Заслушав и обсудив информацию министра здравоохранения Ростовской области Быковской Т.Ю. о концепции областной долгосрочной целевой программы "Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010-2012 годы", коллегия Администрации Ростовской области
решает:
1. Одобрить концепцию областной долгосрочной целевой программы "Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010-2012 годы" (прилагается).
2. Министерству здравоохранения Ростовской области (Быковская Т.Ю.) в установленном порядке внести на рассмотрение Главе Администрации (Губернатору) Ростовской области Чубу В.Ф. проект распоряжения о разработке проекта областной долгосрочной целевой программы "Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010-2012 годы".
3. Контроль исполнения решения возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области Бедрика А.И.
Первый заместитель
Главы Администрации
(Губернатора) области -
Вице-губернатора
С.М.Назаров
КОНЦЕПЦИЯ
областной долгосрочной целевой программы "Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010-2012 годы"
Повышение доступности и качества медицинской помощи является важнейшим приоритетом государственной социальной политики, направленным на сохранение и укрепление здоровья населения Ростовской области.
В результате мер, предпринятых в последние годы, в области улучшилась демографическая ситуация. Рождаемость увеличилась с 9,5 в 2006 году до 10,8 в 2008 году (на 1000 населения). Естественная убыль снизилась за этот период с -6,0 до -4,3 (на 1000 населения). Стабилизировалась ситуация с общей смертностью: 2006 г. - 15,5; 2008 г. - 15,1 (на 1000 населения). Младенческая смертность снизилась с 13,3 до 10,0 (на 1000 родившихся живыми).
Учитывая то, что здоровье населения является экономическим и кадровым ресурсом, совершенствование системы охраны здоровья в условиях экономического кризиса может рассматриваться в качестве антикризисной меры. Необходим комплекс мероприятий, осуществление которых позволит сохранить позитивные тенденции в демографической ситуации.
Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется такими основными системообразующими факторами, как совершенствование организационной системы, позволяющей обеспечить оказание качественной бесплатной медицинской помощи и формирование здорового образа жизни, развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, наличие достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Ростовской области.
На решение указанных проблем направлена областная долгосрочная целевая программа "Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010-2012 годы". Ее целью является совершенствование системы профилактики и медицинской помощи населению Ростовской области с целью повышения доступности и качества медицинских услуг. Потребность в бюджетных ассигнованиях из федерального бюджета составят в 2010 и 2011 гг. по 682441,5 тыс. руб.; из областного бюджета в 2010 г. - 14005779,6 тыс. руб., в 2011 г. - 13881286,1 тыс. руб., в 2012 г. - 13791601,4 тыс. руб.; из внебюджетных источников в 2010 - 2012 годы - по 525306,6 тыс. руб. ежегодно. Здесь и далее по тексту потребность в бюджетных ассигнованиях на 2010, 2011 и 2012 годы будет уточнена после принятия бюджета на соответствующий период.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 N 322 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" определены целевые показатели, характеризующие эффективность работы системы учреждений здравоохранения области и качество медицинской помощи, предоставляемой населению. Так, реализация мероприятий программы позволит добиться стабилизации объемов медицинской помощи на весь период действия в расчете на 1 жителя области: стационарной - на уровне 2,66 койко-дня, в дневных стационарах всех типов - на уровне 0,43 пациенто-дней, амбулаторной - на уровне 8,8 посещений, скорой медицинской помощи - на уровне 0,38 вызовов.
Учитывая то, что наиболее дорогостоящей медицинской помощью является стационарная, повысится эффективность использования коечной сети. Число коек медицинских учреждений области не будет увеличиваться и составит в течение всего периода 42,1 на 10 тыс.сельского населения, 105,8 единиц на 10 тыс.городского населения. Уровень госпитализации составит 20,4 случая на 100 тыс. населения. Средняя продолжительность пребывания пациента на койке в целом по области к 2011 году снизится до 12,6 дней. При этом койка в 2010-2012гг. будет работать 320 дней в году.
