Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июля 2006 года N 221


О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 27.05.2002 г. N 159
"О Стратегии перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию на 2002-2010 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу с 19 мая 2007 года на основании
постановления Правительства Республики Бурятия
от 4 мая 2007 года N 151
____________________________________________________________________

Правительство Республики Бурятия

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Республики Бурятия от 27.05.2002 г. N 159 "О Стратегии перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию на 2002-2010 годы" следующие изменения и дополнения:

1.1. Название постановления изложить в следующей редакции:

"О Стратегии перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию на 2002-2010 годы и период до 2015 года".

1.2. Пункт 3 постановления изложить в следующей редакции:

"3. Руководителям министерств и ведомств при разработке программ социально-экономического развития Республики Бурятия и Плана действий Правительства Республики Бурятия на очередной год руководствоваться положениями настоящей Стратегии".

1.3. Пункт 4 постановления исключить.

1.4. Пункт 7 постановления изложить в следующей редакции:

"7. Координацию деятельности по реализации инвестиционных проектов и мероприятий Стратегии возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Егорова И.М.".

1.5. Пункт 8 постановления изложить в следующей редакции:

"8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Орлов Г.Н.)".

2. Внести изменения в Стратегию перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию на 2002-2010 годы, изложив ее в новой редакции согласно приложению*.

Президент, Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.Потапов


Приложение
к постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 24.07.2006  N 221

     

СТРАТЕГИЯ
перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию
на 2002 - 2010 годы и период до 2015 года


СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт Стратегии перехода Республики Бурятия
к устойчивому развитию на 2002 - 2010 годы
и период до 2015 года

Наименование

Стратегия перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию на 2002 - 2010 годы и период до 2015 года.

Основание для разработки

- Федеральный Закон Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Конституция Республики Бурятия;          
- Указ Президента Российской Федерации "Концепция перехода к устойчивому развитию" от 01.04.1996 N 440;
- Поручение Президента Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N Пр-939;
- Поручение Правительства РФ от 30 мая 2001 г. N ХВ-П11-09574                   
- Поручение Президента Республики Бурятия  от 30.01.2001 г.

Государственный заказчик

Правительство Республики Бурятия           

Основные разработчики
Стратегии           

Министерство экономического развития и внешних связей,   Республиканское агентство по туризму,
Республиканское агентство по физической культуре и спорту
Министерство финансов,
Министерство  промышленности, производственной инфраструктуры и технологий,
Министерство  сельского хозяйства и продовольствия,      
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства,          
 Министерство труда и социального развития,
Министерство образования и науки,
Министерство культуры и массовых коммуникаций,
Министерство здравоохранения,
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды,
Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия

Цели и задачи Стратегии

Главная цель Стратегии - создание экономической основы перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию, динамичное развитие хозяйственного потенциала Бурятии для достижения достойного уровня жизни  населения на основе принципов саморазвития, модернизации экономики, повышения эффективности и конкурентоспособности  производства с учетом требований экологизации хозяйственной деятельности,  обусловленных необходимостью сохранения экосистемы озера Байкал.
     Основные задачи Стратегии:
достижение и поддержание устойчивых темпов динамичного экономического роста, сокращение различий в уровне социально-экономического развития от среднероссийских показателей;      осуществление глубоких структурных  преобразований экономики на основе перестройки ее отраслевой структуры, технологической модернизации и экологизации производства и развития туристко-рекреационного комплекса;
развитие и обеспечение надежного функционирования основных систем жизнеобеспечения республики  энергетической, продовольственной, транспорта и связи;
расширение и качественное обновление социальной сферы;
развитие международного сотрудничества, тесной хозяйственной интеграции с субъектами Федерации, в первую очередь, с регионами Сибири, Дальнего Востока и Забайкалья                    

Сроки и этапы  реализации
Стратегии           

2002 - 2015 годы                           

Исполнители         

Министерства, ведомства, администрации местного самоуправления, предприятия и организации                           

Объемы и источники  
финансирования, млн. руб.

