1.1. Настоящая Методика по проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа на коррупциогенность (далее - Методика) разработана в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах и планом мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р, Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 апреля 2006 года N 13-ЗАО "О правотворчестве", постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июня 2007 года N 930 "О концепции мониторинга правового пространства в Ямало-Ненецком автономном округе", на основании постановления губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 января 2007 года N 4-ПГ "О совершенствовании законопроектной деятельности в администрации Ямало-Ненецкого автономного округа", постановления администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 июля 2006 года N 321-А "Об утверждении окружной целевой программы "Административная реформа в Ямало-Ненецком автономном округе на 2006-2008 годы".
1.2. Под экспертизой нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа и их проектов на коррупциогенность (далее - антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов) понимается деятельность научных организаций, специалистов (экспертов) (далее - специалистов), направленная на выявление в тексте нормативного правового акта автономного округа или проекта нормативного правового акта автономного округа и описание коррупциогенных факторов, разработка рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.
1.3. Под коррупциогенностью нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа и их проектов (далее - нормативные правовые акты) понимается наличие в нормативном правовом акте одного или нескольких коррупциогенных факторов.
1.4. Под коррупциогенным фактором понимается нормативная правовая конструкция (отдельное нормативное предписание или их совокупность), которая сама по себе или во взаимосвязи с иными нормативными положениями либо управленческими обыкновениями создает риск совершения субъектами, реализующими нормативные предписания, коррупционных действий (коррупционные риски).
1.5. Под коррупционными действиями понимаются действия лиц, замещающих государственные должности Ямало-Ненецкого автономного округа, должности государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальные должности и должности муниципальной службы Ямало-Ненецкого автономного округа, должности в окружных государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях, направленные на незаконное получение денежного вознаграждения, имущества, имущественных прав и иных имущественных благ с использованием должностных полномочий, а равно действия граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) и организаций, направленные на незаконное предоставление указанным должностным лицам или в их интересах иным лицам денежных средств, имущества, имущественных прав и иных имущественных благ.
1.6. Под степенью коррупционности коррупциогенного фактора понимается обобщенная оценка уровня возможности возникновения коррупционных рисков (совершения коррупционных действий и возникновения коррупционных отношений), даваемая специалистом на основе предусмотренных Методикой критериев применительно к различным видам коррупциогенных факторов.
В настоящей Методике предлагается исходить из трехуровневой системы оценки степени коррупционности коррупциогенных факторов:
1) низкая степень коррупционности;
2) средняя степень коррупционности;
3) высокая степень коррупционности.
1.7. Нормативные правовые конструкции, образующие коррупциогенные факторы, не связаны с нарушением законности при издании нормативных правовых актов. Не являются предметом антикоррупционной экспертизы следующие дефекты нормативных правовых актов:
1) юридические коллизии нормативных предписаний, содержащихся в одном нормативном правовом акте либо в различных нормативных правовых актах, в том числе несоответствие содержания нормативных предписаний положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу;
2) нарушение установленной процедуры принятия, подписания, опубликования нормативного правового акта;
3) нарушение установленной формы нормативного правового акта;
4) нарушение требований юридико-технического качества нормативного правового акта.
Выявление названных дефектов нормативного правового акта является предметом правовой экспертизы.
1.8. В случае выявления в ходе антикоррупционной экспертизы дефектов нормативного правового акта, указанных в пункте 1.7 настоящей Методики, специалист указывает на них как на обстоятельства, создающие условия для возможного возникновения коррупциогенных факторов.
1.9. В ходе антикоррупционной экспертизы выявляются и оцениваются следующие коррупциогенные факторы:
1) ненадлежащее установление дискреционных полномочий органов публичной власти автономного округа и их должностных лиц;
2) завышенные требования к гражданам и организациям, реализующим субъективные права и юридические обязанности во взаимодействии с органами публичной власти автономного округа;
3) отсутствие или дефекты административных процедур;
4) ненадлежащее определение функций, обязанностей, прав и ответственности гражданских служащих.
Перечень коррупциогенных факторов, приведенных в настоящей Методике, является исчерпывающим.
1.10. Дефекты нормативного правового акта, связанные с пробелами в нормативных предписаниях и нарушением требований юридико-технического качества, сами по себе не являются коррупциогенными факторами, однако могут рассматриваться в качестве индикатора их наличия.
1.11. В отношении каждого из названных в пункте 1.9 коррупциогенных факторов Методика содержит:
1) понятие коррупциогенного фактора и способы его выявления:
а) дается определение коррупциогенного фактора;
б) выделяются индикаторы (признаки) коррупциогенного фактора - юридические средства (нормативные предписания), при помощи которых он может закрепляться в нормативных правовых актах;