ВАРИАНТЫ
использования существующих инструментов регионального развития для реализации приоритетных проектов и мероприятий
Механизмы | Инерционный сценарий | Сценарий догоняющей индустриализации | Эколого-технологический сценарий |
Федеральные целевые программы и ведомственные целевые программы, | Ориентировочно можно привлечь до 300 млн.руб. | Ориентировочно можно привлечь до 800 млн.руб. В рамках комплексных программ финансирование преимущественно объектов инфраструктуры для создания кластеров в добывающей промышленности, туризме, АПК;. | Ориентировочно можно привлечь до 600 млн.руб. Финансирование проектов регионального развития (в рамках Байкальского макрорегиона) и инновационных проектов; |
Национальные приоритетные проекты (подробнее см. ниже) | Ориентировочно можно привлечь до 500 млн.руб. | Ориентировочно можно привлечь до 3000 млн.руб. Акцент на мультипликативный эффект выраженный в создании кластеров: агропромышленного, туристического, машиностроительного, металлургического; | Ориентировочно можно привлечь до 1500 млн.руб. Поддержка точек роста. |
Частно-государственное партнерство (в том числе инвестиционный фонд) | Ориентировочно можно привлечь до 100 млн.руб - Взаимодействие с ОАО "ГидроОГК" по проектированию и строительству Мокской ГЭС, малых ГЭС; | Ориентировочно можно привлечь до 50 млрд.руб. - Поддержка крупных индустриальных проектов на севере Читинской области и совместно с ОАО РЖД на ж/д транспорте; | Ориентировочно можно привлечь до 30 млрд.руб - Поддержка транспортно- |
Особая экономическая зона | Ориентировочно можно привлечь до 30 млн.руб. - Реализация туристических и рекреационных проектов в туристско-рекреационной особой экономической зоне; | Ориентировочно можно привлечь до 100 млн.руб. - Реализация рекреационных проектов в туристско-рекреационной особой экономической зоне; | Ориентировочно можно привлечь до 300 млн.руб. - Кооперация с Иркутской особой экономической зоной; |
Республиканские целевые программы (РЦП) | - Финансирование социально значимых проектов; | - Финансирование социальных и местных инфраструктурных проектов; | - Финансирование социальных проектов и поддержка малого бизнеса в рамках туристического кластера и экологичных технологий; |
Фонд муниципального развития | ФМР как инструмент развития направлен на сокращение различий муниципальных образований | ФМР как инструмент развития поддерживает создание кластеров и акцентируется в местах их локализации, т.е. происходит поддержка точек роста | ФМР как инструмент развития поддерживает региональное развитие, создание кластеров и акцентируется в агломерациях и местах локализации кластеров, т.е. происходит поддержка точек роста |
Приоритетные национальные проекты в Республике Бурятия
Для Республики Бурятия одним из перспективных направлений интенсификации регионального социально-экономического развития является более активное участие в приоритетных национальных проектах путем создания условий для их реализации на территории Республики Бурятия.
Механизмом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, в которой есть ряд подпрограмм, позволяющих Правительству Республики Бурятия совместно с федеральными органами исполнительной власти разработать ряд мероприятий, направленных на достижение стратегических целей Республики Бурятия.
Так, необходимым элементом реализации данной Стратегии является привлечение и закрепление способной молодежи в республике. Приоритетный национальный проект предусматривает оказание бюджетной поддержки в приобретении жилья молодым семьям, нуждающимся в жилье или улучшении жилищных условий. При этом, бюджетные субсидии на приобретение жилья формируются на принципах софинансирования: за счет федерального бюджета - 10% и не менее 25% от средней стоимости стандартного жилья за счет средств региональных или местных бюджетов.
Таким образом, для получения федерального софинансирования по направлению "Повышение доступности жилья" Республике Бурятия необходимо предусмотреть в республиканском бюджете соответствующие средства, размер которых в три раза больше запрашиваемых средств федерального бюджета на эти цели.
По направлению "Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы основными являются:
1. Обеспечение предоставления местным властям государственных гарантий и частичное субсидирование процентных ставок заемщикам по привлеченным кредитам на оснащение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой.
В целях достижения синергетического эффекта с федеральными действиями в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" Республика Бурятия предполагает в 2007 году разработать план создания новых территорий застройки, определить исполнителя работ по обеспечению их инфраструктурой и подать заявку в Росстрой для получения средств на субсидирование процентных ставок по кредитам на эти цели с обеспечением необходимого софинансирования из республиканского и местных бюджетов.