Всего 35435,63 млн. руб.,  в том числе:                               
средства федерального бюджета <*> 13572,6 млн. руб.                         
из них - средства программ, действующих на территории республики, 8700,48 млн. руб.  
средства республиканского бюджета  ** 4636,7 млн. руб.               
     средства местных бюджетов 1113,51 млн. руб.
внебюджетные источники 16112,4 млн. руб.   

Ожидаемые конечные  
результаты          
реализации Стратегии

- Рост валового регионального продукта республики в 1,8 - 2,0 раза к 2010 г. при одновременном совершенствовании структуры ВРП;                                     
- Повышение конкурентоспособности и эффективности экономики за счет  совершенствования организации управления, модернизации производственного аппарата, широкого использования инноваций, развития наукоемких производств;         
- Улучшение состояния экосистемы оз. Байкал благодаря снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду в результате системной экологизации производства;
- Существенный рост уровня и качества жизни населения республики за счет роста  денежных доходов, улучшения жилищных условий, развития сферы социальных услуг и повышения их доступности;              
- Повышение экономической безопасности  республики вследствие обеспечения  устойчивого функционирования  жизнеобеспечивающих систем, в том числе  топливно-энергетического, агропромышленного, транспортного  комплексов, системы связи, жилищно-коммунального хозяйства;          
- Укрепление экспортного потенциала республики за счет увеличения масштабов  экспорта при улучшении его структуры в   пользу продукции высокой степени переработки.            

Система организации
контроля и          
реализации Стратегии

Реализация Стратегии возложена на министерства и ведомства, администрации местного самоуправления.
Контроль за ходом  выполнения Стратегии осуществляет Правительство Республики Бурятия.


* Справочно, исходя из возможностей федерального бюджета.

**Средства республиканского бюджета подлежат уточнению при формирования среднесрочных и годовых программ социально-экономического развития Республики Бурятия и муниципальных образований

Введение

Стратегия перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию на 2002 - 2010 годы разработана на основе Федерального Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Концепции перехода к устойчивому развитию", утвержденной Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 440, Конституции Республики Бурятия, основных направлений социально - экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу (2010 г.).

Стратегия перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию до 2010 года и на период до 2015 разработана в соответствии с принципами, изложенными в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, предполагающими "формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации" и предопределяющими "необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, а также для дальнейшей интеграции этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития".

В основу Стратегии заложены принципы саморазвития, обеспечения самодостаточности экономики республики посредством формирования расширенного воспроизводства и внутрирегиональных источников экономического роста, более полного использования ее ресурсного потенциала при одновременном возмещении расходов на федеральные нужды и решение задач общенационального характера из соответствующих внерегиональных источников.

В Стратегию внесены уточнения и дополнения с учетом изменений произошедших в экономике республике в период с 2002-2005годы и перспективами создания туристско-рекреационной зоны и освоения крупных месторождений в минерально-сырьевом комплексе.

1. Анализ социально-экономического положения в Республике Бурятия

Республика Бурятия расположена в Восточной Сибири, её площадь составляет 351,4 тыс. кв. км. и граничит с Читинской, Иркутской областями, Республикой Тыва, Монголией.

В Республике Бурятия проживает 969 тыс. человек, (на 1 января 2005 года)  плотность населения составляет 2,8 человек на 1 км. Наиболее заселены южные районы республики, 46% всего населения проживает в 6 городах республики.

В Республике Бурятия -  23 административных образования, 6 городов, 25 поселков городского типа и 615 сельских населенных пунктов.

Земельный фонд республики составляет 35,1 млн. га. Наибольшее производственное значение имеют каштановые, серые лесные и черноземные почвы, занимающие 56,4% площади всех сельскохозяйственных угодий и 76,5% площади пахотных земель. Республика Бурятия относится к зоне рискованного земледелия.

