Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2027 года

Таблица 20

     

ВАРИАНТЫ
использования существующих инструментов регионального развития для реализации приоритетных проектов и мероприятий

Механизмы

Инерционный сценарий

Сценарий догоняющей индустриализации

Эколого-технологический сценарий

Федеральные целевые программы и ведомственные целевые программы,

федеральные адресные инвестиционные программы

Ориентировочно можно привлечь до 300 млн.руб.

В рамках программ как отраслевых, так и комплексных финансируются отдельные не связанные между собой объекты в промышленности, транспортном секторе и агропромышленном комплексе:

- проектирование и строительство промышленного предприятия по добыче урана способом подземного выщелачивания на ОАО "Хиагда" (4.143,1 млн.руб.);

- реконструкция автомобильной дороги Улан-Удэ - Романовка - Чита на участке от 16 км до 523 км;

- освоение и поставка в серийное производство вертолета Ка-62 (инвестиции из федерального бюджета - 290 млн.руб., иные привлеченные средства - 2460 млн.руб.);

- реконструкция действующих и строительство новых угольных разрезов;

- развитие аэропортового комплекса в г.Улан-Удэ (Мухино);

- проектирование и строительство физкультурно-спортивного комплекса г.Улан-Удэ (5261 млн.руб.)

Ориентировочно можно привлечь до 800 млн.руб. В рамках комплексных программ финансирование преимущественно объектов инфраструктуры для создания кластеров в добывающей промышленности, туризме, АПК;.

В рамках отраслевых программ финансирование объектов добывающей промышленности и транспортного комплекса (в рамках кластерной политики):

- создание сквозного автомобильно - транспортного коридора вдоль побережья Байкала, с выходом в зону Байкало-Амурской магистрали;

- создание сквозного транспортного коридора от границы с Иркутской областью, через г.Северобайкальск, до границы с Читинской областью;

- создание железнодорожной связки БАМ-Транссиб в районе Северо-Читинских месторождений полезных ископаемых;

- реконструкция действующих и строительство новых угольных разрезов с внедрением новых технологий по добыче угля;

- проектирование и строительство промышленного предприятия по добыче урана способом подземного выщелачивания на ОАО "Хиагда" (4143,1 млн.руб.)

Ориентировочно можно привлечь до 600 млн.руб. Финансирование проектов регионального развития (в рамках Байкальского макрорегиона) и инновационных проектов;

Финансирование объектов инфраструктуры для создания кластеров в добывающей промышленности, туризме, АПК, энергетике, лесном секторе:

- создание сквозного автомобильно-транспортного коридора вдоль побережья Байкала, с выходом в зону Байкало-Амурской магистрали;

- создание сквозного транспортного коридора от границы с Иркутской областью, через г.Северобайкальск, до границы с Читинской областью;

- реконструкция и достройка "меридионального" железнодорожного коридора на юг;

- внедрение новых технологий по добыче полезных ископаемых;

- освоение производства новой продукции в промышленности (малая авиация, техника на магнитной и воздушной подушке)

Национальные приоритетные проекты (подробнее см. ниже)

Ориентировочно можно привлечь до 500 млн.руб.

Равномерное финансирование отдельных проектов:

финансирование инфраструктуры "пятен застройки", модернизация ЖКХ,

финансирование традиционных направлений в АПК,

строительство школ, больниц.

Ориентировочно можно привлечь до 3000 млн.руб. Акцент на мультипликативный эффект выраженный в создании кластеров: агропромышленного, туристического, машиностроительного, металлургического;

финансирование инфраструктуры "пятен застройки", модернизация ЖКХ в местах локализации кластеров;

финансирование новых направлений в АПК, строительство школ, больниц преимущественно в местах локализации кластеров.

Ориентировочно можно привлечь до 1500 млн.руб. Поддержка точек роста.

Акцент на синергетический эффект от создания кластеров: агропромышленного, туристического, машиностроительного, металлургического;

финансирование инфраструктуры "пятен застройки", модернизация ЖКХ в местах локализации кластеров;

финансирование новых направлений в АПК, строительство школ, больниц преимущественно в местах локализации кластеров;

финансирование инновационных проектов в АПК, ЖКХ, образовании (создание инновационного национального (бурятского) университета.

