ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
от 23 июля 2007 года N 38-РЗ
г.Горно-Алтайск
Принят
Государственным Собранием -
Эл Курултай Республики Алтай
6 июля 2007 года
Утвердить республиканскую целевую программу "Развитие энергетики и электрификации Республики Алтай на 2008-2011 годы" согласно приложению.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
Председатель
Государственного Собрания -
Эл Курултай Республики Алтай
И.И.Белеков
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
А.В.Бердников
г.Горно-Алтайск
23 июля 2007 года
N 38-РЗ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие энергетики и электрификации Республики Алтай на 2008-2011 годы"
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Развитие энергетики и электрификации Республики Алтай на 2008-2011 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Подпункт 29 пункта 2, пункты 3, 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; |
Государственный заказчик Программы | Министерство регионального развития Республики Алтай |
Основные разработчики Программы | Министерство регионального развития Республики Алтай |
Цели и задачи Программы | Целями Программы являются: |
Сроки и этапы реализации Программы | 2008-2011 годы |
Перечень основных программных мероприятий | Проектирование, реконструкция, техническое перевооружение, новое строительство распределительных электрических сетей 0,4-10 кВ; |
Исполнители Программы | Министерство регионального развития Республики Алтай |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы 5668,397 млн.руб., в том числе по годам: 2008 год - 388,42 млн.руб., 2009 год - 1216,2 млн.руб., 2010 год - 1941,4 млн.руб., 2011 год - 2122,377 млн.руб. |
Система организации контроля за исполнением Программы | Организация управления и контроля за исполнением Программы возлагается на Министерство финансов Республики Алтай, Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай, Министерство регионального развития Республики Алтай |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Сохранение и развитие электрификации Республики Алтай; |
Предполагаемые участники Программы | Органы местного самоуправления в Республике Алтай; |
Настоящая Программа разработана по инициативе Министерства регионального развития Республики Алтай на основе предложений республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и ОАО "Алтайэнерго".
Программа основана на действующем законодательстве Российской Федерации и Республики Алтай, анализе состояния энергетики в Республике Алтай с учетом практики регионов Российской Федерации в области энергетики.
Объектом реализации Программы являются отношения в сфере энергетического обеспечения Республики Алтай как региона Российской Федерации.
В Программе используются следующие сокращения:
ВЛ - высоковольтная линия;
кВ - киловольт (электрическое напряжение);
МВт - мегаватт (единица мощности);
МВАр - мегавар (единица реактивной мощности);
ОАО - открытое акционерное общество;
филиал "Горно-Алтайские электрические сети" ОАО "Алтайэнерго" - ОАО "Алтайэнерго";
ТПС - трансформаторная подстанция.
Республика Алтай - один из немногих регионов Российской Федерации, который до настоящего времени не производит на своей территории электроэнергию (за исключением небольших дизельных электростанций в труднодоступных горных населенных пунктах, Чемальской гидроэлектростанции, малой гидроэлектростанции "Кайру").
Электроснабжение потребителей осуществляется от электрических сетей Бийского энергоузла ОАО "Алтайэнерго", который работает в составе объединенной энергосистемы Сибири. Энергосистема Алтайского края дефицитна по мощности и энергии и покрывает этот дефицит частично за счет ОАО "Новосибирскэнерго" и ОАО "Красноярскэнерго".
Республика Алтай находится на грани дефицита электроэнергии, особенно в зимние месяцы - максимума потребления электроэнергии, при этом максимальная мощность, которая может быть передана из ОАО "Алтайэнерго" в республику по существующим электролиниям 110 кВ, составляет 90-95 МВт. Однако, уже в настоящее время фактическая потребность в электрической мощности превышает 100 МВт, что приводит к ограничениям подключения новых потребителей электроэнергии. По этой причине ОАО "Алтайэнерго" с 1998 года ограничена выдача технических условий на подключение новых потребителей электроэнергии. Это означает, что развитие экономики Республики Алтай будет сдерживаться.
Для ввода в эксплуатацию в ближайшие 10 лет ряда предприятий горно-металлургического и лесопромышленного комплексов потребуется дополнительная мощность не менее 25 МВт. А также строительство в связи с созданием на территориях муниципального образования "Майминский район" и муниципального образования "Чемальский район" Республики Алтай особой экономической зоны туристско-рекреационного типа потребует дополнительно не менее 25 МВт. В ближайшие годы в сфере социально-бытовых услуг, предоставляемых населению, ожидается постепенное увеличение потребления электроэнергии.
Завершено строительство высоковольтной линии 110 кВ "Ненинка - Дмитриевка". Надежность электроснабжения особо отдаленных, труднодоступных районов вызывает опасения.
Сети 110 кВ генерируют более 50 МВАр реактивной мощности. Ее избыток ведет к повышению напряжения за пределы допустимого уровня по концам сетей 110 кВ. Для компенсации избытка реактивной мощности установлены и в летние месяцы включаются реакторы мощностью 2 х 3,3 МВАр на ТПС 110/10 кВ "Акташ" и 1 х 3,3 МВАр на ТПС 110/10 кВ "Кош-Агач". И, даже при этом, балансовый избыток в летние месяцы составляет 25-30 МВАр, зимой 12-20 МВАр, который передается в сети Бийского энергорайона. Переток реактивной энергии влечет дополнительные потери в сетях 110 кВ.
В настоящее время суммарная протяженность электрических сетей в республике составляет для магистральных линий в одноцепном исчислении 6689 км, в том числе:
напряжением 110 кВ - 1535 км;
напряжением 35 кВ - 38 км;
напряжением 10 кВ - 3307 км;
напряжением 6 кВ - 26 км;
напряжением 0,4 кВ - 1783 км.
