Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2010 ГОДЫ" (с изменениями на: 28.12.2009)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Анализ показывает, что на современном этапе образовательные технологии становятся одним из наиболее значимых факторов обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Под образовательными технологиями в области гражданской обороны (ГО) и защиты от ЧС понимается совокупность способов и средств воздействия на обучаемых в целях формирования у них знаний, умений и навыков действий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, а также качеств личности, направленных на бережное отношение к окружающей среде, собственной безопасности, безопасности общества и государства. Указанные технологии реализуются в основном через обучение, воспитание, а также через самообразование, средства массовой информации, общественно-трудовую деятельность и т.п.

Основными организационными принципами образования в области ГО и защиты от ЧС являются: всеобщность, непрерывность и комплексность обучения. Принцип всеобщности предполагает обучение всех категорий населения независимо от их возраста, национальности, рода деятельности и других факторов. Непрерывность обучения связана с поэтапным формированием знаний, умений и навыков у обучаемых на протяжении всей жизни, начиная с детского возраста. Комплексность обучения заключается, с одной стороны, в обучении защите от всего спектра возможных опасностей современного мира, с другой - в учете задач, возлагаемых на различные группы обучаемых в области ГО и защиты от ЧС.

Практика свидетельствует о том, что в настоящее время в результате многолетней целенаправленной деятельности в стране сформировалась система обучения населения в области ГО и защиты от ЧС. Однако, как показывает опыт предупреждения и ликвидации ЧС, проведения учений и тренировок в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, эффективность действий населения по предупреждению ЧС и защите от поражающих факторов источников ЧС недостаточно высокая.

Среди множества причин нормативного правового, организационно-технического, учебно-методического и др. характера особой является та, что в настоящее время не достаточно простой совокупности знаний, - необходимо создавать новую парадигму образования и воспитания в духе рационального взаимодействия с окружающей средой, развивать новое мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты, явления во всех связях и отношениях, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия реализации опасных ситуаций.

Решить эту глобальную задачу можно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности, включающей развитие качеств личности, направленных на бережное отношение к окружающей среде, обеспечение собственной безопасности, безопасности общества и государства, профессионально значимых качеств специалистов в области безопасности жизнедеятельности, их эрудированности и компетентности, привитие необходимых знаний, умений и навыков действий по предупреждению опасных и чрезвычайных ситуаций.

Основной целью культуры безопасности жизнедеятельности является снижение рисков за счет человеческого фактора. Несомненно, что для эффективного противодействия опасностям необходимо, чтобы человек умел это делать (т.е. обладал необходимыми знаниями, умениями и навыками, располагал нужной информацией), а также имел мотивацию, желание, осознанное отношение к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих. При этом мотивация обеспечения безопасности не должна ограничиваться только инстинктом самосохранения, но и распространяться на других людей, на отдаленные перспективы (например, сохранение экологии).

Задачи привития необходимых знаний, умений и навыков, предоставления нужной информации решаются путем обучения, информирования населения, пропаганды в области безопасности жизнедеятельности, морально-психологической подготовки. Мотивация обеспечения безопасности формируется в процессе воспитания, а также морально-психологической подготовки, пропаганды в указанной области. В этой связи основными взаимосвязанными составляющими культуры безопасности жизнедеятельности должны являться обучение, воспитание, морально-психологическая подготовка, пропаганда и информирование населения.

Для повышения уровня подготовленности населения, привития норм безопасного поведения в окружающей обстановке, уровня сознательности и убежденности в необходимости и важности правильных действий по предупреждению и ликвидации ЧС, уверенности в эффективности применяемых средств и методов, оперативного оповещения и информирования по рациональным действиям в ЧС, телефонам и местам расположения спасательных служб и т.п., а также с учетом постоянного увеличения потока информации о характеристиках различных опасностей необходимо активно использовать современные информационные и телекоммуникационные технологии.

Эти технологии должны позволять оповещать, информировать и обучать людей, находящихся в местах массового пребывания (с использованием электронных наружных и внутренних табло коллективного пользования), а также вне зависимости от мест нахождения людей с применением различных типов оконечных устройств индивидуального пользования (мобильных телефонов, портативных компьютеров с беспроводным выходом в Интернет, теле- и радиоприемников и др.). Важную роль в прогнозировании опасных ситуаций и своевременности реагирования играют также современные средства профилактического видеонаблюдения в местах массового пребывания людей, а также устройства, обеспечивающие обратную связь населения с подразделениями МЧС, МВД и ФСБ России (типа вызывных панелей голосовой связи "SOS").

Указанные задачи в настоящий момент решаются путем создания и функционирования специальной системы - Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения, представляющей собой совокупность федеральных, региональных и местных информационных центров, связанных с вышерассмотренными типами оконечных устройств.

Создание региональной подсистемы ОКСИОН, ее цели, задачи и сроки уже определены в Законе Рязанской области от 15.12.2006 N 171-ОЗ "Об утверждении областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Рязанской области на 2007 - 2010 годы". Однако финансирование данного мероприятия программы не предусмотрено.

В соответствии с настоящей программой предлагается развернуть региональную подсистему Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового скопления людей на территории Рязанской области в период с 2008 по 2010 год.