РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ (2008-2010 годы)"
Наименование программы | Республиканская целевая программа |
Основание для | Подпункт 11 пункта 2, пункт 3.1 статьи 26.3 Федерального закона |
Государственный заказчик | Министерство регионального развития Республики Алтай |
Основные разработчики программы | Министерство регионального развития Республики Алтай |
Цель и задачи программы | Целью Программы является создание минимально необходимой сети автомобильных дорог, эффективно содействующей развитию экономики, решению социальных проблем, повышению жизненного и культурного уровня населения. |
Основной задачей Программы является сохранение существующих автомобильных дорог и искусственных сооружений, удовлетворение потребностей пользователей автомобильных дорог |
Сроки и этапы реализации программы | 2008 - 2010 годы |
Перечень основных мероприятий | Строительство и реконструкция автомобильных дорог и искусственных сооружений Республики Алтай; |
Исполнители программы | Министерство регионального развития Республики Алтай |
Объемы и источники финансирования | Общий объем финансирования Программы |
{В редакции: | |
Система организации контроля за исполнением программы | Организация управления и контроля за исполнением Программы возлагается на Министерство финансов Республики Алтай, Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай, Министерство регионального развития Республики Алтай |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Повышение уровня транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог и искусственных сооружений; |
Предполагаемые участники программы | Государственное учреждение "Республиканское управление автомобильных дорог "Горно-Алтайавтодор"; |
Сеть автомобильных дорог - важнейший элемент транспортной инфраструктуры и национальной экономики России. Её эффективное функционирование и устойчивое развитие являются необходимым условием стабилизации и перехода к подъёму экономики, обеспечения целостности страны, повышения уровня и улучшения условий жизни населения.
Между тем, состояние автодорожной сети в Российской Федерации в целом и в рассматриваемой Республике Алтай в частности, нельзя признать удовлетворительным. Эта проблема особенно обострилась в последнее время в связи с крайне недостаточным для сохранения существующей сети, а тем более для развития автомобильных дорог, финансированием. Для эффективного функционирования экономики, скорейшего выхода страны из кризиса необходимо первоочередное решение проблемы совершенствования и развития сети автомобильных дорог.
Республика Алтай расположена на юго-востоке Западной Сибири. Территория её составляет 92,6 тысяч квадратных километров, а численность населения на 01.01.2006 г. - 204,5 тысяч человек, то есть средняя плотность -2 человека на 1 км2 территории. При этом городское население составляет 53 тыс. человек или 26 процентов, а сельское - 151,4 тыс. человек или 74 процента.
Административно республика представлена:
десятью районами;
одним городом (республиканский центр г. Горно-Алтайск);
244 сельскими поселениями.
Таким образом, экономика республики имеет агропромышленное (преимущественно сельскохозяйственное) направление.
Имея общие границы с Монголией, Китайской Народной республикой, Казахстаном, а также с регионами Российской Федерации - Хакасией, Тывой, Кемеровской областью и Алтайским краем, республика занимает важнейшее геостратегическое положение. Кроме того, в ней сосредоточены уникальные ландшафтно-природные объекты, такие как Телецкое озеро с громадными запасами пресной воды, гора Белуха - 4 506 м. Территория республики богата полезными ископаемыми - углем, цветными и черными металлами, значителен и гидроэнергетический потенциал.
Рост автомобильных перевозок обусловлен развитием промышленности, добывающей твердые полезные ископаемые (руды цветных и черных металлов, угля), нерудных строительных материалов, расширением производства по переработке лесных ресурсов, природных богатств и развитием зон отдыха и туризма.
Так, среднегодовая суточная интенсивность дорожного движения на въезде в Республику Алтай (км 435 "Чуйского тракта") с 2000 по 2006 год выросла в 3,3 раза, а максимальная суточная интенсивность - более чем в 5 раз.
Немаловажную роль в этом процессе играет также увеличение автомобильного парка Республики Алтай. Так, доля обеспеченности транспортом по Республике Алтай выше среднероссийского показателя: 330 автомобилей на 1000 жителей республики, и 250 автомобилей на 1000 жителей - в среднем по России.
Дальнейший рост интенсивности движения, в основном большегрузного транспорта, ожидается при строительстве магистрального газопровода "Алтай" (начало строительства - 2008 год), и газопровода Бийск - Горно-Алтайск. Для перевозки звеньев труб будут использоваться автомобили общей массой 65 тонн. На такую нагрузку дорожная сеть Республики Алтай не рассчитана; дорожная одежда нуждается в усилении, а большинство мостов - в реконструкции и капитальном ремонте.
Рост автомобильных перевозок ожидается также в связи с созданием свободной экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Республики Алтай.
Железнодорожный транспорт в республике не развит, в основном из-за отсутствия крупной промышленности.
Ближайшая железнодорожная ветка Западно-Сибирской дороги Барнаул - Бийск находится в 100 км от Горно-Алтайска и до 500 км от районов республики. После завершения строительства автомобильных дорог от Турочака на Таштагол (Кемеровская область) и от Карагая на Лениногорск (Казахстан) возможны выходы к станциям железных дорог в Таштаголе и Лениногорске.
Водный транспорт в республике отсутствует, так как здесь практически нет судоходных рек.
Перевозки пассажиров воздушным транспортом осуществлялись в основном до 1994 года. В связи с удорожанием стоимости авиационных перелетов резко снизилось число пассажиров на местных линиях, и эти рейсы закрыты. А рейсы были не только до Кош-Агача, Усть-Коксы (самолетами ЯК-40), но и вертолетами и другими типами самолетов до отдаленных населенных пунктов Турочакского, Улаганского, Усть-Канского и других районов. В 1998 году было перевезено лишь 1,3 тыс. человек воздушным транспортом.
Автомобильный же транспорт в республике играет исключительно важную роль для жизнедеятельности всего производственно-хозяйственного механизма и населения. Это практически единственный вид транспорта, им осуществляются все перевозки грузов и пассажиров в республике.
Именно по автомобильным дорогам обеспечивается сегодня доставка практически всех потребительских грузов "от двери до двери" без потерь и снижения их качества.
Несмотря на спад производства, уменьшение грузо- и пассажирооборота, рост парка автотранспортных средств, в первую очередь легковых автомобилей, обусловил возрастание интенсивности движения на сети автомобильных дорог, поэтому показатель снижения объема перевозок грузов автомобильным транспортом по республике не вполне отражает действительность.