Из общей протяженности сельских распределительных электрических сетей напряжением 0,4 и 10 кВ более 2000 км построены 40-30 лет назад и в настоящее время находятся в аварийном состоянии (деревянные опоры без пасынков подгнили, алюминиевые провода сечением 16-50 изношены). Действующие линии из-за изменения структуры потребления электроэнергии (ввод в действие новых предприятий, рост использования электроэнергии населением) и трансформаторные подстанции напряжением 10/0,4 кВ в ряде населенных пунктов оказались перегруженными. Существующие сети не выдерживают возросших нагрузок, трансформаторные подстанции перегружены.
За последние три года потребление электроэнергии в целом по территории республики стабилизировалось на уровне 440 МВт.ч в год, что составляет только 2,2 тыс. кВт.ч на одного человека. Этот показатель более чем в 2 раза ниже, чем в других регионах Западной Сибири.
Основная доля электропотребления (около 44 процентов) приходится на коммунально-бытовое потребление, что является отражением структуры электропотребления, которая, по-видимому, сохранится и на ближайшую перспективу. Однако, долгосрочный прогноз предполагает подъем уровня электропотребления предприятиями горно-металлургического, лесопромышленного, агропромышленного и туристического секторов экономики региона.
Большинство не подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения населенных пунктов расположено в труднодоступных горных районах, что является естественным препятствием для подключения большинства из них и в перспективе.
Электроснабжение изолированных районов осуществляется от дизельных электростанций. В год этими электростанциями вырабатывается до 1,5 млн. кВт.ч электроэнергии (что составляет 0,3% от общего потребления).
В большинстве случаев на дизельных электростанциях эксплуатируется физически изношенное энергетическое оборудование, что обусловливает низкие технико-экономические показатели работы дизельных электростанций, низкие качество и надежность электроснабжения потребителей. Удельные расходы топлива на большинстве дизельных электростанций достигают 457 г.у.т/кВт.ч, что в 1,5 раза превышает средний нормативный расход.
Низкие технико-экономические показатели большинства дизельных электростанций, высокие цены на дизельное топливо и высокие транспортные тарифы (что особенно сказывается в отдаленных районах) приводят к высокой себестоимости производства электроэнергии на дизельных электростанциях.
Основными целями Программы являются:
развитие эффективной многоотраслевой экономики на основе ликвидации дефицита в энергоресурсах и обеспечения их доступной цены;
развитие энергетической инфраструктуры, инженерных электросетевых коммуникаций республики.
Настоящая Программа позволит решить следующую задачу: создание генерирующих источников для последовательного решения проблемы энергетического обеспечения Республики Алтай на основе строительства источников тепловой и электрической энергии с максимальным использованием природных возобновляемых ресурсов.
Программа рассчитана на реализацию в 2008-2011 годах.
В период с 2008 по 2011 годы предусматривается осуществить возведение объектов электроэнергетики на территории Республики Алтай, сохранение и развитие электрификации, предусматривается строительство, реконструкция и техническое перевооружение распределительных сетей 0,4-10 кВ; проектирование и строительство ВЛ - 110 кВ, питающих районы Республики Алтай, для резервирования их электроснабжения во внештатных режимах.
Программа содержит конкретные мероприятия, направленные на развитие энергетики и электрификации Республики Алтай.
Система программных мероприятий с указанием исполнителей, объемов и источников финансирования представлена в приложении 1.
Реализация программных мероприятий осуществляется за счет планируемых средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Алтай, планируемых средств местных бюджетов, внебюджетных источников финансирования.
Общий объем финансирования Программы 5668,397 млн.руб., в том числе по годам: 2008 год - 388,42 млн.руб., 2009 год - 1216,2 млн.руб., 2010 год - 1941,4 млн.руб., 2011 год - 2122,377 млн.руб.
Источники финансирования:
планируемые средства федерального бюджета - 1700,5191 млн.руб., в том числе по годам: 2008 год - 116,526 млн.руб., 2009 год - 364,86 млн.руб., 2010 год - 582,42 млн.руб., 2011 год - 636,7131 млн.руб.;
республиканский бюджет Республики Алтай - 1700,2391 млн.руб., в том числе по годам: 2008 год - 116,456 млн.руб., 2009 год - 364,79 млн.руб., 2010 год - 582,35 млн.руб., 2011 год - 636,6431 млн.руб.;
планируемые средства местных бюджетов - 0,28 млн.руб., в том числе по годам: 2008 год - 0,07 млн.руб., 2009 год - 0,07 млн.руб., 2010 год - 0,07 млн.руб., 2011 год - 0,07 млн.руб.;
планируемые средства внебюджетных источников - 2267,3588 млн.руб., в том числе по годам: 2008 год - 155,368 млн.руб., 2009 год - 486,48 млн.руб., 2010 год - 776,56 тыс.руб., 2011 год - 848,9508 млн.руб.
Ресурсное обеспечение Программы с указанием расходов по основным мероприятиям, источникам и объемам финансирования отражено в приложении 2 к Программе.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы из средств республиканского бюджета Республики Алтай подлежат уточнению при его формировании на очередной финансовый год.
Очередность финансирования строительства малых гидроэлектростанций определяется с учетом решения возникших первоочередных социально-бытовых проблем населения, проживающего в труднодоступных местах и южных районах республики с крайне нестабильным электроснабжением, а также с целью решения актуальных задач социально-экономического развития республики, призванных смягчить наиболее острые вопросы в сфере просвещения, здравоохранения и обеспечения социальных стандартов жизни людей.
По объектам муниципальных образований уровень софинансирования инвестиционных проектов за счет средств местных бюджетов устанавливается в соответствии с законом Республики Алтай о предоставлении местным бюджетам субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай.