2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | |
Всего по республике (тыс. кв. м) | 192,6 | 205,6 | 209,8 | 214,2 | 221,4 | 229,1 |
В том числе индивидуального жилья (%) | 85,2 | 83,1 | 89,9 | 75,5 | 80,9 | 90,6 |
Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение и строительство жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей с высокими доходами.
Жилищный фонд Кабардино-Балкарской Республики в настоящий момент составляет 14,4 млн. кв. метров. Средняя обеспеченность одного жителя республики общей жилой площадью составляет 16,2 кв. метра (в среднем по России - 20,9 кв. метра). Следует отметить районы республики с наименьшей обеспеченностью жилой площадью: Лескенский - 13,0 кв. метра, Зольский - 13,5 кв. метра, Урванский - 13,9 кв. метра. Таким образом, острота жилищной проблемы является одним из факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие республики.
Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, принятых органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Число семей, состоящих на учете на получение жилья, на 1 января 2007 года увеличилось на 0,7 тысячи по сравнению с 2005 годом и составило 13,5 тысячи. Однако, если в 2000 году получили жилье и улучшили жилищные условия 1,2 тысячи семей, в 2001 году - 0,7 тысячи семей, то в 2005 году - только 0,5 тысячи семей, что составляет 3,6 процента от общего числа состоящих на учете.
Наибольшие очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий сохраняются в городах: Нальчик - 8916 семей, Баксан - 829 семей, а также в районах: Урванский - 735 семей и Терский - 543 семьи.
Средняя продолжительность ожидания предоставления жилых помещений составляет 15-20 лет.
Результаты исследований показывают, что жилищная проблема стоит не только перед гражданами, состоящими на учете в целях улучшения жилищных условий. Половина семей в республике в той или иной степени не удовлетворена имеющимися жилищными условиями.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год Президент Российской Федерации В. Путин отметил необходимость принятия долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан. "О необходимости принятия такой стратегии говорит и тот факт, что даже поставленные в приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" высокие ориентиры - такие, как ввод к 2010 году ежегодно 80 млн. кв. метров жилья, - уже не могут удовлетворить потребности современного российского общества. Требуется, как минимум, предусмотреть этот рост до 100 - 130 млн. кв. метров в год. А по-хорошему - строить не меньше одного квадратного метра жилья в год на каждого гражданина России". Таким образом, в целях реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации, необходимо обеспечить ежегодный рост объемов вводимого в эксплуатацию жилья в Кабардино-Балкарской Республике, позволяющего сбалансировать спрос и предложение на рынке, и увеличить объемы вводимого жилья ежегодно до 50 - 100 тысяч кв. метров.
Потенциальная емкость рынка первичного жилья, определяемая износом наличного жилищного фонда и повышением социально приемлемых стандартов условий проживания, значительно превышает современные объемы жилищного строительства. Чтобы увеличить интенсивность обновления жилищного фонда, необходимо на данном этапе вовлечь средства тех слоев населения, уровень дохода и объем накоплений которых не достигли уровня, достаточного для оплаты полной стоимости жилья, однако могут в течение ряда лет покрыть стоимость приобретаемой жилплощади.
Принимая во внимание недостаток собственных средств у большей части населения, представляется необходимым привлечение ресурсов как для финансирования строительства, так и для повышения платежеспособного спроса. В настоящее время приобрести квартиру в собственность в состоянии менее 10 процентов граждан.
Применение схемы ипотечного кредитования позволит активизировать инвестиции в жилищное строительство и задействовать средства населения в финансировании новых жилищных программ.
В настоящее время имеются все предпосылки для старта системы ипотечного жилищного кредитования в Кабардино-Балкарской Республике, в частности:
1. Федеральными законами "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и "Об ипотеке (залоге недвижимости)" заложена законодательная база для функционирования системы ипотечного кредитования. Законодательно и нормативно оформлена деятельность всех профессиональных субъектов ипотечного рынка (оценочных, риэлторских, страховых компаний). Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1996 года N 1010 создано Агентство по ипотечному жилищному кредитованию.
2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2001 года N 291) утверждена Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, на основе которой разрабатываются и принимаются региональные ипотечные программы.
3. По оценкам у населения имеется не менее 3,0 млрд. рублей, не вовлеченных в хозяйственный оборот. Оживление в 2000 годах экономической конъюнктуры обусловило рост численности граждан, обладающих устойчивыми доходами, а также рост, пока не очень большой, самих доходов.
В целях повышения доступности жилья для граждан с различным уровнем доходов необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, рыночной и административной государственной инфраструктуры, а также оказать бюджетную поддержку отдельным категориям граждан в приобретении жилья. Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение на рынке, что приводит к постоянному росту цен в отрасли.
В связи с этим необходимо отметить основные проблемы, сдерживающие развитие ипотеки в республике:
низкая доступность ипотечных кредитов, обусловленная высокой стоимостью кредитных ресурсов и ограниченным платежеспособным спросом населения, нестабильностью трудоустройства;
сложность процедуры кредитования;
отсутствие дешевых и долгосрочных ресурсов в экономике;
неразвитость рынка ипотечных ценных бумаг;
отсутствие необходимого объема предложения жилья, а также сложность и долговременность процедуры совершения ипотечных сделок. На вторичном рынке жилья скорость оборота недвижимости достаточно высока, в результате чего заемщики не имеют возможности "закрепить" за собой выбранный объект недвижимости до момента совершения ипотечной сделки;
неразвитость инфраструктуры рынка жилья и жилищного строительства. Традиционными участниками жилищного рынка являются строительные компании, банки, производители строительных материалов, страховые компании, риэлторские и оценочные агентства. При фактическом наличии данных структур не отлажена технологическая схема их взаимодействия и, как следствие, невысока эффективность системы в целом, завышены расходы при совершении сделок.
Спрос на жилье остается высоким. В условиях сокращения бюджетных расходов в жилищном секторе государство сосредоточило внимание в основном на проблемах отдельных категорий и групп населения, которые не в состоянии самостоятельно решить свои жилищные проблемы. Основная же часть населения, имеющая относительно стабильные доходы и желающая приобрести жилье в собственность, оказалась не в состоянии это сделать из-за отсутствия достаточных накоплений и долгосрочных кредитов.
Задача государства в новых условиях заключается в поддержании платежеспособного спроса различных слоев населения на рынке жилья за счет создания условий для развития рыночных механизмов мобилизации внебюджетных ресурсов общества и направления их в строительство посредством развития системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования, перехода к решению населением жилищных проблем за счет собственных и кредитных средств.