Частно-государственное партнерство (в том числе инвестиционный фонд)

Ориентировочно можно привлечь до 100 млн.руб - Взаимодействие с ОАО "ГидроОГК" по проектированию и строительству Мокской ГЭС, малых ГЭС;

- Проекты в животноводстве;

- Проекты в лесопереработке

Ориентировочно можно привлечь до 50 млрд.руб. - Поддержка крупных индустриальных проектов на севере Читинской области и совместно с ОАО РЖД на ж/д транспорте;

- Строительство ГОКов на Озерном, Холодненском, Назаровском, Ермаковском месторождениях;

- Взаимодействие с ОАО "ГидроОГК" по проектированию и строительству Мокской ГЭС, малых ГЭС;

- Проекты в животноводстве;

- Проекты в лесопереработке

Ориентировочно можно привлечь до 30 млрд.руб - Поддержка транспортно-
логистического узла в Кяхте;

- Строительство ГОКов на Озерном, Холодненском, Назаровском, Ермаковском месторождениях;

- Взаимодействие с ОАО "ГидроОГК" по проектированию и строительству Мокской ГЭС, малых ГЭС;

- Инновационные проекты в лесопереработке;

- Поддержка инновационных проектов в промышленности (малая авиация, нетрадиционная энергетика)

Особая экономическая зона

Ориентировочно можно привлечь до 30 млн.руб. - Реализация туристических и рекреационных проектов в туристско-рекреационной особой экономической зоне;

Ориентировочно можно привлечь до 100 млн.руб. - Реализация рекреационных проектов в туристско-рекреационной особой экономической зоне;

- Создание туристического кластера на юге Байкала;

- Создание особой экономической зоны промышленно-
производственного типа на границе с Читинской обл.

Ориентировочно можно привлечь до 300 млн.руб. - Кооперация с Иркутской особой экономической зоной;

- Реализация инновационных проектов в туристско-рекреационной особой экономической зоне;

- Создание особой экономической зоны инновационного типа в Улан-Удэ (инновационные продукты в машиностроении).

Республиканские целевые программы (РЦП)

- Финансирование социально значимых проектов;

- Финансирование проектов, направленных на создание эффективного рынка земли и недвижимости (РЦП "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Республике Бурятия (2003-2007 годы)");

- Сохранение и воспроизводство почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения в рамках республиканской программы "Плодородие" на 2006-2010 годы;

- Улучшение породных и племенных качеств сельскохозяйственных животных, реконструкция и модернизация животноводческих комплексов в рамках программы Развитие животноводства Республики Бурятия до 2010 года;

- Строительство зданий и сооружений, реконструкция и капитальный ремонт существующих зданий, находящихся в аварийном состоянии, капитальный ремонт внутренних и наружных сетей для обеспечения;

- Оснащение стационарных учреждений медицинской техникой;

- Предоставление инвалидам доступных и качественных социальных услуг по социальной реабилитации и интеграции в общество;

- Мероприятия по развитию и совершенствованию программно-технических условий (приобретение вычислительной техники, программного обеспечения);

- Реализация организационных мер по формированию и использованию информационных ресурсов;

- Мероприятия по совершенствованию системы охраны здоровья матери и ребенка; создание системы выявления, поддержки и развития одаренных детей; улучшение социального обслуживания детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, их социальной интеграции и реабилитации;

- Развитие сети и укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования, социальной обслуживания, культуры, внутренних дел, исполнения наказаний;

- Развитие семейных воспитательных групп как эффективной формы социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей.

- Финансирование социальных и местных инфраструктурных проектов;

- Финансирование проектов, направленных на создание эффективного рынка земли и недвижимости (РЦП "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Республике Бурятия (2003-2007 годы)");

- Сохранение и воспроизводство почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения в рамках республиканской программы "Плодородие" на 2006-2010 годы;

- Улучшение породных и племенных качеств сельскохозяйственных животных, реконструкция и модернизация животноводческих комплексов в рамках программы "Развитие животноводства Республики Бурятия до 2010 года";

- Строительство зданий и сооружений, реконструкция и капитальный ремонт существующих зданий, находящихся в аварийном состоянии, капитальный ремонт внутренних и наружных сетей для обеспечения;

- Оснащение стационарных учреждений медицинской техникой;

- Предоставление инвалидам доступных и качественных социальных услуг по социальной реабилитации и интеграции в общество;

- Мероприятия по развитию и совершенствованию программно-технических условий (приобретение вычислительной техники, программного обеспечения);

- Реализация организационных мер по формированию и использованию информационных ресурсов;

- Мероприятия по совершенствованию системы охраны здоровья матери и ребенка; создание системы выявления, поддержки и развития одаренных детей; улучшение социального обслуживания детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, их социальной интеграции и реабилитации;

- Развитие сети и укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования, социальной обслуживания, культуры, внутренних дел, исполнения наказаний;

- Развитие семейных воспитательных групп как эффективной формы социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей.

