ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 2009 года N 10
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОЙ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА И ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОЙ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
(в редакции постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.07.2010 N 341, от 22.05.2014 N 149)
В целях приведения в соответствие федеральному законодательству нормативно-правовых актов Республики Саха (Якутия) в связи с принятием Концепции демографической политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, и Плана мероприятий по реализации в 2008 - 2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года N 170-р, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Концепцию семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) на период до 2025 года согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
2. Утвердить План действий по реализации Концепции семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2010 годы согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
3. Определить координатором исполнения Плана действий Министерство по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) (Владимиров А.С.).
(п. 3 в ред. постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.05.2014 N 149)
4. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Новиков В.А.) довести объемы бюджетных ассигнований и лимиты бюджетных обязательств до исполнителей мероприятий в соответствии с приложением N 2 за счет средств, предусмотренных в расходах государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2008 - 2010 годы по подразделу "Охрана семьи и детства".
5. Признать утратившими силу постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2005 года N 230 "О Концепции семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) до 2015 года", от 17 марта 2008 года N 89 "О Плане действий по реализации Концепции семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2010 годы".
6. Опубликовать Концепцию семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) до 2025 года в республиканских средствах массовой информации.
7. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Власова А.В.
(в ред. постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.05.2014 N 149)
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
КОНЦЕПЦИЯ СЕМЕЙНОЙ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Концепция семейной и демографической политики, разработанная в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, определяет общую стратегию, принципы и приоритетные направления государственной политики в отношении семьи и демографического развития, направленной на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование миграционных потоков, сохранение и укрепление здоровья населения.
Реализация семейной и демографической политики основывается на федеральном законодательстве, международных нормативных правовых документах, а также нормативных актах, принятых органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
Реализация данной Концепции предусмотрена на период до 2025 года.
Современная демографическая ситуация обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX веке.
В республике сохраняется относительно высокий уровень смертности, невысокая продолжительность жизни населения, значительный разрыв между ожидаемой продолжительностью жизни у мужчин и женщин.
Несмотря на то, что младенческая смертность в республике самая низкая среди регионов Дальнего Востока, общий ее уровень выше, чем в среднем по Российской Федерации. В начале 2008 года отмечен рост младенческой смертности.
Серьезной проблемой в показателях смертности населения является так называемая "сверхсмертность мужчин". На протяжении многих лет показатели смертности мужчин выше, чем у женщин. Наибольшее превышение смертности мужского населения над женским характерно для трудоспособных возрастов 20 - 49 лет (от 3-х до 4-х раз).
Негативным фактом в показателях смертности является то, что в структуре причин смерти II место по числу умерших занимают несчастные случаи, отравления и травмы, т.е. причины предотвратимого характера. Хотя их удельный вес в общем числе умерших несколько сократился (с 24,6% в 1990 г. до и 21,1% в 2007 году), но абсолютное число умерших от этой причины смерти возросло на 5,7%.
Первое место традиционно, как и в других регионах, занимают болезни системы кровообращения. В 1990 году на них приходилось 34,2% умерших, в 2007 году - 46,2%.
В структуре причин насильственной смертности - убийства и самоубийства. В 2006 году они составляли соответственно 20,6% и 23,6%. Настораживает тот факт, что происходит их рост. Число убийств к 2007 году по сравнению с 1990 года возросло на 34,8%, а самоубийств за тот же период - на 70%. Если в 1990 году на 100 тыс. человек населения отмечалось 24 случая суицида и 27 убийств, то в 2007 году - соответственно 48,5 и 42.
В результате неблагоприятной обстановки со смертностью продолжительность жизни в республике все еще остается низкой. В 1990 году средняя продолжительность жизни составляла 66 лет, в том числе мужчин - 61 и женщин - 71 год. В 2006 году - 65 лет, в том числе мужчин - 60 лет, женщин - 72 года.
Ожидаемая продолжительность жизни женщин традиционно выше мужской, но за рассматриваемый период разрыв еще более увеличился, составив в 2006 году 12 лет против 10 лет в 1990 году.
Несмотря на позитивные изменения в динамике рождаемости (рост абсолютного числа родившихся и общего коэффициента рождаемости) в последние годы ее общий уровень не обеспечивает даже простого воспроизводства населения, о чем свидетельствует динамика суммарного показателя рождаемости. В 2006 году он составил 1,73, в то время как для обеспечения воспроизводства населения и замещения поколений он должен составлять не менее 2,15.
