Недействующий

О Программе Калининградской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

Рисунок 6 (по состоянию на 01.07.2006)


     Рисунок не приводится.

Основные социально-экономические показатели по Калининградской области приводятся в приложении N 1 (не приводится) к Программе.

42. Перспективы социально-экономического развития области определяются приоритетными направлениями, изложенными в стратегии развития области до 2031 года, рассмотренной Правительством Калининградской области 18 декабря 2006 года.

43. Целью стратегии развития Калининградской области является обеспечение повышения качества жизни и устойчивого экономического роста на основе развития и максимального использования потенциала области. Концепция стратегии предполагает реализацию проектов в различных областях экономики: в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве, туризме.

44. Стратегия предусматривает не только реализацию в регионе национальных проектов, но и дальнейшее развитие Особой экономической зоны, функционирование которой определяется Федеральным законом от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об ОЭЗ). В рамках действующего Закона об ОЭЗ по состоянию на 01.01.2007 резидентами реализуется 32 инвестиционных проекта, суммарный объем инвестиций по которым составляет 17274,84 млн. рублей.

45. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" на территории Калининградской области предусмотрено создание игорной зоны. Также Правительством Российской Федерации принято решение о создании в области туристско-рекреационной зоны. Только реализация указанных выше инвестиционных проектов резидентов Особой экономической зоны потребует привлечения свыше 3,5 тыс. работников. С другой стороны, активное развитие социальной сферы и жилищного строительства дают основания утверждать об улучшении качества жизни населения области.

46. Вместе с тем с точки зрения отрицательного демографического баланса в Калининградской области прослеживаются общероссийские тенденции - с 1992 года население России убывает. В 2010-2018 годах сокращение численности превысит 1 млн. человек в год, а в период до 2026 года суммарная естественная убыль трудоспособного населения составит 18-19 млн. человек. Убыль трудоспособного населения прогнозируется до середины века.

47. На фоне нисходящей тенденции численности, характерной для общей динамики населения, необходимо отметить, что ее сокращение ведет к серьезным проблемам функционирования экономики в целом. В ближайшей перспективе труд будет одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным ресурсом в Российской Федерации.

48. Сохранение на продолжительный период неизменных уровней рождаемости и смертности приведет не только к сокращению численности населения, но и к ухудшению ее возрастной структуры. Доля населения трудоспособного возраста сократится, а доля населения пенсионного возраста увеличится. Вырастет не только доля населения старше трудоспособного возраста, но и его абсолютная численность, особенно после 2015 года. Следует заметить, что все те, кто в это время будет входить в трудоспособный возраст, уже родились. Поэтому изменить динамику численности населения этой возрастной группы можно только сокращением смертности и притоком иммигрантов.

49. Темпы экономического роста зависят как от объема и уровня технологического и организационного обеспечения производства, так и от количества и качества располагаемых ресурсов труда. Для ежегодного роста ВРП в Калининградской области необходимо, чтобы совокупный рост численности занятых в экономике и производительности труда был таким же. Следствием сокращения численности занятого в экономике населения даже при максимальном темпе прироста производительности труда станет недобор объемов ВРП, причем именно из-за дефицита трудовых ресурсов (в случае, если он не будет восполнен иммиграцией).

50. Сокращение трудоресурсного потенциала в области может быть компенсировано только за счет иммиграции, которая должна быть существенно увеличена. Учитывая, что население в трудоспособном возрасте составляет около 2/3 миграционного потока, полное возмещение потерь потребует привлечения значительного числа иммигрантов в предстоящие два десятилетия.

51. Таким образом, исходя из существующего социально-экономического положения и перспектив развития область является крайне привлекательным субъектом Российской Федерации для переселения русскоязычного населения "горячих" районов России и СНГ, а также стран Прибалтики. При этом доминирующую роль играет фактор присутствия в общей массе переселенцев славянских народов - русских, украинцев, белорусов.