Действующий

О концепции развития торговли и общественного питания Республики Бурятия на 2002 - 2010 годы


I. Современные тенденции развития потребительского рынка
и основные цели реорганизации торговли Республики Бурятия



За период рыночных преобразований торговля Республики Бурятия претерпела коренные изменения. Изменилась и инфраструктура сферы потребительского рынка.

Анализ состояния потребительского рынка показывает, что в торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда, высокая предпринимательская и инвестиционная активность.

По состоянию на 1 января 2001 года в целом по республике функционирует 3044 предприятия розничной торговли, 1058 предприятий общественного питания, 349 павильонов, 717 киосков, 106 рынков по торговле продовольственными, непродовольственными и смешанными товарами на 8989 рабочих мест, в том числе крытых рынков - 33 на 2134 рабочих места.

В объеме оборота большую часть занимает оборот предприятий негосударственной формы собственности - 97,4%, из них частные - 82%, потребкооперация - 2,9 процента.

Наряду с положительными тенденциями социально - экономическая ситуация в сфере торговли и общественного питания остается сложной. Общий системный кризис в экономике определил и системный кризис на потребительском рынке Республики Бурятия.

Для потребительского рынка характерны недостаточное законодательно - правовое и нормативное обеспечение. За последние годы оказались утерянными рычаги государственного регулирования потребительского рынка, ослаблено внимание к решению общесистемных проблем развития инфраструктуры товарных рынков. На потребительском рынке реализуются значительные по объему теневые доходы.

Перед республикой стоит сложнейшая задача структурной и технологической реорганизации реального сектора экономики. Местные товаропроизводители в силу ряда причин потеряли значительную часть внутреннего рынка сбыта своей продукции, что отрицательно сказывается на уровне экономической безопасности Республики Бурятия.

Стремление значительной части предпринимателей к максимальному извлечению прибыли, связанной с реализацией товаров и организацией обслуживания, привело к тому, что на потребительском рынке увеличились объемы реализации товаров и услуг неудовлетворительного качества.

Сформировалась достаточно сложная с элементами дублирования система контроля качества и безопасности товаров, которая даже при росте ее активности не способствует коренным изменениям в вопросах обеспечения безопасности и качества реализуемых на рынке товаров. Регулирование развития торговой инфраструктуры неоправданно рассредоточено, в результате чего проявляется диспропорция в развитии отдельных звеньев торговой системы. Невысокий уровень концентрации капитала предопределяет функционирование, в основном, мелких и средних предприятий.

Увеличение количества промежуточных звеньев в процессе товародвижения, возрастание издержек, бессистемное осуществление оптовой и торгово - посреднической деятельности привело к неоправданному росту цен на потребительском рынке.

Ослабление внимания к решению отраслевых проблем развития торговли выразилось в дезорганизации информационной системы, что, в свою очередь, усилило рыночную неопределенность.

Назрела необходимость создания четкой логической схемы регулирования процессов и отношений на потребительском рынке республики.