В результате превышения миграционного оттока над естественным приростом происходит сокращение численности населения, в том числе в результате естественной убыли в некоторых улусах и районах республики. За 2000 - 2007 годы число жителей в республике уменьшилось на 11,1 тыс. человек. За 2006 - 2007 год был отмечен небольшой рост числа жителей - с 949,9 тыс. человек (на начало 2006 года) до 951,4 тыс. человек (на начало 2007 года).
Уменьшение числа жителей республики произошло в большинстве улусов (районов) республики. Северные районы промышленного освоения оказались в наибольшей степени подверженными этому явлению.
Сельское население сокращалось не столь значительно. Основная его часть представлена коренными жителями, которые традиционно отличаются высокой рождаемостью и многодетностью. В некоторых сельских улусах республики численность населения даже увеличилась.
Совершенно новой чертой стало не просто общее снижение численности, которое происходит за счет миграционного оттока, но и за счет естественной убыли населения. Депопуляция впервые была отмечена в 1993 в Алданском и в 1995 годах и Усть-Майском улусах (районах). В 2007 году депопуляция была характерна уже для 5 улусов (Алданский, Верхнеколымский, Оймяконский, Усть-Майский, Усть-Янский).
Происходит старение населения, т.е. увеличение доли пожилых людей в общей численности населения. В целом по Республике Саха (Якутия) состав по полу и возрасту характеризуется повышенной долей лиц в трудоспособном возрасте, лиц моложе трудоспособного возраста и более низкой долей пожилого населения по сравнению со средними показателями по России.
Средний возраст населения в 2006 году составил 32,5 года (оба пола), 31,7 года (мужчины) и 33,7 года (женщины). Для сравнения на начало 2000 года эти показатели были равны соответственно - 30,8; 29,8 и 31,9 год.
Происходят изменения в сфере брака, влияющие на воспроизводство населения. В целом за 1990 - 2007 годы число браков сократилось на 31,1%. Число разводов уменьшилось только на 17,2%. "Коэффициент неустойчивости брака", т.е. число разводов, приходящееся на 100 браков, также имел тенденцию к росту.
О снижении престижа семейного образа жизни свидетельствует такой показатель как доля детей, рожденных вне официально зарегистрированного брака. Если в 1990 году этот показатель составлял 17,9% (в РФ - 14,6%), то в 2007 году - 38,5%.
В результате снижения рождаемости уменьшился средний размер семьи. В 2002 году на 1 семью приходилось 3,5 человека (в 1989 году - 3,6). Снижается число многодетных семей.
Растет число неполных семей, а также семей, имеющих детей-инвалидов. Не сокращается число детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов.
Таким образом, демографическую ситуацию и положение семьи в Республике Саха (Якутия) можно оценивать как относительно благополучные по сравнению с другими субъектами Дальневосточного федерального округа и Российской Федерацией в целом: сохраняется положительный естественный прирост населения, снижается младенческая смертность, несколько выросла ожидаемая продолжительность жизни. Однако в демографическом развитии республики присутствует ряд проблем, которые требуют принятия соответствующих управленческих решений уполномоченными органами государственной власти.
Целью семейной и демографической политики является устойчивое и качественное развитие института семьи и демографического потенциала региона.
Основными принципами семейной и демографической политики являются следующие:
1. Признание семьи как первичного социального института, который представляет непреходящую ценность в жизни каждого человека, общества и государства. Демографический потенциал выступает ориентиром регионального развития, поэтому демографическая политика тесно взаимосвязана с семейной политикой.
2. Социальное партнерство, разделение государством ответственности за исполнение семьей ее функций с самой семьей, стимулирование внутреннего потенциала семьи.
3. Структурно-функциональное соответствие в управлении (наличие специального органа) и кадровом обеспечении в области семейной и демографической политики.
4. Комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи.
5. Концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения.
6. Координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года основными направлениями семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) на период до 2025 года являются:
сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин, сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения;
сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями;
повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
привлечение и закрепление мигрантов в соответствии с потребностями социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции;
информационное обеспечение реализации демографической политики.
Семейная и демографическая политика Республики Саха (Якутия), направленная на достижение поставленных целей, предполагает действия в следующих основных направлениях.
Сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин, предполагает решение следующих задач:
сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;
улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами;
сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также за счет повышения оперативности, качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах;
сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;
сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов;
сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний за счет внедрения программ профилактики, а также за счет скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний;
сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также за счет применения новых инновационных технологий лечения;
внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;
повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов.
Сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения предполагает решение следующих задач:
повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно ориентированных перинатальных технологий, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений, развития высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям;
обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья;
реализация комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов).