РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 15 декабря 2006 года N 171-ОЗ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ"
(в редакции Законов Рязанской области от 31.12.2008 N 225-ОЗ, от 28.12.2009 N 174-ОЗ, с изм., внесенными Законом Рязанской области от 04.12.2008 N 174-ОЗ)
Принят
Рязанской областной Думой
29 ноября 2006 года
Утвердить областную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Рязанской области на 2007 - 2010 годы" согласно приложению к настоящему Закону.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Рязанской области
Г.И.ШПАК
15 декабря 2006 года
N 171-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ"
(в редакции Законов Рязанской области от 31.12.2008 N 225-ОЗ, от 28.12.2009 N 174-ОЗ)
┌════════════════┬════════════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование │областная целевая программа "Снижение рисков и смягчение│
│программы │последствий чрезвычайных ситуаций природного и│
│ │техногенного характера на территории Рязанской области│
│ │на 2007 - 2010 годы" (далее - программа) │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Основания │Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О│
│для разработки │защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций│
│программы │природного и техногенного характера", │
│ │Постановление Правительства Российской Федерации от 6│
│ │января 2006 г. N 1 "О федеральной целевой программе│
│ │"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных│
│ │ситуаций природного и техногенного характера в│
│ │Российской Федерации до 2010 года" │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Основные │управление экономического развития и торговли Рязанской│
│разработчики │области, управление гражданской обороны, защиты│
│ │населения и территорий Рязанской области (далее -│
│ │управление ГО, ЗНТ) │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Государственный │Правительство Рязанской области │
│заказчик │ │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Исполнители │государственное учреждение Рязанской области "Центр по│
│программы │обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и│
│ │чрезвычайных ситуаций" (далее - Центр"), государственное│
│ │учреждение Рязанской области "Рязанская областная│
│ │противопожарно-спасательная служба" (далее - ГУ│
│ │Рязанской области "Противопожарно-спасательная служба"),│
│ │министерство природопользования и экологии Рязанской│
│ │области, комитет по культуре и туризму Рязанской области│
│(строка в ред. Закона Рязанской области от 31.12.2008 N 225-ОЗ) │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Цели │основными целями программы являются повышение│
│программы │безопасности населения и защищенности критически важных│
│ │объектов от угроз природного и техногенного характера, а│
│ │также обеспечение необходимых условий для безопасной│
│ │жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического│
│ │развития страны │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Задачи программы│совершенствование повышения безопасности населения и│
│ │защищенности критически важных объектов от угроз│
│ │природного и техногенного характера; │
│ │совершенствование оценки и прогноза рисков чрезвычайных│
│ │и кризисных ситуаций, а также оптимизации мер по│
│ │управлению этими рисками; │
│ │совершенствование организационной основы сил ликвидации│
│ │чрезвычайных ситуаций, тушения пожаров и гражданской│
│ │обороны; │
│ │развитие и совершенствование единой │
│ │дежурно-диспетчерской службы │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки и этапы │2007 - 2010 годы: │
│реализации │2007 - 2008 - первый этап; │
│программы │2009 - 2010 - второй этап │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Источники и│всего на реализацию программы предусмотрено 10495,0 тыс.│
│объемы │рублей из областного бюджета. │
│финансирования │Объем средств, выделяемых ежегодно из областного бюджета│
│ │на реализацию настоящей программы, носит прогнозный│
│ │характер и подлежит ежегодному уточнению при│
│ │формировании проекта областного бюджета на│
│ │соответствующий финансовый год │
│(в ред. Законов Рязанской области от 31.12.2008 N 225-ОЗ, от 28.12.2009│
│N 174-ОЗ) │ │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Основные │1. Разработка и реализация системы мер по выявлению │
│мероприятия │опасностей и комплексному анализу риска чрезвычайных │
│программы │ситуаций. │
│ │2. Разработка и реализация системы мер по мониторингу и│
│ │прогнозированию риска чрезвычайных ситуаций. │
│ │3. Развитие системы информационного обеспечения│
│ │управления риском чрезвычайных ситуаций, системы связи и│
│ │оповещения при чрезвычайных ситуациях. │
│ │4. Разработка и реализация мер по снижению рисков,│
│ │смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и│
│ │техногенного характера │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые │реализация основных программных мероприятий позволит:│
│результаты │создать более оптимальную и эффективную организационную│
│ │структуру органов управления и сил, специально│
│ │предназначенных и привлекаемых для решения проблем и│
│ │задач защиты населения и территорий от чрезвычайных│
│ │ситуаций, обеспечить необходимый уровень безопасности│
│ │населения и защищенности критически важных объектов,│
│ │повысить эффективность деятельности сил ликвидации│
│ │чрезвычайных ситуаций, системы мониторинга и│
│ │прогнозирования чрезвычайных ситуаций │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Контроль за│контроль за реализацией программы осуществляют│
│исполнением │Правительство Рязанской области, финансово-казначейское│
│программы │управление Рязанской области <*>, министерство финансов│
│ │Рязанской области, Рязанская областная Дума, Счетная│
│ │палата Рязанской области │
│ │<*> - до утверждения структуры исполнительных органов│
│ │государственной власти Рязанской области в 2008 году │
│(строка в ред. Закона Рязанской области от 31.12.2008 N 225-ОЗ) │
└════════════════┴════════════════════════════════════════════════════════…
В условиях сохранения высокого уровня угрозы техногенного и природного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций для устойчивого социально-экономического развития Рязанской области одним из важных элементов обеспечения безопасности является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов. Проблема заключается в обеспечении снижения рисков чрезвычайных ситуаций и потерь человеческого, природного и экономического потенциала путем концентрации материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях создания условий безопасной жизнедеятельности и координации действий сил и средств региона.
Реализация программы позволит решить проблемы по ряду следующих факторов:
изменение структуры потенциальных источников возникновения кризисных и чрезвычайных ситуаций;
устранение недостатка ресурсов, необходимых для достижения прогресса и устойчивой положительной динамики в решении основных задач;
увеличение эффективности механизмов, применяемых для решения ключевых задач в условиях модернизации системы государственного управления (перераспределения функций в сфере защиты населения и экономики от чрезвычайных ситуаций между органами государственной власти и органами местного самоуправления);
повышение эффективности механизма стимулирования привлечения дополнительных ресурсов, в том числе внебюджетных средств;
увеличение эффективности практики применения механизмов гражданской и имущественной ответственности по обстоятельствам возникновения чрезвычайных ситуаций и причинения ущерба гражданам, окружающей среде и социальной инфраструктуре, стимулирования добровольных обязательств бизнеса и корпоративной ответственности.
Программа позволит обеспечить базовые условия, необходимые для реализации неотложных мер в отношении критически важных объектов во исполнение решений совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу о мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений (протокол от 13 ноября 2003 года N 4).
Программа включает в себя такие направления, как системные исследования, обеспечение пожарной безопасности, обеспечение техногенной и информационной безопасности объектов и населения, а также их защиты от негативных природных явлений, обеспечение безопасности объектов жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, совершенствование систем физической защиты и охраны объектов, системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, централизованного оповещения населения и связи, а также гражданской обороны. Данная программа направлена на создание условий для уменьшения рисков чрезвычайных ситуаций, реализацию превентивных мер, а также мероприятий по ликвидации причиненного и накопленного ущерба.
Важным приоритетом программы является привлечение и расширение участия институтов бизнеса и гражданского общества в реализации проектов и программ безопасного развития.
Источниками чрезвычайных ситуаций являются стихийные природные явления, природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности либо связанные с накопленным экологическим ущербом, а также крупные техногенные аварии и катастрофы.
В настоящее время на территории Рязанской области функционируют 25 химически опасных объектов, 37 пожаро- и взрывоопасных объектов, более 1000 гидротехнических сооружений и других объектов. Большая часть этих объектов представляет не только экономическую, оборонную и социальную значимость для страны, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на этих объектах проживают свыше 500 тыс. жителей области.
Социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями и пожарами, а также техногенные аварии являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики региона.
Эффективное противодействие чрезвычайным ситуациям не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества.
Для предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их негативных последствий существенное значение имеет система мер и их технологическое обеспечение, которые могут быть общими для разных по своей природе явлений и факторов (природных и техногенных).
При применении программно-целевого метода будут осуществляться:
развитие и использование научного потенциала в исследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных опасными гидрометеорологическими явлениями и резкими изменениями погодно-климатических условий, и особенностей их протекания с учетом их природы (генезиса);
информационная поддержка и создание инфраструктуры для ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;
координация действий по поддержанию в необходимой готовности сил и средств реагирования;
реализация комплекса практических мер, исключающих возникновение чрезвычайных ситуаций.
Формирование эффективной "вертикали реагирования" на чрезвычайные ситуации возможно при наличии единой информационно-управляющей системы в данной сфере, деятельность которой подкреплена наличием нормативных документов, предотвращающих торможение информационных потоков и потерю управления.
Наиболее проблемной частью единой "вертикали реагирования" является "зона контакта" научного сообщества и государственного управления. В отсутствие постоянного администрирования процесса такого взаимодействия повышение его эффективности возможно на базе применения программных механизмов.
Целями программы являются повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития страны.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управления в сфере снижения рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера;
совершенствование научных основ анализа опасных природных явлений, возникновения техногенных аварий и катастроф, оценки и прогноза рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, а также оптимизации мер по управлению этими рисками;
создание региональной комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, создание научно-методических основ, методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий и технических средств массовой информации;
прогноз рисков чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах и разработка основных элементов государственной политики и комплекса мер по обеспечению необходимого уровня их защищенности;
совершенствование системы государственного управления и экстренного реагирования в чрезвычайных и кризисных ситуациях;