Долгосрочная целевая программа развития здравоохранения Ростовской области на 2010-2012 годы включает в себя ряд разделов, мероприятия которых направлены на совершенствование медицинской помощи по отдельным направлениям. Приоритетными в плане финансирования являются разделы 1, 2, 3 (в части, касающейся приобретения медикаментов), 4, 5, 7(в части, касающейся мероприятий по скринингу беременных и новорожденных на внутриутробные инфекции и врожденные пороки развития), 11.
В раздел 1 включены мероприятия по содержанию и развитию сети областных учреждений здравоохранения, находящихся в непосредственном ведении министерства здравоохранения. В этих учреждениях оказывается высококвалифицированная и специализированная медицинская помощь. Цель реализации данных мероприятий - удовлетворение потребности населения в получении медицинской помощи, предоставляемых в указанных учреждениях. Потребность в бюджетных ассигнованиях: из средств областного бюджета в 2010 г. - 4203975,7 тыс.руб., в 2011 и 2012гг. по 4483557,1 тыс.руб.; из внебюджетных источников в 2010 - 2012гг. по 484145,4 тыс.руб. ежегодно. Целевым показателем для данных мероприятий является количество больных, пролеченных в областных медицинских учреждениях за конкретный промежуток времени. В частности ожидается возрастание значения данного показателя до 140,1 тыс. к 2012 г.
Раздел 2 долгосрочной целевой программы включает в себя мероприятия по содержанию и развитию сети областных учреждений образования. Их реализация должна способствовать удовлетворению потребности общества в специалистах со средним профессиональным (медицинским) образованием, формированию системы непрерывной последипломной подготовки специалистов здравоохранения среднего звена. Потребность в бюджетных ассигнованиях из средств областного бюджета: в 2010 г. - 232183,5 тыс. руб., в 2011 и 2012гг. - по 246074,3 тыс.руб.; из внебюджетных источников: в 2010 - 2012гг. по 41161,2 тыс.руб. ежегодно. Реализация мероприятий приведет к увеличению обеспеченности средними медицинскими работниками до 77,6 на 10 тыс. населения в 2011 г.
Раздел 3 предусматривает мероприятия по предупреждению и борьбе с социально значимыми заболеваниями. Целью указанных мер является профилактика, ранняя диагностика, своевременное лечение и реабилитация больных с данными заболеваниями, в том числе с туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, другими инфекционными заболеваниями, сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом, онкологическими заболеваниями. Потребность в бюджетных ассигнованиях из средств областного бюджета: в 2010 г. - 342899,8 тыс. руб., в 2011 г. - 307263,8 тыс.руб., в 2012 г. - 217579,1 тыс. руб.
В подраздел 3.1 включены мероприятия по организации областного центра здоровья и развитию сети его филиалов на территории области. Входящие в его компетенцию вопросы формирования здорового образа жизни включены в качестве нового направления приоритетного национального проекта "Здоровье" с текущего года. Учитывая то, что указанный центр и его филиалы будут созданы на функциональной основе на базе действующих учреждений здравоохранения, расходы на данные мероприятия предусмотрены в смете упомянутых учреждений здравоохранения. Реализация данных мероприятий позволит добиться стабилизации количества пациентов четвертой группы диспансерного наблюдения на уровне 5% от общего количества пациентов, состоящих на диспансерном учете.
Подраздел 3.2 состоит из мероприятий по борьбе с туберкулезом. Их реализация приведет к стабилизации эпидемической ситуации по туберкулезу в области. Ожидается стабилизация смертности от туберкулеза на уровне 19,7 случаев на 100 тыс.населения к 2011 г., снижение заболеваемости туберкулезом до 65,6 случаев на 100 тыс.населения. При этом в течение 2010-2012гг. выявление при профилактических осмотрах впервые заболевших туберкулезом составит не менее 75,6%, а охват противотуберкулезной вакцинацией новорожденных - не менее 95%. Потребность в бюджетных ассигнованиях из средств областного бюджета: в 2010 г. - 8600,0 тыс. руб., в 2011 и 2012гг. - по 9227,8 тыс.руб. ежегодно.
