ЗАКОН
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 05 марта 2007 года N 25-ЗАО
О комплексной окружной целевой программе "Охрана здоровья населения и профилактика социально значимых заболеваний в Ямало-Ненецком автономном округе на 2007 2010 годы"
Принят Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
21 февраля 2007 г.
Документ утратил силу:
-законом автономного округа от 30.05.2009 N 22-ЗАО
Документ с изменениями внесенными:
-законом автономного округа от 03.12.2007 г. N 106-ЗАО
-законом автономного округа от 27.06.2008 г. N 64-ЗАО
Утвердить комплексную окружную целевую программу "Охрана здоровья населения и профилактика социально значимых заболеваний в Ямало-Ненецком автономном округе на 2007 - 2010 годы".
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Ю.В.Неёлов
г. Салехард
5 марта 2007 г.
N 25-ЗАО
КОМПЛЕКСНАЯ ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Охрана здоровья населения и профилактика социально значимых заболеваний в Ямало-Ненецком автономном округе на 2007 - 2010 годы"
Наименование Программы | Комплексная окружная целевая программа "Охрана здоровья населения и профилактика социально значимы х заболеваний в Ямало-Ненецком автономном округе на 2007 - 2010 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан c:\content\ngr\RU0000R199303476.doc . |
Государственный заказчик Программы | Департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа (дале е - департамент здравоохранения) |
Ответственные за выполнение мероприятий (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800357.doc ) | Департамент здравоохранения |
Основные разработчики Программы | Департамент здравоохранения |
Цель и задачи Программы | Цель: Снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения, стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с заболеваниями социального характера, на основе комплексного решения проблем их профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных. |
Сроки реализации Программы | 2007 - 2010 годы |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели по этапам реализации Программы (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200800357.doc ) | 1. Первичная заболеваемость ВИЧ-инфекцией на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. |
Перечень подпрограмм в составе Программы | Окружная целевая подпрограмма по предупреждению распространения в Ямало-Ненецком автономном округе заболеваний, вызываемых вирусами иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) и гепатитов В, С и D на период с 2007 - 2010 годы "Анти-СПИД" (приложение 1 к Программе). |
Перечень основных мероприятий Программы (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200700591.doc ) | Для выполнения поставленных задач Программой предусмотрены следующие мероприятия: |
Объемы | Общий объем финансирования Программы на 2007 - 2010 годы - 421,846 млн руб. (расчет произведен по фактическим ценам 2005 года с применением индекса потребительских цен). |
Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности Программы | Стабилизация эпидемиологической ситуации в автономном округе по социально значимым заболеваниям. |
Программа разработана с учетом выполнения данной Программы за период 2002 - 2006 годы и государственной политики, направленной на повышение доступности и качества медицинской помощи, основных направлений, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта в области здравоохранения.
Здоровье населения является наиболее важным показателем благосостояния государства. Тенденцию здоровья населения достаточно полно отражают меняющиеся условия социально-экономического развития страны и благосостояния населения. Охрана здоровья населения на протяжении нескольких лет провозглашалась в качестве одной из основных задач социальной политики государства. Объективные показатели высокой заболеваемости и смертности свидетельствуют о необходимости принятия сложных неотложных мер по улучшению здоровья населения, поскольку сложившаяся в настоящее время ситуация по сути кризисная. Многие проблемы здоровья имеют глубокие социальные корни, включая и региональные аспекты условий производства, экологии, образа жизни, социальной защиты населения.
Проблемы, которые стоят перед здравоохранением автономного округа, в абсолютном большинстве аналогичны проблемам здравоохранения в Российской Федерации. Повышается распространенность и растет смертность от важнейших неэпидемических заболеваний системы кровообращения, новообразований, травм и отравлений и социально значимых болезней. Зафиксирован всплеск инфекционных и паразитарных болезней, растут туберкулез, гепатиты, ВИЧ-инфекция и СПИД, венерические болезни и другие.
Благодаря реализации окружной целевой подпрограммы по предупреждению распространения в автономном округе заболеваний, вызываемых вирусами иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) и гепатитов В, С и D, на период с 2002 по 2006 годы "Анти-СПИД" были достигнуты определенные успехи в контроле над развитием эпидемии: нет вспышечного характера распространения эпидемии в округе среди детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, которые получали все этапы профилактики вертикальной передачи ВИЧ, нет ни одного ребенка с подтвержденным диагнозом ВИЧ-инфекция; нет случаев инфицирования ВИЧ среди медицинских работников при возникновении аварийных ситуаций. Несмотря на снижение темпов выявления новых случаев ВИЧ-инфекции проблема ВИЧ-СПИДа является одной из актуальных в системе здравоохранения автономного округа.