Государственным балансом России и территориальным балансом Республики Бурятия учтены более 600 различных месторождений полезных ископаемых. Среди них 247 месторождений золота, 7 - вольфрама, 13 - урана, 4 - полиметаллов, по 2 - молибдена и бериллия, по одному - олова и алюминия, 8 -   плавикового шпата, 10 - бурого и 4 - каменного угля, 2 - асбеста, ряд месторождений нефрита, строительного сырья, гранулированного кварца, апатита, фосфоритов, графита и цеолитов. Недра Бурятии содержат 48% балансовых запасов цинка России, 24% - свинца, 37% - молибдена, 27% - вольфрама, 16% - плавикового шпата и 15% - хризотил-асбеста.

Валовая ценность разведанных и оцененных запасов полезных ископаемых Бурятии составляет порядка 135 млрд. долл. США, из них около двух третей приходится на топливно-энергетические ресурсы, благородные, цветные и редкие металлы.

Одним из основных восполняемых природных ресурсов являются лесные ресурсы. Общая площадь лесного фонда Республики Бурятия составляет 27,2 млн. га, из них покрытая лесом - 20,3 млн. га. Общий запас древесины составляет 2 244 млн. куб. м. Обилие прибайкальской флоры - основа для традиционной восточной медицины.

Озеро Байкал является природным резервуаром пятой части мировых запасов пресной воды. Байкал и окружающую его территорию населяют 2 500 различных видов животных и рыб, из которых 250 эндемичны.

Многие знаменитые курорты появились еще в конце XVII - XVIII веков. Эти курорты расположены в основном у горячих источников и лечебных грязей. Наиболее известные из них - Аршан и Горячинск.

Современный аэропорт и Транссибирская железная дорога  создают условия для развития транспортных связей как с регионами страны и европейскими странами, так и со странами Юго-Восточной Азии. Важнейшими автомагистралями являются дороги федерального значения: Улан-Удэ - Иркутск и Улан-Удэ - Кяхта, дорога республиканского значения - Баргузинский тракт, единственная автодорога, проходящая по восточному побережью озера Байкала.

Республика обладает развитой индустриально - аграрной, диверсифицированной экономикой. Так, по валовому региональному продукту на душу населения республика занимает 46 место среди других субъектов Федерации, по инвестициям в основной капитал на душу населения - 44, по промышленному производству - 54 место.

Ведущей сферой хозяйства республики является промышленность, обеспечивающая производство порядка 25% валового регионального продукта. Основными отраслями промышленности являются машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, топливная промышленность, цветная металлургия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, пищевая и легкая промышленность.

Всего в промышленности насчитывается около 1590 предприятий, из них примерно 170 отнесены к крупным и средним предприятиям, на которых сосредоточен основной производственный потенциал, занято около 60 тыс. человек. Промышленность опережает другие отрасли хозяйства по численности занятых, выпуску продукции, объему основных средств производства.

За период с 1991 по 2003 год в отраслевой структуре промышленности произошли изменения, существенно сократившие долю топливно-энергетического комплекса в общепромышленном производстве с 50% в 2000 году до 25,8% к 2003 году и увеличившие удельный вес машиностроения и металлообработки до 40,8%.

ТЭК Бурятии, включающий 5 различных по значимости и функциям отраслей (угольная промышленность, электро- и теплоэнергетика; система нефтепродуктообеспечения), основывается на угле. В республике, располагающей значительными запасами каменного и бурого угля, общий объем которых оценивается примерно в 2,3 млрд. т, наиболее крупным угледобвающим предприятием является разрез "Тугнуйский".

Другой важнейшей сферой экономики республики, опирающейся на внутрирегиональные ресурсы, является лесопромышленный комплекс, доля которого к 2005 году составила 5,4% общепромышленного производства региона. Ведущим предприятием данного комплекса является расположенный неподалеку от Байкала Селенгинский целлюлозно - картонный комбинат.

К числу ключевых отраслей экономики Бурятии относится машиностроительный комплекс, на долю которого в начале 90-х годов приходилось до 24% всей промышленной продукции, 25% основных производственных фондов, 39% промышленно - производственного персонала.

В целом это многоотраслевой комплекс, ведущую роль в котором играют авиастроение,  локомотиво и вагоноремонтное производство, изготовление стальных металлических конструкций. Существенное влияние на экономику региона оказывают электротехническая и приборостроительная промышленность.