В подраздел 3.3 включены мероприятия по предупреждению развития заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция). Потребность в бюджетных ассигнованиях из средств областного бюджета: в 2010 г. - 9957,0 тыс. руб., в 2011 и 2012гг. - по 10683,9 тыс.руб. ежегодно. Критериями эффективности осуществления указанного комплекса мер является обеспечение ежегодного обследования на ВИЧ-инфекцию 10% населения области, а также охвата 85% ВИЧ-инфицированных диспансерным наблюдением в течение планируемого периода.
Подраздел 3.4 содержит мероприятия по проведению вакцинопрофилактики населения. Потребность в бюджетных ассигнованиях из средств областного бюджета: в 2010 г. - 21000,0 тыс. руб., в 2011 и 2012гг. - по 22533,0 тыс.руб. ежегодно. В качестве целевых определены следующие показатели: заболеваемость туляремией, сибирской язвой, бешенством, и лептоспирозом. Ожидается их стабилизация в перспективе до 2012 г.
К подразделу 3.5 отнесены мероприятия, направленные на совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями - основной причиной смерти населения области (57%). Потребность в бюджетных ассигнованиях из средств областного бюджета: в 2010 г. - 82632,3 тыс. руб., в 2011 г. - 89738,7 тыс.руб. Целевыми показателями для указанного раздела является снижение заболеваемости инсультами и инфарктами миокарда на 7% к 2010 г.; на 12% к 2011 г. (по отношению к 2009 г.), а также снижение смертности от инсультов на 5% и инфарктов миокарда на 15% к 2011 г. по отношению к 2009 г. (снижение показателя смертности в 2010 г. по отношению к 2009 г. от инсультов - на 3%, от инфарктов миокарда - на 12%). Кроме того, ожидается снижение летальности при инсультах и инфарктах миокарда на 4% в 2010 г. по отношению к 2009 г.
В подраздел 3.6 включены мероприятия по борьбе с распространением сахарного диабета. Потребность в бюджетных ассигнованиях из средств областного бюджета: в 2010 г. - 151460,5 тыс. руб., в 2011 и 2012гг. - по 162571,1 тыс.руб. ежегодно. Реализация данных мероприятий приведет к стабилизации показателя продолжительности жизни мужчин и женщин при различных типах сахарного диабета.
В подраздел 3.7 включены мероприятия по борьбе с распространением онкологических заболеваний. Потребность в бюджетных ассигнованиях из средств областного бюджета: в 2010 г. - 69250,0 тыс. руб., в 2011 и 2012гг. - по 12563,3 тыс.руб. ежегодно. При определении актуальности данных мер необходимо учитывать то, что указанные заболевания в структуре причин смертности находятся на втором месте (6,5% от всех причин смертности заселения). Реализация указанных мероприятий позволит снизить к 2012 г. смертность населения от онкологических заболеваний на 2,4% (по отношению к 2007 г., когда начала действовать соответствующая областная целевая программа). Кроме того, ожидается увеличение удельного веса больных, превысивших пятилетний срок выживаемости с момента установления диагноза, и рост удельного веса больных онкологическими заболеваниями, выявленных на профосмотрах.
Мероприятия, вошедшие в раздел 4, направлены на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан. Такие меры имеют большое социальное значение и призваны повысить качество жизни пациентов с хроническими заболеваниями, имеющими право на указанные льготы. Учитывая разделение лиц, отнесенных к этим контингентам, на федеральных и региональных льготников, указанный раздел состоит из двух подразделов. Лекарственное обеспечение граждан, проживающих на территории области и включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2. Федерального закона от 17.07.99 N 178-ФЗ, отнесено к подразделу 4.1. Ожидается, что 100% указанных граждан будут обеспечены необходимыми медикаментами. Мероприятия указанного подраздела финансируются из федерального бюджета. Объем финансирования определяется числом граждан, отнесенных к данной льготной категории.