На начало 2006 года 88,4% всех зарегистрированных в автономном округе случаев заболевания сконцентрированы в гг. Новый Уренгой, Салехард, Ноябрьск, Губкинский и Надымском районе. Показатель общей заболеваемости ВИЧ-инфекцией в автономном округе за 2005 год составил 217,0 на 100 тыс. населения, что практически соответствует общероссийскому - 215,0 на 100 тыс. населения. На отдельных территориях автономного округа этот показатель существенно выше.
Реализация основных мероприятий, определенных окружной целевой подпрограммой "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Ямало-Ненецком автономном округе на 2002 - 2006 годы", привела к улучшению материально-технической базы фтизиатрической службы и стабильной обеспеченности лечебно-профилактических учреждений противотуберкулезными препаратами. Улучшилась ситуация в исправительно-трудовых учреждениях Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Ямало-Ненецкому автономному округу. Вместе с тем достигнутая эпидемиологическая стабилизация основных эпидемиологических показателей остается неустойчивой и напряженной. Так, показатель заболеваемости в целом по автономному округу увеличился с 87 случаев в 2004 году до 97,4 случаев на 100 тыс. населения - в 2005 году. Показатель смертности увеличился с 9,3 до 13,2 на 100 тыс. населения.
За счет средств, выделяемых из окружного бюджета на реализацию мероприятий окружной целевой подпрограммы "Сахарный диабет на период 2002 - 2006 годы", приобретались сахароснижающие препараты, средства введения и самоконтроля для больных сахарным диабетом и распределялись по лечебно-профилактическим учреждениям автономного округа.
Применение современных средств лечения дало возможность пациентам, страдающим сахарным диабетом, быть максимально свободными в социальном плане, профориентации, а также в создании семьи.
За последние три года отмечается рост показателя временной утраты трудоспособности в случаях (на 33,6%) и днях (на 21,7%). Продолжается рост заболеваемости сахарным диабетом со стойкой утратой трудоспособности. В 2006 году в автономном округе под диспансерным наблюдением по поводу сахарного диабета находится 7444 человека. Из них 925 человек (12,4%) - имели инсулинозависимую форму сахарного диабета, причем 13,3% составляли дети и подростки. По данным эпидемиологических исследований, проведенных Всемирной организацией здравоохранения, на каждого пациента с впервые выявленным сахарным диабетом приходится 3 - 4 человека, не знающих о своем заболевании, так как оно протекает в скрытой форме. Принимая во внимание результаты исследований, можно ожидать, что в течение 5 лет число больных сахарным диабетом в автономном округе составит 11 - 12 тысяч человек. В результате мероприятий, реализуемых с 2002 года в рамках окружной целевой подпрограммы "Социально-гигиенический мониторинг за состоянием окружающей среды и профилактика заболеваний на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2002 - 2006 годах" по разделу "Вакцинопрофилактика", удалось снизить заболеваемость дифтерией, корью, полиомиелитом. Однако, несмотря на проводимую вакцинацию, продолжается рост заболеваемости вирусным гепатитом В и С, ВИЧ-инфекцией, гриппом и острыми респираторными заболеваниями. Процент охвата населения прививками против краснухи составил 100 процентов, в том числе в 2005 году вакцинировано 14 956 человек.
В 2005 году показатель заболеваемости эпидемическим паротитом составил 5,5 случаев на 100 тыс. населения. Вакцинация детей автономного округа против коклюша остается по-прежнему одной из серьёзных проблем в автономном округе, а низкий уровень привитости детей сельской местности способствует сохранению высокого риска заболеваемости. В прошедшем году заболеваемость коклюшем снизилась в 5,5 раз, показатель заболеваемости на 100 тысяч населения составил 0,57 (по Российской Федерации - 3,24 случаев на 100 тыс. населения). Только в четырех территориях охват вакцинацией против коклюша детей до 12 месяцев соответствует эпидемиологическому критерию благополучия (95%).
За три последних года в лечебно-профилактических учреждениях автономного округа выявлено 4 случая острых вялых параличей, в том числе в 2004 году - 1, в 2005 году - ни одного. Процент охвата прививками против полиомиелита в 2004 году в возрасте от 6 месяцев до 12 месяцев составил 89,54%, (2005 год - 86,03%).