Большей частью, расположенные в городе Улан-Удэ, машиностроительные заводы  республики свою промышленную и сбытовую политику ориентируют на общероссийский рынок. За пределы Бурятии вывозится более 80% выпускаемой продукции, в то время как более трех четвертей необходимых для республики машин и оборудования поступает из других регионов России.

Бурятия экспортирует продукции на сумму более 7 млрд. руб., преимущественно в этом процессе участвуют крупные предприятия машиностроительного и лесопромышленного комплексов.

Системный кризис, охвативший в конце 90-х годов легкую промышленность России, стал причиной сокращения промышленного производства на основных предприятиях республики и сжатия до 1% отраслевой составляющей в структуре региональной промышленности.

До начала кризисных явлений на долю этой отрасли, представленной предприятиями по производству пряжи, тканей, трикотажа, швейных изделий, обуви, приходилось около трети общего объема промышленного производства.

В ходе начавшихся рыночных преобразований отрасль столкнулась с проблемой сокращения спроса потребителей по всему ассортименту выпускаемых товаров, наплывом на региональный рынок  сравнительно недорогого импорта, разрывом цен на готовую продукцию и факторы производства, дороговизной кредитов на оборотные средства. В результате финансово-экономическое положение предприятий все больше отвечало признакам несостоятельности (банкротства).

В 1995-2002 годах положение в отрасли несколько улучшилось и выпуск отдельных видов продукции отрасли, таких, например, как шерстяные ткани и валяная обувь, стал увеличиваться и превзошел дореформенный уровень. Однако улучшение носило временный характер и не меняло основных условий отраслевого кризиса,  к 2004 году кризисные явления стали причиной введения внешнего управления на  крупном предприятии ЗАО "Улан-Удэнская тонкосуконная мануфактура".

Республика обладает достаточно крупным строительным комплексом, располагающим значительными производственными мощностями по сооружению объектов и производству строительных материалов. При ведении строительных работ республика может опираться на собственную сырьевую базу, представленную глинами и суглинками для производства кирпича и керамзита, строительными камнями, песками, песчано-гравийными материалами, карбонатными породами для производства цемента и извести.

Несмотря на то, что природные условия в регионе в целом малоблагоприятны для высокопродуктивного сельского хозяйства, в агропромышленном комплексе Бурятии производится значительная часть необходимого ей продовольствия. В частности, республика полностью обеспечивает себя картофелем, овощами местного ассортимента, яйцами, рыбной продукцией и в значительной степени - мясными и молочными продуктами. Местные ресурсы сельскохозяйственного сырья формируют основу пищевой промышленности Бурятии, представленной предприятиями по производству мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой, ликероводочной продукции, кондитерских и некоторых других изделий.

Неравномерная динамика спада производства в отдельных отраслях промышленности Бурятии, имевшая место в 1991 - 1998 гг., привела к значительным изменениям структуры промышленного производства (см. табл. 1).

Таблица 1

Динамика объемов промышленного производства
в Республике Бурятия в 1995 - 2001 гг.

                                                                                                                                                              (в процентах к 1990 = 100%)


1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Промышленность -всего в том числе:

51,9

52,1

52,1

50,6

57,8

62

70,6

Электроэнергетика

118,9

135,6

132,9

122,5

116

114,4

124,1

Топливная промышленность

108,9

116,9

115,6

103,6

118,8

126,9

123,9

Цветная металлургия

206,5

195,5

209,4

212,5

233,1

298,1

348,2

Машиностроение и металлообработка

35,7

30,1

27,1

14

18,1

25,8

37,3

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

28,4

29,9

45,2

55,6

74,9

79,7

83,4

Промышленность строительных материалов

16,2

7,7

9,2

8,6

5,8

6,6

7,6

Легкая промышленность

33,7

24,5

21,4

19,8

17,1

18,0

21,9

Пищевая промышленность

11,0

32,3

26,8

22,5

19,5

20,9

22,4

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»