К мероприятиям, включенным в раздел 4.2, отнесено льготное обеспечение жителей Ростовской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, которое находится в компетенции субъекта РФ. Потребность в бюджетных ассигнованиях из средств областного бюджета: в 2010 г. - 214028,3 тыс. руб., в 2011 и 2012 г.г. - по 229652,4 тыс.руб. ежегодно. Здесь также планируется 100% обеспечение медикаментами граждан из данной категории.
Мероприятия раздела 5 направлены на обеспечение жителей Ростовской области дорогостоящими видами медицинской помощи. Их цель - увеличение доступности оказания жителям указанных видов медицинской помощи. Потребность в бюджетных ассигнованиях из средств областного бюджета: в 2010 г. - 161202,1 тыс. руб., в 2011 и 2012гг. - по 174696,1 тыс.руб. ежегодно.
Подраздел 5.1 состоит из мероприятий по обеспечению жителей области гемодиализной помощью. Потребность в бюджетных ассигнованиях из средств областного бюджета: в 2010 г. - 55673,2 тыс. руб., в 2011 и 2012гг. - по 59737,3 тыс.руб. ежегодно. Планируется довести доступность получения указанного вида высокотехнологичной медицинской помощи до 30% к 2011 г.
В подраздел 5.2 включены мероприятия по обеспечению кардиохирургической помощью больных, госпитализированных по неотложным показаниям. Потребность в бюджетных ассигнованиях из средств областного бюджета: в 2010 г. - 85193,0 тыс. руб., в 2011 и 2012гг. - по 92527,9 тыс.руб. ежегодно. В качестве целевого показателя для данного подраздела взят показатель смертности населения трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения. Реализация мероприятий должна привести к снижению данного показателя до 168,0 на 100тыс. человек к 2011 г.
Одним из видов дорогостоящей медицинской помощи является лечение онкогематологической патологии у детей. На решение этой задачи направлены мероприятия подраздела 5.3. Потребность в бюджетных ассигнованиях из средств областного бюджета: в 2010 г. - 15600 тыс. руб., в 2011 и 2012гг. - по 17349,3тыс.руб. ежегодно. Ожидается, что реализация данных мероприятий приведет к повышению удельного веса выздоровевших детей от заболеваний онкологического и гематологического профилей до 70% к 2012 г.
Еще одним видом высокотехнологической медицинской помощи является эндопротезирование суставов. Указанные мероприятия включены в подраздел 5.4. Их реализация позволит обеспечить граждан данным видом медицинской помощи. Потребность в бюджетных ассигнованиях из средств областного бюджета: в 2010 г. - 3043,0 тыс. руб., в 2011 и 2012гг. - по 3265,1 тыс.руб. ежегодно.
Задачей мероприятий, отнесенных к подразделу 5.5, является слухопротезирование населения области. Потребность в бюджетных ассигнованиях из средств областного бюджета: в 2010 г. - 1692,9 тыс. руб., в 2011 и 2012гг. - по 1816,5 тыс.руб. ежегодно. Осуществление мероприятий позволит предоставить указанные виды помощи всем нуждающимся, отнесенным к малоимущим категориям.
Важнейшим направлением работы является совершенствование кадрового потенциала учреждений здравоохранения. В области на протяжении нескольких лет реализовывались областные мероприятия по улучшению обеспечения лечебно-профилактических учреждений области врачебными кадрами, утвержденные Главой Администрации (Губернатором) области В.Ф.Чубом. Это позволило увеличить укомплектованность врачебными кадрами в среднем по области до 68,5%. В раздел 6 долгосрочной целевой программы по развитию здравоохранения включены указанные мероприятия. Они направлены на укомплектование ЛПУ врачебными кадрами, повышение профессионального уровня врачей, поднятие престижа врачебной специальности. Определены целевые значения показателей, позволяющих делать выводы об эффективности реализации: увеличение обеспеченности врачами до 29,2 на 10 тыс. населения к 2011 г., а также снижение удельного веса врачей, не проходивших подготовку один раз в пять лет до 5% в 2010 г. Потребность в бюджетных ассигнованиях из средств областного бюджета: в 2010 г. - 36680,7 тыс. руб., в 2011 и 2012гг. - по 39358,4 тыс.руб. ежегодно.