По окружной целевой подпрограмме "Здоровый ребенок на период 2003 - 2006 годов" в рамках реализации мероприятий приобретено медицинское оборудование для родильных отделений. В результате проведения мероприятий, определенных данной подпрограммой, улучшились показатели здоровья детского населения. Имеется четкая тенденция к снижению показателя перинатальной и младенческой смертности. Младенческая (в возрасте до 1 года) смертность традиционно считается барометром общего санитарного и социально-экономического благополучия страны, а уровень служит показателем эффективности всего комплекса мероприятий, проводимых для оздоровления матерей и детей. Перинатальная смертность в автономном округе за последние 3 года имеет стабильный характер и не превышает общероссийские показатели. В настоящее время в автономном округе сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация по артериальной гипертонии, о чем свидетельствует устойчивая тенденция к росту показателя заболеваемости населения болезнями системы кровообращения. За период 2002 - 2005 гг. отмечается значительный рост уровня заболеваемости артериальной гипертонией, что составило 24,2% и, в целом, соответствует уровню данной патологии по России. По данным окружного отдела медицинской статистики в 2005 году в автономном округе зарегистрировано более 35 тыс. больных артериальной гипертонией. Из них 9,8 тыс. больных ишемической болезнью сердца и 7,5 тыс. больных цереброваскулярными болезнями (мозговые инсульты). В сравнительной характеристике рост показателя заболеваемости цереброваскулярными заболеваниями с 2002 г. составил 47,3%, рост заболеваемости ишемической болезнью сердца - 46,8%.
Учитывая комплексный характер преобразований, происходящих в отрасли и в обществе в целом, целесообразно решать поставленные задачи с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение системных проблем в рассматриваемой отрасли за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам. Программой, предусмотренной к реализации на период 2007 - 2010 годы, определена система мер, представляющих собой комплекс взаимосвязанных мероприятий с соответствующим финансовым, материально-техническим, научным и информационным обеспечением.
Проблема борьбы с заболеваниями социального характера требует комплексного подхода к ее решению, который возможен только на государственном уровне путем целенаправленных скоординированных действий, ведомственных служб государственной системы здравоохранения, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Достижение целей, поставленных предлагаемой к разработке Программой, в предусмотренные сроки возможно только при условии применения программно-целевого метода.
Решение задач и достижение поставленных целей комплексными, программно-целевыми методами позволит структурировать элементы финансового механизма, интегрировать процессы реализации программных мероприятий, внедрять инновационные процессы и эффективно распределять выделяемые финансовые ресурсы.
Предусмотренные комплексной окружной целевой программой "Охрана здоровья населения и профилактика социально значимых заболеваний в Ямало-Ненецком автономном округе на 2007 - 2010 годы" мероприятия направлены на создание необходимых условий для оказания высококвалифицированной медицинской помощи населению автономного округа. Настоящая Программа является продолжением ранее принятой в автономном округе. В рамках Программы организационные мероприятия и ресурсы сконцентрированы на приоритетных направлениях, соответственно которым сформированы подпрограммы.
Основная цель сформулирована с учетом целей всех подпрограмм, определенных Программой. Каждая подпрограмма определяет конкретную цель и решает конкретные задачи по направлению, установленному подпрограммой.
Задачи Программы определены исходя из направлений развития системы здравоохранения в Российской Федерации, реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, основных направлений социально-экономического развития автономного округа.
Основная цель Программы - снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения, стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с заболеваниями социального характера, на основе комплексного решения проблем их профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих комплексных задач:
1) правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе с социально значимыми заболеваниями;
2) создание системы информирования населения автономного округа о доступных мерах профилактики социально значимых заболеваний;
3) совершенствование методов профилактики, раннего выявления, диагностики, лечения заболеваний социального характера и реабилитации больных.
4) совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка.
Достижение поставленных целей позволит:
1) стабилизировать эпидемиологическую ситуацию в автономном округе по социально значимым заболеваниям;
2) снизить заболеваемость, инвалидизацию и смертность населения автономного округа за счет внедрения современных технологий профилактики, диагностики и лечения;
3) увеличить продолжительность жизни населения автономного округа.
Реализация Программы будет осуществляться в течение 4-х лет (2007 - 2010 годы), одновременно по всем направлениям без разделения на этапы, с ежегодной разработкой плана мероприятий, с учетом утверждаемой инвестиционной программы по здравоохранению.
Система показателей и индикаторов, позволяющая оценить эффективность реализации Программы, увязанная с решаемыми тактическими задачами, приведена в таблице 1.