- Финансирование социальных проектов и поддержка малого бизнеса в рамках туристического кластера и экологичных технологий;

- Финансирование социально значимых проектов,

- Финансирование проектов, направленных на создание эффективного рынка земли и недвижимости (РЦП "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Республике Бурятия (2003-2007 годы)");

- Сохранение и воспроизводство почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения в рамках республиканской программы "Плодородие" на 2006-2010 годы;

- Улучшение породных и племенных качеств сельскохозяйственных животных, реконструкция и модернизация животноводческих комплексов в рамках программы "Развитие животноводства Республики Бурятия до 2010 года";

- Строительство зданий и сооружений, реконструкция и капитальный ремонт существующих зданий, находящихся в аварийном состоянии, капитальный ремонт внутренних и наружных сетей для обеспечения;

- Оснащение стационарных учреждений медицинской техникой;

- Предоставление инвалидам доступных и качественных социальных услуг по социальной реабилитации и интеграции в общество;

- Мероприятия по развитию и совершенствованию программно-технических условий (приобретение вычислительной техники, программного обеспечения);

- Реализация организационных мер по формированию и использованию информационных ресурсов;

- Мероприятия по совершенствованию системы охраны здоровья матери и ребенка; создание системы выявления, поддержки и развития одаренных детей; улучшение социального обслуживания детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, их социальной интеграции и реабилитации;

- Развитие сети и укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования, социальной обслуживания, культуры, внутренних дел, исполнения наказаний;

- Развитие семейных воспитательных групп как эффективной формы социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей.

Фонд муниципального развития

ФМР как инструмент развития направлен на сокращение различий муниципальных образований

ФМР как инструмент развития поддерживает создание кластеров и акцентируется в местах их локализации, т.е. происходит поддержка точек роста

ФМР как инструмент развития поддерживает региональное развитие, создание кластеров и акцентируется в агломерациях и местах локализации кластеров, т.е. происходит поддержка точек роста

     

Приоритетные национальные проекты в Республике Бурятия


Для Республики Бурятия одним из перспективных направлений интенсификации регионального социально-экономического развития является более активное участие в приоритетных национальных проектах путем создания условий для их реализации на территории Республики Бурятия.

Механизмом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, в которой есть ряд подпрограмм, позволяющих Правительству Республики Бурятия совместно с федеральными органами исполнительной власти разработать ряд мероприятий, направленных на достижение стратегических целей Республики Бурятия.

Так, необходимым элементом реализации данной Стратегии является привлечение и закрепление способной молодежи в республике. Приоритетный национальный проект предусматривает оказание бюджетной поддержки в приобретении жилья молодым семьям, нуждающимся в жилье или улучшении жилищных условий. При этом, бюджетные субсидии на приобретение жилья формируются на принципах софинансирования: за счет федерального бюджета - 10% и не менее 25% от средней стоимости стандартного жилья за счет средств региональных или местных бюджетов.

Таким образом, для получения федерального софинансирования по направлению "Повышение доступности жилья" Республике Бурятия необходимо предусмотреть в республиканском бюджете соответствующие средства, размер которых в три раза больше запрашиваемых средств федерального бюджета на эти цели.

По направлению "Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы основными являются:

1. Обеспечение предоставления местным властям государственных гарантий и частичное субсидирование процентных ставок заемщикам по привлеченным кредитам на оснащение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой.

В целях достижения синергетического эффекта с федеральными действиями в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" Республика Бурятия предполагает в 2007 году разработать план создания новых территорий застройки, определить исполнителя работ по обеспечению их инфраструктурой и подать заявку в Росстрой для получения средств на субсидирование процентных ставок по кредитам на эти цели с обеспечением необходимого софинансирования из республиканского и местных бюджетов.