2. Расширение социально-экономической инициативы по развитию рыночных отношений в жилищно-коммунальном секторе. Что наряду с положительными социальными и финансовыми эффектами в данном секторе позволит обеспечить модернизацию коммунальной инфраструктуры в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
В части реализации приоритетного национального проекта "Здравоохранение" Республика Бурятия значительно улучшила показатели развития первичной медицинской помощи, оснащения диагностическим оборудованием и санитарным транспортом. В рамках приоритетного проекта Республика Бурятия планирует осуществление ряда пилотных проектов, в первую очередь в части развития медицинских стационаров, имеющих особое значение для реализации сценария "Эколого-технологическое развитие" и формирования новой схемы пространственного развития. Они должны стать основной системной частью преобразований, причем, одним из дополнительных преимуществ при отборе регионов может являться софинансирование реализации программы реформирования за счет средств регионального бюджета.
Развитие приоритетного национального проекта "Образование" в Республике Бурятия предполагает осуществление программы комплексной модернизации образования также в рамках пилотных проектов, направленных, в первую очередь, на развитие системы учебных заведений в сельской местности, введение новой системы оплаты труда работников общего образования, развитие региональной системы оценки качества образования, а также создание условий для поднятия уровня вузовской науки, обеспечив ее связь с экономикой за счет развития инновационной инфраструктуры.
Приоритетный национальный проект "Развитие АПК" включает в себя три направления: "Ускоренное развитие животноводства", "Стимулирование развития малых форм хозяйствования" и "Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе".
К основным мероприятиям в рамках проекта относятся:
1. Увеличение и удешевление привлекаемых кредитных ресурсов ЛПХ и КФХ и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, что позволит повысить товарность хозяйств и доходы занятых в них граждан. Основной механизм - субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным ими в коммерческих банках, в размере 95% ставки рефинансирования Банка России. На эти цели федеральным бюджетом выделяется 3,67 млрд.руб. в 2007 году, что позволит привлекать в личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства кредиты на сумму 20 млрд.руб. ежегодно.
2. Формирование инфраструктуры земельно-ипотечного кредитования позволит повысить доступность кредитных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей за счет развития кредитования под залог земельных участков.
3. Осуществление хозяйствующими субъектами (работодателями) строительства (приобретения) жилья за счет субсидий из федерального бюджета (не более 30%), бюджетов субъектов Российской Федерации (не менее 40%) и собственных (заемных) средств работодателя (30%) и предоставление жилья молодым специалистам (или их семьям) на селе по договору коммерческого найма. Это создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, развития рынка труда, роста уровня жизни граждан России, проживающих в сельской местности, что существенно важно для развития сети локальных поселений в рамках реализации сценария "Эколого-технологическое развитие".
5.2. Необходимые механизмы стратегического развития
Проведенный в рамках работы над настоящей Стратегией анализ социально-экономической ситуации Республики Бурятия позволяет сделать выводы о том, что основные организационные и финансовые ресурсы Правительства Республики Бурятия следует направить, в соответствии с выработанными приоритетами, на модернизацию и развитие базовых инфраструктур. Поскольку именно инфраструктурные проекты в соответствии с политикой федерального центра и современными тенденциями регионального развития являются основными (а часто и единственными) механизмами государственного управления. Выделенные базовые инфраструктуры необходимы для эффективной реализации предложенных в Стратегии сценариев и особенно сценария эколого-технологического развития, который в наибольшей степени обеспечивает повышение конкурентоспособности республики и выполнение ее миссии. При этом в краткосрочной перспективе до 2012 года, следует создать их основные элементы и институты, которые в дальнейшем, в долгосрочной перспективе, станут основой для новых эффективных средств регионального управления социально-экономическим развитием Республики Бурятия.
Пять выделенных инфраструктур, требующих модернизации и "настройки", будут являться теми механизмами, которые позволят регулировать и поддерживать процессы развития на территории Республики Бурятия. Задача инфраструктур состоит в обеспечении определенного набора услуг населению и субъектам социально-экономического развития на территории республики. Набор этих услуг требует выработки региональных стандартов, а также индикаторов измерения результативности их оказания, т.е. внедрения программно-целевых способов управления.
5.2.1. Гуманитарная инфраструктура
Это ведущая инфраструктура, обеспечивающая рост уровня и качества жизни населения. Поскольку она ориентирована на человеческие потребности, то ее обеспеченность/необеспеченность оказывает, в той или иной степени, управленческое влияние на остальные базовые инфраструктуры. В данную инфраструктуру входят:
Образовательные услуги.
Услуги по профилактике, лечению и формированию здорового образа жизни.
Система услуг по трудоустройству, профориентации.