ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2007 года N 159
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ, УТВЕРЖДЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
(в редакции Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 28.09.2011 N 325, от 01.09.2014 N 336, от 16.09.2015 N 345)
Правительство Республики Калмыкия постановляет:
(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 16.09.2015 N 345)
Утвердить прилагаемое Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
А.КОЗАЧКО
ПОЛОЖЕНИЕ О РАЗРАБОТКЕ, УТВЕРЖДЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
(в редакции Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 28.09.2011 N 325, от 01.09.2014 N 336, от 16.09.2015 N 345)
1.1. Настоящее Положение определяет порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, направленных на осуществление государственной политики в сфере полномочий соответствующих органов исполнительной власти Республики Калмыкия, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития Республики Калмыкия, повышение результативности расходов республиканского бюджета и оптимизацию управления бюджетными средствами.
1.2. Ведомственные целевые программы базируются на системе целей, задач и показателей деятельности органов исполнительной власти Республики Калмыкия.
(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 16.09.2015 N 345)
1.3. Понятия, используемые в настоящем Положении:
(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 16.09.2015 N 345)
бюджет органа исполнительной власти - используемая для целей бюджетного планирования сумма расходов, представляемая органом исполнительной власти при формировании бюджетных проектировок в Министерство финансов Республики Калмыкия (включая оценки расходов, финансируемых за счет доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности) и распределяемая по подведомственным органу исполнительной власти распорядителям и получателям средств республиканского бюджета;
действующие обязательства - расходные обязательства Республики Калмыкия, подлежащие исполнению в плановом периоде за счет средств республиканского бюджета в объеме, установленном в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (за исключением нормативных правовых актов, действие которых истекает, приостановлено или предлагается к отмене, начиная с соответствующего года планового периода), договорами и соглашениями;
принимаемые обязательства - планируемое (предлагаемое) увеличение объема действующих обязательств в плановом периоде.
К принимаемым обязательствам относятся: увеличение действующих или введение новых видов трансфертов населению; увеличение заработной платы, денежного довольствия; досрочное погашение государственного долга, предоставление (оплата) государственных услуг сверх установленных нормативов (требований законодательства Российской Федерации), увеличение по сравнению с ранее предусмотренными планами ассигнований на реализацию действующих или новых бюджетных программ; новые бюджетные инвестиции, предоставление бюджетных кредитов;
бюджет действующих обязательств - объем ассигнований, необходимых для исполнения действующих обязательств в плановом периоде (с распределением по годам);
бюджет принимаемых обязательств - объем ассигнований, необходимых для исполнения принимаемых обязательств в плановом периоде (с распределением по годам);
отчетный период - период, составляющий три года (включая текущий), предшествующий году, на который разрабатывается проект республиканского бюджета;
плановый период - период, составляющий три года, в том числе год, на который разрабатывается проект республиканского бюджета, и последующие два года;
стратегическая цель - краткое описание ожидаемого конечного общественно значимого результата реализации одной или нескольких основных функций органов государственной власти Республики Калмыкия в сфере деятельности органов исполнительной власти республики;
тактическая задача - краткое описание и целевые показатели ожидаемых конечных количественно измеримых, общественно значимых результатов деятельности органов исполнительной власти по конкретным направлениям достижения одной из стратегических целей;
исполняемые расходные обязательства органов исполнительной власти - включенные в бюджет органа исполнительной власти расходы на исполнение республиканских законов, нормативных правовых актов Главы Республики Калмыкия и Правительства Республики Калмыкия, договоров и соглашений Республики Калмыкия, предусматривающих возникновение расходных обязательств Республики Калмыкия, которые в соответствии с законодательством подлежат исполнению за счет средств бюджета органа исполнительной власти, включая расходы подведомственных ему получателей средств республиканского бюджета;
ведомственная целевая программа - утвержденный (планируемый к утверждению) органом исполнительной власти комплекс мероприятий (направлений расходования бюджетных средств), направленных на решение конкретной тактической задачи (в том числе на исполнение действующих законов и иных нормативных правовых актов);
(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 16.09.2015 N 345)
результативность бюджетных расходов - степень достижения планируемых результатов деятельности;
эффективность бюджетных расходов (эффективность деятельности) - соотношение между результатами деятельности и расходами на их достижение.
1.4. Ведомственная целевая программа формируется органом исполнительной власти Республики Калмыкия и является самостоятельным документом.
(п. 1.4 в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 16.09.2015 N 345)
1.5. Ведомственная целевая программа содержит:
а) паспорт программы по форме согласно приложению N 1;
б) характеристику проблемы (тактической задачи), решение которой осуществляется путем реализации программы.
Проблема, на решение которой направлена программа, должна быть четко сформулирована. Краткую формулировку проблемы необходимо дополнить ее более подробным описанием и анализом причин ее возникновения. В данном разделе орган исполнительной власти должен описать текущее состояние той сферы, на совершенствование которой направлена реализация программы. В разделе должны быть описаны мероприятия, которые уже реализуются (реализованы) в данной сфере, результаты, которые были достигнуты. Данная информация должна впоследствии учитываться при формулировке цели, задач и показателей программы.
в) основные цели и задачи программы.
