятия и реализации программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Курганской области на 2008-2009 годы", предусматривающей комплекс скоординированных мер социального, медицинского, правового и организационного характера, направленных на:
- мониторинг наркоситуации;
- повышение уровня профилактических мероприятий;
- совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики.
Основной целью Программы является создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, сокращение к 2010 году масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Курганской области на 16-20 процентов по сравнению с 2004 годом.
Целевым показателем реализации Программы является масштаб незаконного потребления наркотиков по отношению к уровню 2004 года (в процентах).
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями являются:
доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории (в процентах). Сведения представляются ежегодно главным управлением образования Курганской области в Правительство Курганской области к 15 января года, следующего за отчетным;
доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию (в процентах). Сведения представляются ежегодно главным управлением здравоохранения Курганской области в Правительство Курганской области к 15 января года, следующего за отчетным;
степень доступности наркотиков для незаконного потребления (отношение среднемесячного дохода на душу населения к средней стоимости одного грамма героина, находящегося в незаконном обороте). Сведения представляются ежегодно Управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Курганской области (по согласованию) в Правительство Курганской области к 15 января года, следующего за отчетным;
отношение количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений, уголовных дел, возбужденных по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений, уголовных дел по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений, направленных с обвинительным заключением в суд, уголовных дел по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений, по результатам рассмотрения которых судами вынесены обвинительные приговоры, соответственно к количеству зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, возбужденных уголовных дел, уголовных дел, направленных с обвинительным заключением в суд, и уголовных дел, по результатам рассмотрения которых судами вынесено обвинительное заключение (в процентах к уровню 2004 года). К тяжким и особо тяжким преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков относятся преступления, предусмотренные частью 2 статьи 228, статьей 228.1, статьей 229, частями 2 и 3 статьи 230, частью 2 статьи 231, частью 2 статьи 232 и частью 3 статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также преступления, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 150, частью 3 статьи 151, частями 3 и 4 статьи 158, частями 3 и 4 статьи 159, частями 3 и 4 статьи 160, частями 2 и 3 статьи 161, статьей 162, частями 2 и 3 статьи 163, частями 3 и 4 статьи 174, частями 3 и 4 статьи 174.1, частями 2, 3 и 4 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, в части преступлений, по которым предметом преступного посягательства или незаконного оборота являлись наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, сильнодействующие вещества. Сведения представляются управлением внутренних дел по Курганской области (по согласованию) в Правительство Курганской области ежегодно к 15 января года, следующего за отчетным;
отношение количества изъятых из незаконного оборота наркотиков к количественной оценке годового незаконного оборота наркотиков (в процентах). Сведения представляются управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Курганской области (по согласованию) в Правительство Курганской области ежегодно к 15 января года, следующего за отчетным;
отношение количества потребляющих наркотики лиц, выявленных в рамках медицинских обследований, связанных с призывом в армию, к общему количеству обследованных (в процентах). Сведения представляются ежегодно главным управлением здравоохранения Курганской области в Правительство Курганской области к 15 января года, следующего за отчетным;
степень соответствия данных, полученных в результате проведения регионального мониторинга наркоситуации, о количестве лиц, незаконно потребляющих наркотики, официальным данным главного управления здравоохранения Курганской области.
Программа рассчитана на 2008-2009 годы и предполагает решение следующих задач:
- создание системы мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств и профилактике их употребления различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними, а также предупреждение правонарушений, связанных с наркотическими средствами;
- совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией, а также лиц, употребляющих наркотические средства без назначения врача, оснащение ГУ "Новопетропавловский областной наркологический реабилитационный центр" необходимой медицинской техникой и оборудованием;
- совершенствование системы подготовки специалистов в сфере профилактики и лечения наркомании;