Система показателей и индикаторов эффективности реализации Программы
Тактические задачи | Показатели | Единица измерения | Базовые показатели | Значения показателей | |||||
2007 | 2008 | 2009 год | 2010 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Окружная целевая подпрограмма по предупреждению распространения в Ямало-Ненецком автономном округе заболеваний, вызываемых вирусами иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) и гепатитов В, С и D, на период с 2007 - 2010 годы "Анти-СПИД" | |||||||
Задача 1: | 1. Первичная заболеваемость ВИЧ-инфекцией на территории автономного округа | На 100 тысяч населения | 24 | 23,9 | 23,85 | 23,85 | 23,85 |
2. Количество человек, которые получают ВААРВТ (лечение + профилактика) | Человек | 60 | 77 | 100 | 100 | 100 | |
3. Охват очагов, охваченных эпидемическим расследованием | Удельный вес (%) | 80 | 85 | 90 | 90 | 90 | |
4. Внутрибольничное инфицирование ВИЧ | Удельный вес (%) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
5. Доля ВИЧ-инфицированных беременных женщин, включенных в программу профилактики заражения ВИЧ- инфекцией новорожденных | Удельный вес (%) | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
Окружная целевая подпрограмма "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Ямало-Ненецком автономном округе на 2007 - 2010 годы" | |||||||
Задача 1: | 1. Заболеваемость туберкулезом | На 100 тыс. населения | 97,4 | 94 | 90 | 85 | 80 |
в том числе: заболеваемость туберкулезом постоянного населения | На 100 тыс. населения | 88 | 84 | 81 | 79 | 77 | |
2. Доля случаев прекращения бактериовыделения в общем случае бактериовыделения среди населения | % | 26,7 | 26,7 | 26,7 | 26,8 | 26,9 | |
клиническое излечение | % | 25 | 25 | 25 | 26 | 26 | |
3. Смертность от туберкулеза | На 100 тыс. населения | 13,2 | 12 | 11,5 | 10,7 | 10 | |
4. Распространенность туберкулеза | На 100 тыс. населения | 298,6 | 285 | 280 | 270 | 260 | |
Окружная целевая подпрограмма "Сахарный диабет на период 2007 - 2010 годы" | |||||||
Задача 1: | 1.Средняя продолжительность жизни больных сахарным диабетом 1 типа: | ||||||
мужчины | Лет | 40,0 | 40,5 | 41,0 | 41,5 | 42,0 | |
женщины | Лет | 40,0 | 40,5 | 41,0 | 41,5 | 42,0 | |
Средняя продолжительность жизни больных сахарным диабетом 2 типа: | |||||||
мужчины | Лет | 60,0 | 60,0 | 60,5 | 61,0 | 61,5 | |
женщины | Лет | 70,0 | 70,0 | 70,5 | 71,0 | 71,5 | |
Окружная целевая подпрограмма "Здоровый ребенок на 2007 год" | |||||||
Задача 1: | Снижение заболеваемости детского населения от 0 до 18 лет | На 1000 населения | 2300 | 2300 | |||
Стабилизация показателя материнской смертности | На 100 тыс. живорождений | 30,5 | 30,5 | ||||
Снижение младенческой смертности | Промилле на 1000 родившихся живыми | 12 | 11,5 | ||||
Снижение перинатальной смертности | Промилле на 1000 родившихся живыми и мертвыми | 10 | 9,7 | ||||
Окружная целевая подпрограмма "Вакцинопрофилактика на территории | |||||||
Задача 1: | 1. Охват вакцинацией против гриппа к общей численности контингента, подлежащего вакцинации | % | 95 | 95 | 95 | 95 | 95 |
2. Охват вакцинацией от кори к общей численности контингента, подлежащего вакцинации | % | 95 | 95 | 95 | 95 | 95 | |
3. Охват вакцинацией от дифтерии к общей численности контингента, подлежащего вакцинации | % | 95 | 95 | 95 | 95 | 95 | |
4. Охват вакцинацией от полиомиелита к общей численности контингента, подлежащего вакцинации | % | 95 | 95 | 95 | 95 | 95 | |
5. Охват вакцинацией от краснухи к общей численности контингента, подлежащего вакцинации | % | 95 | 95 | 95 | 95 | 95 | |
6. Охват вакцинацией от гепатита "В" к общей численности контингента, подлежащего вакцинации | % | 95 | 95 | 95 | 95 | 95 | |
7. Охват вакцинацией от гепатита "А" к общей численности контингента, подлежащего вакцинации | % | 95 | 95 | 95 | 95 | 95 | |
Окружная целевая подпрограмма "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Ямало-Ненецком автономном округе на 2007 - 2010 годы" | |||||||
Задача 1: | 1. Общая заболеваемость, характеризующаяся повышенным артериальным давлением | На 100 тыс. населения | 6495 | 6988 | 6990 | 7000 | 7000 |
2. Общая заболеваемость цереброваскулярными болезнями | На 100 тыс. населения | 1547 | 1488 | 1480 | 1475 | 1470"; |