Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 27.05.2002 г. N 159 "О Стратегии перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию на 2002-2010 годы (утратило силу с 19 мая 2007 года)

4.1.4. Развитие транспортных коридоров и совершенствование производственной инфраструктуры

Наличие развитой производственной инфраструктуры, включающей в себя современные средства транспорта и связи, является необходимым условием стабилизации, структурной перестройки и подъема экономики региона, улучшения условий и уровня жизни местного населения, повышения экологической безопасности, обеспечения нормальной жизнедеятельности региона.

Транспорт. Республика Бурятия обладает всеми видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, речным. Однако их уровень развития и нынешнее состояние не удовлетворяют современных требований. Важнейшим недостатком транспортной системы республики является высокий износ ее основных производственных фондов, составивший на водном транспорте 40%, автомобильном - 62%, железнодорожном - 80%, авиавоздушном - 87%. В связи с этим состояние многих технических средств транспорта подошло к критическому уровню. Значительная их часть эксплуатируется за пределами нормативного срока службы, а другая часть, также значительная, приближается к этому сроку. Вследствие этого существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта, растут транспортные издержки народного хозяйства.

Принимая во внимание повышенную инерционность формирования и развития транспортной системы, связанные с высокой капиталоемкостью, продолжительными сроками строительства и реконструкции крупных транспортных объектов, разработки и создания новых типов технических средств, стратегия развития транспорта должна включать в себя задачи как текущего, так и перспективного характера. В целом, решение этих задач призвано обеспечить формирование региональной транспортной системы, гарантированно и эффективно удовлетворяющей потребности в перевозках пассажиров и грузов, социальные, природоохранные и другие специальные требования. Решение указанных задач определяет необходимость системного реформирования транспорта республики, включающее в себя: усиление государственного регулирования естественных монополий; реорганизацию управления транспортными предприятиями; реконструкцию и расширение путей сообщения и объектов транспортной инфраструктуры; обновление и увеличение парка транспортных средств; обеспечение стабилизации работы всех видов транспорта и устойчивого функционирования транспортных систем.

Системное реформирование транспорта по каждому из его отдельных видов будет осуществляться в соответствии с их спецификой и набором требующих решения отраслевых задач.

В области автомобильного транспорта важнейшими проблемами являются: модернизация автопарка; обеспечение сохранности и улучшения транспортно - эксплуатационного состояния автомобильных дорог; последовательное сокращение числа населенных пунктов, не имеющих связи по автодорогам с твердым покрытием с основной сетью автомобильных дорог; повышение качества строительства и содержания автомобильных дорог и безопасности дорожного движения путем ликвидации очагов аварийности и улучшения транспортно - эксплуатационного состояния дорог; формирование сети международных автомагистралей с интеграцией их в Азиатскую систему международных автомобильных дорог; максимальное сокращение с последующим запрещением использования этилированного бензина.

В области воздушного транспорта необходимо обеспечить надежное авиационное сообщение между районами Бурятии, а также с регионами России с перспективой выхода на международные авиалинии. Для этого необходимо: осуществить обновление парка воздушных судов ОАО "Авиакомпания Бурятские авиалинии"; выполнить  реконструкцию взлетно-посадочной полосы  аэропорта  г. Улан-Удэ, довести инфраструктуру аэропорта г. Улан-Удэ до норм и рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО); увеличить объемы пассажирских и грузовых перевозок за счет создания транзитного мультимодального узла   связав Китай, Корею, Японию, страны Юго - Восточной Азии с Европой; создание на базе аэропорта г. Улан-Удэ крупного международного транзитного аэропорта с использованием гибкой шкалы тарифов, таможенной зоны, развитой складской инфраструктурой, а также топливной и авиационно - техническими базами; создание грузового терминального комплекса на базе аэропорта г. Улан-Удэ; увеличить полеты на местных воздушных линиях за счёт повышения платежеспособности населения.

Важнейшими задачами в области водного транспорта являются: обеспечение устойчивого и безопасного судоходства на внутренних водных путях и расширение сферы его деятельности, в частности за счет использования судов смешанного "река - море" плавания для перевозок грузов в северные районы республики; развитие торгово - пристанского хозяйства для обеспечения перевозок грузов; приобретение пассажирских теплоходов; использование потенциала внутреннего водного транспорта по перевозке угля, нефтепродуктов, щебня, гравия.

На железнодорожном транспорте приоритетными задачами являются: содействие пополнению парка пригородных электропоездов; созданию пригородной железнодорожной компании; внедрение современных технологий перевозочного процесса, ориентированных на высокое качество транспортных услуг и снижение ресурсоемкости перевозок.

Одной из важнейших задач структурных преобразований транспортного комплекса в свете намечаемого перехода республики к устойчивому развитию, является его экологизация, необходимость которой обусловлена тем, что указанный комплекс является одним из основных загрязнителей окружающей среды. В республике на него приходится 9% общего объема выбросов в атмосферу наиболее загрязняющих веществ. Кроме того, транспорт является источником шума в городах, вносит значительный вклад в тепловое загрязнение окружающей среды. Особенно вредное воздействие на окружающую среду оказывает автомобильный транспорт: по валовым выбросам, а также по выбросам жидких и газообразных веществ в целом он делит печальную пальму первенства с энергетикой, цветной и черной металлургией. Влияние транспортных выбросов проявляется на расстоянии 1 - 2 км от автотрассы и распространяется на высоту 300 и более метров. Особую опасность представляют твердые и текучие отходы эксплуатации транспорта.

Решение проблем экологизации транспорта республики будет осуществляться по нескольким направлениям, включая обеспечение экологически рациональной организации движения транспорта и перевозок; введение экологической сертификации продукции, используемой в транспортном комплексе (транспортные средства, топливно - смазочные и эксплуатационные материалы, узлы и агрегаты), а также услуг, оказываемых на транспорте; применение альтернативных видов топлива (сжатый природный и сжиженный нефтяной газ, этанол, растительные масла); применение газоанализаторов для контроля токсичности отработанных газов автомобилей; создание специальной системы мониторинга за загрязнением от транспорта и баз данных о потенциальных загрязняющих веществах, являющихся побочным продуктом функционирования транспорта.

Решение основных задач по развитию транспортного комплекса республики будет осуществляться на основе реализации инвестиционных проектов, представленных в табл. 8.