Инновационная деятельность на современном этапе рассматривается как один из важнейших факторов обеспечения экономического роста. Основными направлениями государственной политики в области инноваций на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 N Пр-576) определены создание благоприятной экономической и правовой среды, построение инновационной инфраструктуры, совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.
В настоящее время в Республике Бурятия действуют 17 научных организаций, относящихся к академической, вузовской и отраслевой науке, в которых трудятся около 2800 научных сотрудников, в том числе 370 докторов наук и 1500 кандидатов наук.
Несмотря на достаточно развитый научный комплекс, экономика Республики Бурятия характеризуется крайне низким уровнем инноваций. В научно-образовательной сфере создано всего 3 постоянно действующих инновационных предприятия, что явно не соответствует имеющемуся научному потенциалу. Удельный вес инновационной продукции, осваиваемой промышленностью республики, составляет около 4,5% (в инновационно активных регионах Российской Федерации - более 15%, в промышленно развитых странах - около 30%). Инновационная деятельность промышленных предприятий в основном сводится к затратам на приобретение машин и оборудования (43,7%), программных средств (2,9%), производственное проектирование (1,2%), а доля затрат на обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями, составляет 0,01%.
С целью широкого привлечения научно-технического потенциала Республики Бурятия в инновационную сферу на основе внедрения законченных научно-технических разработок в производство, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции была разработана Концепция развития инновационной деятельности в Республике Бурятия на 2005 - 2007 годы (далее - Концепция), утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 16.06.2004 N 125. В результате реализации Концепции в республике началось формирование инновационной инфраструктуры, проводится работа по информационному и кадровому обеспечению инновационной деятельности.
Анализ результатов реализации мероприятий Концепции показал, что основными причинами низкого уровня инновационной деятельности в Республике Бурятия являются:
1. Недостаток информации как о перспективных инновационных проектах научно-образовательного комплекса, так и о потребностях в инновациях реального сектора экономики. В результате нарушается взаимосвязь между отдельными этапами инновационного цикла от рождения идеи до технического воплощения и успешной коммерческой реализации конечного продукта на рынке.
2. Отсутствие деловых связей между субъектами научно-исследовательской сферы и промышленными предприятиями. Анализ каталогов научно-технических разработок и инновационных проектов Республики Бурятия за 2004 - 2006 годы показывает, что на внедрение в Республике Бурятия ориентировано не более 20% научных разработок. Остальные проекты, по мнению самих авторов, ориентированы либо на регионы России, либо на другие страны мира. Данное обстоятельство может рассматриваться как одна из причин пассивной позиции республиканских промышленников в отношении разработок наших ученых.
3. Недостаточно развитая инфраструктура поддержки инновационной деятельности, обеспечивающая подготовку к коммерциализации завершенных НИОКР и продвижение инноваций на рынок. Элементы инновационной инфраструктуры созданы только в двух высших учебных заведениях, которые не в силах обеспечить подготовку и продвижение всех инновационных проектов Республики Бурятия.
4. Недостаток кадров для осуществления инновационной деятельности. Работающие в настоящее время в научно-исследовательской и промышленной сфере специалисты не имеют достаточной подготовки и опыта в области инновационного менеджмента и инновационного бизнес-планирования. Это сказывается на качестве подготовки бизнес-планов, что в конечном итоге препятствует привлечению для инновационных проектов как прямых инвестиций, так и банковских кредитов.
5. Непроработанная нормативная правовая база в части обеспечения государственной поддержки инновационной деятельности. Несмотря на принятие Закона Республики Бурятия "Об инновационной деятельности в Республике Бурятия", нерешенными остаются вопросы предоставления налоговых льгот субъектам инновационной деятельности и организациям инновационной инфраструктуры.
Анализ тенденций развития науки и технологий в России и за рубежом показывает, что перевод республиканской экономики на инновационный путь развития возможен лишь при условии комплексного реформирования научно-технической сферы от прикладных исследований до серийного производства наукоемкой продукции и ее вывода на мировой рынок. Этот процесс состоит из трех основных элементов:
- организация научных исследований, позволяющих обеспечить сохранение и расширение областей, в которых республиканская наука занимает лидирующие позиции в России и мире;
- создание республиканской инновационной системы, интегрированной в национальную, включая инновационную инфраструктуру, обеспечивающую эффективную коммерциализацию разработок;
- модернизация промышленности на основе внедрения инноваций и реализации инновационных проектов.
Организация работы по скоординированному развитию этих элементов требует выбора соответствующего программного инструментария инновационного развития Республики Бурятия.
Необходимость разработки Республиканской инновационной программы диктуется невозможностью комплексно решить рассматриваемую проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма.
При отсутствии программного подхода возможны следующие варианты решения проблем в области развития инновационной деятельности:
- плановое, но несистемное решение основных проблем в сфере инновационной деятельности;
- реализация принципа полного республиканского обеспечения потребностей сферы инноваций (прежде всего ресурсами).
Эти варианты характеризуются следующими рисками.
Плановый, но несистемный вариант зачастую может привести не к решению проблем, а, наоборот, к ухудшению ситуации в сфере инновационной деятельности. Вариант не учитывает тесную взаимосвязь проблем, требующих в ряде случаев скоординированных действий для их полномасштабного решения, и может быть охарактеризован как "метод латания дыр".
Вариант полного республиканского обеспечения потребностей сферы инноваций не может быть реализован в силу ресурсных ограничений республиканской экономики и риска некорректного определения этих потребностей. Кроме того, этот вариант не обеспечит своевременного создания "точек роста", что не даст возможности реализовывать задачи ускоренного развития сферы инноваций в необходимые сроки.
При программно-целевом подходе осуществляется реализация одновременно двух типов интеграции науки и производства:
- пространственный, когда объединяются усилия различных участников инновационной деятельности, принадлежащих к различным отраслям, территориям и формам собственности, академической, вузовской и отраслевой науке;
- временной, когда требуется добиться четкой последовательности и единства различных этапов инновационного процесса.
Проблему развития инновационной деятельности в Республике Бурятия предлагается решить путем реализации мероприятий, определенных Республиканской инновационной программой, при совместном участии Министерства экономики Республики Бурятия, Республиканского агентства по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия, Министерства здравоохранения Республики Бурятия. При отсутствии такой Программы будут ограничены возможности создания в Республике Бурятия условий для развития механизмов в сфере инновационной деятельности, адекватных состоянию развития экономики, а также увеличится разрыв между реальным сектором экономики и научно-технической сферой.
(в ред. Постановления Правительства РБ от 18.04.2008 N 176)