ЗАКОН

 РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 15 декабря 2006 года N 171-ОЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ"

(в редакции Законов Рязанской области от 31.12.2008 N 225-ОЗ, от 28.12.2009 N 174-ОЗ, с изм., внесенными Законом Рязанской области от 04.12.2008 N 174-ОЗ)

 

Принят
Рязанской областной Думой
29 ноября 2006 года

 Статья 1


Утвердить областную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Рязанской области на 2007 - 2010 годы" согласно приложению к настоящему Закону.

 Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Рязанской области
Г.И.ШПАК

     15 декабря 2006 года
     N 171-ОЗ






Приложение
к Закону Рязанской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Снижение рисков и смягчение последствий
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера на территории Рязанской области
на 2007 - 2010 годы"

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ"

(в редакции Законов Рязанской области от 31.12.2008 N 225-ОЗ, от 28.12.2009 N 174-ОЗ)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

┌════════════════┬════════════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование    │областная целевая программа "Снижение рисков и смягчение│
│программы       │последствий   чрезвычайных   ситуаций    природного    и│
│                │техногенного характера на территории  Рязанской  области│
│                │на 2007 - 2010 годы" (далее - программа)                │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Основания       │Федеральный закон от 21 декабря  1994  года  N 68-ФЗ  "О│
│для разработки  │защите населения и территорий от  чрезвычайных  ситуаций│
│программы       │природного и техногенного характера",                   │
│                │Постановление Правительства Российской  Федерации  от  6│
│                │января 2006 г.  N 1  "О  федеральной  целевой  программе│
│                │"Снижение рисков и  смягчение  последствий  чрезвычайных│
│                │ситуаций   природного   и   техногенного   характера   в│
│                │Российской Федерации до 2010 года"                      │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Основные        │управление экономического развития и торговли  Рязанской│
│разработчики    │области,   управление   гражданской   обороны,    защиты│
│                │населения  и  территорий  Рязанской  области  (далее   -│
│                │управление ГО, ЗНТ)                                     │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Государственный │Правительство Рязанской области                         │
│заказчик        │                                                        │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Исполнители     │государственное учреждение Рязанской области  "Центр  по│
│программы       │обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и│
│                │чрезвычайных ситуаций" (далее - Центр"), государственное│
│                │учреждение  Рязанской   области   "Рязанская   областная│
│                │противопожарно-спасательная   служба"   (далее   -    ГУ│
│                │Рязанской области "Противопожарно-спасательная служба"),│
│                │министерство  природопользования  и  экологии  Рязанской│
│                │области, комитет по культуре и туризму Рязанской области│
│(строка в ред. Закона Рязанской области от 31.12.2008 N 225-ОЗ)          │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Цели            │основными   целями    программы    являются    повышение│
│программы       │безопасности населения и защищенности критически  важных│
│                │объектов от угроз природного и техногенного характера, а│
│                │также обеспечение  необходимых  условий  для  безопасной│
│                │жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического│
│                │развития страны                                         │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Задачи программы│совершенствование  повышения  безопасности  населения  и│
│                │защищенности  критически  важных   объектов   от   угроз│
│                │природного и техногенного характера;                    │
│                │совершенствование оценки и прогноза рисков  чрезвычайных│
│                │и  кризисных  ситуаций,  а  также  оптимизации  мер   по│
│                │управлению этими рисками;                               │
│                │совершенствование организационной основы сил  ликвидации│
│                │чрезвычайных ситуаций,  тушения  пожаров  и  гражданской│
│                │обороны;                                                │
│                │развитие и совершенствование единой                     │
│                │дежурно-диспетчерской службы                            │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки и этапы   │2007 - 2010 годы:                                       │
│реализации      │2007 - 2008 - первый этап;                              │
│программы       │2009 - 2010 - второй этап                               │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Источники      и│всего на реализацию программы предусмотрено 10495,0 тыс.│
│объемы          │рублей из областного бюджета.                           │
│финансирования  │Объем средств, выделяемых ежегодно из областного бюджета│
│                │на  реализацию  настоящей  программы,  носит  прогнозный│
│                │характер   и   подлежит   ежегодному    уточнению    при│
│                │формировании    проекта    областного     бюджета     на│
│                │соответствующий финансовый год                          │
│(в ред. Законов Рязанской области от 31.12.2008 N 225-ОЗ,  от  28.12.2009│
│N 174-ОЗ)       │                                                        │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Основные        │1. Разработка и реализация системы мер по выявлению     │
│мероприятия     │опасностей и комплексному анализу риска чрезвычайных    │
│программы       │ситуаций.                                               │
│                │2. Разработка и реализация системы мер по мониторингу  и│
│                │прогнозированию риска чрезвычайных ситуаций.            │
│                │3.   Развитие   системы   информационного    обеспечения│
│                │управления риском чрезвычайных ситуаций, системы связи и│
│                │оповещения при чрезвычайных ситуациях.                  │
│                │4. Разработка  и  реализация  мер  по  снижению  рисков,│
│                │смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и│
│                │техногенного характера                                  │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые       │реализация основных  программных  мероприятий  позволит:│
│результаты      │создать более оптимальную и эффективную  организационную│
│                │структуру   органов   управления   и   сил,   специально│
│                │предназначенных и привлекаемых  для  решения  проблем  и│
│                │задач защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных│
│                │ситуаций, обеспечить  необходимый  уровень  безопасности│
│                │населения и  защищенности  критически  важных  объектов,│
│                │повысить  эффективность  деятельности   сил   ликвидации│
│                │чрезвычайных    ситуаций,    системы    мониторинга    и│
│                │прогнозирования чрезвычайных ситуаций                   │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Контроль      за│контроль   за   реализацией    программы    осуществляют│
│исполнением     │Правительство Рязанской области,  финансово-казначейское│
│программы       │управление Рязанской области <*>, министерство  финансов│
│                │Рязанской области,  Рязанская  областная  Дума,  Счетная│
│                │палата Рязанской области                                │
│                │<*> - до утверждения  структуры  исполнительных  органов│
│                │государственной власти Рязанской области в 2008 году    │
│(строка в ред. Закона Рязанской области от 31.12.2008 N 225-ОЗ)          │
└════════════════┴════════════════════════════════════════════════════════…


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В условиях сохранения высокого уровня угрозы техногенного и природного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций для устойчивого социально-экономического развития Рязанской области одним из важных элементов обеспечения безопасности является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов. Проблема заключается в обеспечении снижения рисков чрезвычайных ситуаций и потерь человеческого, природного и экономического потенциала путем концентрации материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях создания условий безопасной жизнедеятельности и координации действий сил и средств региона.

Реализация программы позволит решить проблемы по ряду следующих факторов:

изменение структуры потенциальных источников возникновения кризисных и чрезвычайных ситуаций;

устранение недостатка ресурсов, необходимых для достижения прогресса и устойчивой положительной динамики в решении основных задач;

увеличение эффективности механизмов, применяемых для решения ключевых задач в условиях модернизации системы государственного управления (перераспределения функций в сфере защиты населения и экономики от чрезвычайных ситуаций между органами государственной власти и органами местного самоуправления);

повышение эффективности механизма стимулирования привлечения дополнительных ресурсов, в том числе внебюджетных средств;

увеличение эффективности практики применения механизмов гражданской и имущественной ответственности по обстоятельствам возникновения чрезвычайных ситуаций и причинения ущерба гражданам, окружающей среде и социальной инфраструктуре, стимулирования добровольных обязательств бизнеса и корпоративной ответственности.

Программа позволит обеспечить базовые условия, необходимые для реализации неотложных мер в отношении критически важных объектов во исполнение решений совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу о мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений (протокол от 13 ноября 2003 года N 4).

Программа включает в себя такие направления, как системные исследования, обеспечение пожарной безопасности, обеспечение техногенной и информационной безопасности объектов и населения, а также их защиты от негативных природных явлений, обеспечение безопасности объектов жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, совершенствование систем физической защиты и охраны объектов, системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, централизованного оповещения населения и связи, а также гражданской обороны. Данная программа направлена на создание условий для уменьшения рисков чрезвычайных ситуаций, реализацию превентивных мер, а также мероприятий по ликвидации причиненного и накопленного ущерба.

Важным приоритетом программы является привлечение и расширение участия институтов бизнеса и гражданского общества в реализации проектов и программ безопасного развития.

Источниками чрезвычайных ситуаций являются стихийные природные явления, природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности либо связанные с накопленным экологическим ущербом, а также крупные техногенные аварии и катастрофы.

В настоящее время на территории Рязанской области функционируют 25 химически опасных объектов, 37 пожаро- и взрывоопасных объектов, более 1000 гидротехнических сооружений и других объектов. Большая часть этих объектов представляет не только экономическую, оборонную и социальную значимость для страны, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на этих объектах проживают свыше 500 тыс. жителей области.

Социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства.

Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями и пожарами, а также техногенные аварии являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики региона.

Эффективное противодействие чрезвычайным ситуациям не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества.

Для предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их негативных последствий существенное значение имеет система мер и их технологическое обеспечение, которые могут быть общими для разных по своей природе явлений и факторов (природных и техногенных).

При применении программно-целевого метода будут осуществляться:

развитие и использование научного потенциала в исследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных опасными гидрометеорологическими явлениями и резкими изменениями погодно-климатических условий, и особенностей их протекания с учетом их природы (генезиса);

информационная поддержка и создание инфраструктуры для ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;

координация действий по поддержанию в необходимой готовности сил и средств реагирования;

реализация комплекса практических мер, исключающих возникновение чрезвычайных ситуаций.

Формирование эффективной "вертикали реагирования" на чрезвычайные ситуации возможно при наличии единой информационно-управляющей системы в данной сфере, деятельность которой подкреплена наличием нормативных документов, предотвращающих торможение информационных потоков и потерю управления.

Наиболее проблемной частью единой "вертикали реагирования" является "зона контакта" научного сообщества и государственного управления. В отсутствие постоянного администрирования процесса такого взаимодействия повышение его эффективности возможно на базе применения программных механизмов.


2. Основные цели и задачи программы


Целями программы являются повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития страны.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управления в сфере снижения рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера;

совершенствование научных основ анализа опасных природных явлений, возникновения техногенных аварий и катастроф, оценки и прогноза рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, а также оптимизации мер по управлению этими рисками;

создание региональной комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, создание научно-методических основ, методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий и технических средств массовой информации;

прогноз рисков чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах и разработка основных элементов государственной политики и комплекса мер по обеспечению необходимого уровня их защищенности;

совершенствование системы государственного управления и экстренного реагирования в чрезвычайных и кризисных ситуациях;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»