2. Расширение социально-экономической инициативы по развитию рыночных отношений в жилищно-коммунальном секторе. Что наряду с положительными социальными и финансовыми эффектами в данном секторе позволит обеспечить модернизацию коммунальной инфраструктуры в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

В части реализации приоритетного национального проекта "Здравоохранение" Республика Бурятия значительно улучшила показатели развития первичной медицинской помощи, оснащения диагностическим оборудованием и санитарным транспортом. В рамках приоритетного проекта Республика Бурятия планирует осуществление ряда пилотных проектов, в первую очередь в части развития медицинских стационаров, имеющих особое значение для реализации сценария "Эколого-технологическое развитие" и формирования новой схемы пространственного развития. Они должны стать основной системной частью преобразований, причем, одним из дополнительных преимуществ при отборе регионов может являться софинансирование реализации программы реформирования за счет средств регионального бюджета.

Развитие приоритетного национального проекта "Образование" в Республике Бурятия предполагает осуществление программы комплексной модернизации образования также в рамках пилотных проектов, направленных, в первую очередь, на развитие системы учебных заведений в сельской местности, введение новой системы оплаты труда работников общего образования, развитие региональной системы оценки качества образования, а также создание условий для поднятия уровня вузовской науки, обеспечив ее связь с экономикой за счет развития инновационной инфраструктуры.

Приоритетный национальный проект "Развитие АПК" включает в себя три направления: "Ускоренное развитие животноводства", "Стимулирование развития малых форм хозяйствования" и "Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе".

К основным мероприятиям в рамках проекта относятся:

1. Увеличение и удешевление привлекаемых кредитных ресурсов ЛПХ и КФХ и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, что позволит повысить товарность хозяйств и доходы занятых в них граждан. Основной механизм - субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным ими в коммерческих банках, в размере 95% ставки рефинансирования Банка России. На эти цели федеральным бюджетом выделяется 3,67 млрд.руб. в 2007 году, что позволит привлекать в личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства кредиты на сумму 20 млрд.руб. ежегодно.

2. Формирование инфраструктуры земельно-ипотечного кредитования позволит повысить доступность кредитных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей за счет развития кредитования под залог земельных участков.

3. Осуществление хозяйствующими субъектами (работодателями) строительства (приобретения) жилья за счет субсидий из федерального бюджета (не более 30%), бюджетов субъектов Российской Федерации (не менее 40%) и собственных (заемных) средств работодателя (30%) и предоставление жилья молодым специалистам (или их семьям) на селе по договору коммерческого найма. Это создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, развития рынка труда, роста уровня жизни граждан России, проживающих в сельской местности, что существенно важно для развития сети локальных поселений в рамках реализации сценария "Эколого-технологическое развитие".

    5.2. Необходимые механизмы стратегического развития

Проведенный в рамках работы над настоящей Стратегией анализ социально-экономической ситуации Республики Бурятия позволяет сделать выводы о том, что основные организационные и финансовые ресурсы Правительства Республики Бурятия следует направить, в соответствии с выработанными приоритетами, на модернизацию и развитие базовых инфраструктур. Поскольку именно инфраструктурные проекты в соответствии с политикой федерального центра и современными тенденциями регионального развития являются основными (а часто и единственными) механизмами государственного управления. Выделенные базовые инфраструктуры необходимы для эффективной реализации предложенных в Стратегии сценариев и особенно сценария эколого-технологического развития, который в наибольшей степени обеспечивает повышение конкурентоспособности республики и выполнение ее миссии. При этом в краткосрочной перспективе до 2012 года, следует создать их основные элементы и институты, которые в дальнейшем, в долгосрочной перспективе, станут основой для новых эффективных средств регионального управления социально-экономическим развитием Республики Бурятия.

Пять выделенных инфраструктур, требующих модернизации и "настройки", будут являться теми механизмами, которые позволят регулировать и поддерживать процессы развития на территории Республики Бурятия. Задача инфраструктур состоит в обеспечении определенного набора услуг населению и субъектам социально-экономического развития на территории республики. Набор этих услуг требует выработки региональных стандартов, а также индикаторов измерения результативности их оказания, т.е. внедрения программно-целевых способов управления.

    5.2.1. Гуманитарная инфраструктура

Это ведущая инфраструктура, обеспечивающая рост уровня и качества жизни населения. Поскольку она ориентирована на человеческие потребности, то ее обеспеченность/необеспеченность оказывает, в той или иной степени, управленческое влияние на остальные базовые инфраструктуры. В данную инфраструктуру входят:

Образовательные услуги.

Услуги по профилактике, лечению и формированию здорового образа жизни.

Система услуг по трудоустройству, профориентации.