Развитие информатизации в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия) после утверждения первой редакции республиканской целевой программы информатизации и ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" в 2001 году прошло несколько этапов от автоматизации процессов государственного управления, внедрения цифровых технологий связи, информатизации и телевидения, предоставления новых видов услуг связи населению и бизнесу (исполнению функций) до решения задач создания информационного общества.
В нормативном правовом обеспечении регулирования поэтапного перехода к электронному правительству региона приняты решения, касающиеся не только уточнения состава мероприятий в рамках ранее принятых ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)", ГЦП "Электронная Якутия на период 2007-2011 годы", такие как:
Федеральный закон от 27 августа 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р, утвердившее перечень приоритетных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами власти регионов, органами МСУ, подведомственными учреждениями, а также этапы перехода к предоставлению услуг в электронном виде.
Распоряжением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации С.С. Собянина от 14 февраля 2009 года N 604-п П-16 утвержден План мероприятий по реализации концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года.
Данный план имеет комплексный характер и затрагивает практически все важные аспекты и направления формирования электронного правительства, и хотя предназначен для федеральных органов власти, он касается и региональных органов власти. Таким образом, значительная часть мероприятий, планируемых к реализации в 2009 - 2011 годах, предполагает выполнение соответствующих мероприятий и в Республике Саха (Якутия).
План утверждает решение таких стратегических задач, как "Развитие сайтов государственных органов власти в сети Интернет", "Создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности государственных органов и к государственным услугам, предоставляемым в электронном виде", "Создание единой системы информационно-справочной поддержки взаимодействия граждан с государственными органами", "Предоставление государственных услуг на основе многофункциональных центров и с использованием сети Интернет", "Внедрение информационных систем планирования и мониторинга деятельности государственных органов" и другие.
Ещё более масштабные задачи поставлены в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212.
В послании к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации от 12 ноября 2009 года определил задачи по модернизации и технологическому обновлению всей производственной сферы в условиях выхода страны из экономического кризиса.
В числе приоритетов модернизации экономики и выхода России на новый технологический уровень, для обеспечения лидерских позиций в мире указано форсированное развитие информационно-коммуникационных технологий, в том числе:
развитие космических и телекоммуникационных систем, в том числе, системы ГЛОНАСС. Они должны быть направлены на массовое использование навигационного оборудования на транспорте, на обеспечение безопасности транспорта и технически сложных объектов, координации работы служб, которые отвечают за предотвращение аварий и чрезвычайных ситуаций, за ликвидацию последствий природных и техногенных катастроф, для предоставления цифровой картографической информации высокой точности;
обеспечение широкополосного доступа к сети Интернет во всех населенных пунктах до 2014 года. В городах, посёлках и сёлах, где нет современных киноконцертных залов, крупных библиотек, театральных и выставочных центров, поручено продвигать информационные технологии, как основы доступа к национальным ценностям в сфере культуры. Продвижение широкополосного доступа к сети Интернет в российские регионы, особенно в нашей республике, должно открыть новые перспективы населению для получения всесторонней информации о событиях в стране и мире. Специально указано, что для жителей Сибири и Дальнего Востока цены на телекоммуникационные услуги должны быть снижены;
предоставление государственных услуг, в том числе в электронном виде. К 2011 году в электронной форме должно предоставляться не менее 60 ключевых государственных услуг. Приоритет должен отдаваться тем услугам, в которых заинтересовано большинство населения нашей страны, прежде всего для связи с единой службой спасения и помощи при чрезвычайных ситуациях;
переход на цифровое телевидение и радиовещание, расширение услуг мобильной связи.
Перечень мероприятий целевой программы сформирован, исходя из соответствующих планов федеральных органов власти в развитии информационного общества в регионах, положений и требований нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), поручений Президента Российской Федерации и Президента Республики Саха (Якутия) в сфере информатизации, для развития республиканской инфраструктуры электронного правительства. Важнейшее место в Программе занимают мероприятия, утвержденные постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2010 года N 409 "Об утверждении Плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Республике Саха (Якутия) на период 2010-2012 годы", разработанного во исполнение п. 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 26 декабря 2009 года ПР-3492.