(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 16.09.2015 N 345)
Формулировка цели должна отвечать следующим требованиям:
соответствовать полномочиям органа исполнительной власти Республики Калмыкия;
соответствовать полномочиям Республики Калмыкия как субъекта Российской Федерации (с учетом вопросов местного значения, осуществление которых планируется стимулировать в рамках межбюджетных отношений);
быть направленной на решение заявленных в программе проблем;
не должна содержать указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели;
должна быть четкой и измеримой. Изложение цели должно быть кратким, ясным, обеспечивающим простоту, понятность и доступность содержания.
Задача ведомственной целевой программы - одно из направлений или способов деятельности, обеспечивающее во взаимосвязи с другими задачами программы достижение цели программы.
Для цели программы должны быть сформулированы от одной до пяти задач. Формулировка задачи должна отвечать на вопрос о том, как обеспечить достижение цели программы. Задачи программы должны быть достаточными для выполнения цели программы (но не избыточными) и соответствовать полномочиям Республики Калмыкия как субъекта Российской Федерации (с учетом вопросов местного значения, осуществление которых планируется стимулировать в рамках межбюджетных отношений) и компетенции органа исполнительной власти.
Для формирования перечня задач следует использовать одно общее основание (например, по отраслям, сферам деятельности, по содержанию работ и т.п.).
Формулировка задач программы должна быть краткой и ясной, соответствовать планируемому результату реализации программы, и не должна содержать:
специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с реализацией данной задачи;
терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование.
Целью программы и задачами, направленными на достижение такой цели, не может быть обеспечение деятельности самого органа исполнительной власти. Это означает, что в качестве целей и задач программы не могут быть указаны: содержание персонала, автоматизация работы подразделений органа исполнительной власти, материально-техническое обеспечение каких-либо подразделений органа исполнительной власти и т.п.
В качестве цели и задач программы не может быть определена постоянная реализация органом исполнительной власти установленных функций. Цель и задачи должны быть направлены на улучшение текущей ситуации, при формулировке цели и задач могут использоваться слова типа "повышение/снижение, улучшение, усиление/ослабление и т.д.". Задачи программы не могут дублировать содержание цели программы.
г) описание ожидаемых результатов реализации программы и целевых индикаторов - измеряемых количественными показателями решения поставленных задач и хода реализации программы по годам;
В данном разделе для цели и каждой задачи программы должны быть определены целевые индикаторы и их значения на очередной и два плановых года согласно Приложению N 3. Рекомендуемое количество целевых индикаторов - не более пяти. В случае использования нескольких индикаторов для характеристики достижения цели/задачи необходимо выбрать один или несколько основных индикаторов, которые содержат наиболее значимую характеристику достижения цели/задачи.
При описании индикаторов цели и задач программы следует указывать:
единицу измерения;
фактическое значение на момент составления программы;
прогнозируемые значения по каждому году реализации программы;
Целевые индикаторы ведомственной целевой программы должны иметь однозначное толкование. Используемые индикаторы должны соответствовать следующим требованиям:
точность: погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах деятельности;
объективность: не допускается использование индикаторов, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел, используемые индикаторы должны в наименьшей степени создавать стимулы к искажению результатов их деятельности;
достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы;
однозначность: определение индикатора должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики, как специалистами, так и потребителями услуг, для чего следует избегать излишне сложных индикаторов;
своевременность и регулярность: отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования.
При разработке системы индикаторов следует руководствоваться принципом минимизации количества индикаторов при сохранении полноты информации о достижении целей и задач и своевременности ее предоставления.
При выборе индикатора следует:
устанавливать значения, достижимые за счет предусмотренных в программе объемов финансирования;
учитывать наличие необходимых для наблюдения за состоянием индикатора статистических данных либо предусматривать возможность применения иных способов сбора информации для получения достоверных фактических значений достижения поставленных результатов.
Кроме того, в целях проведения оценки эффективности реализации программы, государственным заказчиком (распорядителем средств республиканского бюджета) при разработке программы каждому индикатору присваивается удельный вес в зависимости от степени отражения индикатором выполнения программы в целом, в случае необходимости удельный вес индикатору присваивается по годам;
д) перечень и описание программных мероприятий.
Данный раздел программы содержит систему основных и обеспечивающих мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач программы и достижения поставленной цели. Основным требованием к данному разделу является максимальная конкретность формулируемых мероприятий, включая информацию о необходимых ресурсах и сроках реализации каждого мероприятия. Система программных мероприятий должна быть увязана по срокам и ресурсам, обеспечивать полностью решение задач программы. Мероприятия должны быть достаточными (но не избыточными) для решения задачи программы, соответствовать полномочиям и компетенции органа исполнительной власти. Для каждого мероприятия задачи должны быть определены целевые индикаторы, характеризующие его результативность. Система программных мероприятий разрабатывается по форме согласно Приложению N 2.
При описании мероприятий ведомственной целевой программы необходимо указать:
наименование мероприятия;
период реализации мероприятия;
ответственного за реализацию мероприятия исполнителя (конкретное должностное лицо органа исполнительной власти, реализующего программу);
расходы на реализацию мероприятия;
целевые индикаторы реализации мероприятия.
е) описание системы управления реализацией программы.
Данный раздел составляется органом исполнительной власти в произвольной форме и содержит подробное описание процедур внутренней организации деятельности органа исполнительной власти и его взаимодействия с подведомственными организациями по достижению запланированной цели, реализации задач, выполнению установленных мероприятий.
1.6. Мероприятия ведомственных целевых программ не могут дублировать мероприятия других ведомственных целевых программ, федеральных целевых программ, государственных программ Российской Федерации, государственных программ Республики Калмыкия.