В прошедшем году начато осуществление областной целевой программы по развитию службы детства и родовспоможения, что позволило сохранить позитивные тенденции по снижению младенческой смертности. Мероприятия раздела 7 содержат аналогичные мероприятия и направлены на развитие службы охраны здоровья женского и детского населения Ростовской области. В числе ожидаемых результатов - снижение показателей младенческой смертности до 9,3 на 1000 родившихся живыми к 2012 г. Кроме того, к этому же сроку ожидается снижение репродуктивных потерь от врожденных пороков развития на 10%, доведение до нормативного количества реанимационных мест для новорожденных и недоношенных детей. Потребность в бюджетных ассигнованиях из средств областного бюджета: в 2010 г. - 60592,5 тыс. руб., в 2011 и 2012гг. - по 12716,5 тыс.руб. ежегодно.
Одной из важных задач остается укрепление материально-технической базы областных и муниципальных лечебно-профилактических и образовательных учреждений здравоохранения, включая капитальный ремонт и оснащение медицинских учреждений необходимым оборудованием. Реализация указанных мероприятий из раздела 8 приведет к улучшению условий пребывания больных в учреждениях здравоохранения и созданию необходимых условий для осуществления профессиональной деятельности медицинских работников. Потребность в бюджетных ассигнованиях из средств областного бюджета: в 2010 г. - 1317115,1 тыс. руб., в 2011 и 2012гг. - по 1310548,4 тыс.руб. ежегодно.
Раздел 9 включает в себя мероприятия по организации заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов, безвозмездному обеспечению областных государственных и муниципальных организаций здравоохранения РО донорской кровью и ее компонентами на планируемый период. Эффективное выполнение указанных мероприятий подразумевает пропаганду донорства и привлечение новых доноров. Контрольным показателем, характеризующим эффективность данных мероприятий, является удельный вес карантинизированной плазмы крови в общем количестве заготовленной плазмы. К 2012 г. планируется увеличить данный показатель до 50%. Потребность в бюджетных ассигнованиях из средств областного бюджета: в 2010 г. - 86189,8 тыс. руб., в 2011 и 2012 г.г. - по 93139,4 тыс.руб. ежегодно.
Раздел 10 содержит мероприятия по софинансированию программы обязательного медицинского страхования. Их реализация направлена на повышение качества оказания медицинской помощи и доступности предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Ростовской области. Потребность в бюджетных ассигнованиях из средств областного бюджета: в 2010 г. - 7350912,1 тыс. руб., в 2011 и 2012гг. - по 6984279,7 тыс.руб. ежегодно.
В разделе 11 предусмотрены мероприятия по повышению уровня заработной платы некоторых категорий работников здравоохранения, работающих в медицинских учреждениях первичного звена. Эта мера осуществляется в рамках мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" и направлена на повышение качества медицинской помощи, оказываемой данными учреждениями. Потребность в бюджетных ассигнованиях из средств федерального бюджета составят в 2010 и 2011гг. - по 682441,5 тыс.руб. ежегодно.
Таким образом, можно констатировать то, что реализация областной долгосрочной целевой программы "Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010-2012 годы" позволит повысить доступность и качество медицинской помощи, предоставляемой населению Ростовской области.
Руководитель секретариата первого
заместителя Главы Администрации
(Губернатора) области - Вице-губернатора
В.Е.Захаров
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
официальный сайт Администрации Ростовской области
http://www.donland.ru по состоянию
на 30.10.2009