ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2005 года N 230
О Концепции семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) до 2015 года
(УТРАТИЛО СИЛУ - постановление Правительства РС(Я) от 15.01.2009 N 10)
В целях дальнейшей реализации семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия), создания условий для устойчивого и качественного развития ее населения Правительство Республики Саха (Якутия)
постановляет:
1. Утвердить Концепцию семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) до 2015 года.
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.12.95 N 531 "О Концепции семейной политики в Республике Саха (Якутия)" и от 01.06.99 N 282 "О Концепции демографической политики в Республике Саха (Якутия)".
3. Комитету по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) (Сергучев А.Е.) в месячный срок разработать План действий по реализации Концепции семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) и внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия).
4. Опубликовать Концепцию семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) до 2015 года в средствах массовой информации.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Е.И. Михайлову.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) Е. БОРИСОВ
КОНЦЕПЦИЯ семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) до 2015 года
Концепция семейной и демографической политики определяет общую стратегию, принципы и приоритетные направления государственной политики в отношении семьи и демографического развития.
Государственная семейная и демографическая политика является составной частью социальной политики.
Семейная политика представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение условий жизнедеятельности семьи.
Демографическая политика включает в себя комплекс мер, направленных на развитие человеческих ресурсов, процессы воспроизводства населения - рождаемость, смертность, брачность и разводимость, влияющих на развитие семьи.
Реализация семейной и демографической политики основывается на федеральном законодательстве, международных нормативных правовых документах, а также нормативных актах, принятых органами власти Республики Саха (Якутия).
Предлагаемая Концепция подготовлена в развитие Концепции семейной политики в Республике Саха (Якутия), утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.12.1995 N 531 "О Концепции семейной политики в Республике Саха (Якутия)" и РС(Я), и Концепции демографической политики, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 01.06.1999 N 282 "О Концепции демографической политики в Республике Саха (Якутия)", которые были разработаны в переходный период: происходила резкая дифференциация доходов семей, росла нестабильность браков, разрушались сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции, увеличивалась правовая и моральная незащищенность, т.е. отмечались все признаки серьезного кризиса института семьи.
Меры, принятые в Концепциях 1995 и 1999 годах, позволили обеспечить стабилизацию института семьи и демографической ситуации в Республике Саха (Якутия) в условиях формирования новых экономических и общественных отношений.
Изменившиеся социально-экономические условия, а также изменения в законодательстве Российской Федерации диктуют необходимость корректировки подходов и мер в отношении семьи и демографических процессов.
Реализация данной концепции предусмотрена на период до 2015 года.
С позиций управленческих технологий данная концепция должна стать основанием для принятия и реализации решений в сфере программно-целевого управления и совершенствования правовой базы в области социальной защиты семьи, детей, детства, юношества, молодежи, материнства, отцовства.
В результате целенаправленной и ресурсно обеспеченной государственной политики как социальный институт сохраняется и развивается семья, улучшается демографическая ситуация.
Повышается престиж семьи, семейного образа жизни, материнства и отцовства. В последние годы возрастает рождаемость: за 1999-2004 годы число родившихся возросло на 5,6%. Сокращается младенческая смертность: за 1999-2004 на 26,7%. Стабилизируется число браков, меньше становится разводов. Число разводов, приходящееся на 100 браков, сократилось к 2004 году до 60. Увеличивается доходность семей.
Тем не менее постоянный мониторинг положения семьи выявляет проблемы в ее развитии.
Растет число неполных семей, а также семей, имеющих детей-инвалидов. Не сокращается число детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, детей - инвалидов.
Итоги переписи населения 2002 года показали, что на 50 тыс. меньше стало супружеских пар. Уменьшился средний размер семьи. В 2002 году на 1 семью приходилось 3,1 человека (в 1989 году - 3,6).
Снижается число многодетных семей. Уровень их жизни ниже, чем уровень среднестатистической семьи. По данным выборочного обследования домашних хозяйств, проведенного Комитетом государственной статистики Республики Саха (Якутия)
в 2003 году, среднедушевой денежный доход в домохозяйствах с 1 ребенком, составляет 6375,3 рублей, с 3 детьми - 2786,8 рублей, с 4 и более детьми - 1062,7 рублей.
Сохраняются достаточно высокие показатели безбрачия населения, особенно коренного.
Здоровый образ жизни не стал еще нормой для каждой семьи. Ухудшается состояние здоровья детей. Болезненность детского населения от 0 до 14 лет в 2003 году составила 2072,5 на 1000 детей (в 2002 году -1987,1).
Не полностью используется духовно-нравственный потенциал семьи. Сохраняются асоциальные явления в семье и обществе.
Происходит сокращение численности населения. В целом за 1990-2004 гг. оно уменьшилось на 161,9 тыс. человек (по состоянию на 01.10.2004 год).
Естественный прирост не возмещает потерь от миграционного оттока, как в целом по республике, так и по отдельным улусам. В некоторых улусах республики наблюдается депопуляция - превышение числа умерших над числом родившихся.
Несмотря на увеличение числа родившихся в последние годы в целом рождаемость снижается. Поколение детей уже не замещает поколения родителей, т.е. произошел переход к суженному воспроизводству населения.
Сохраняется высокий уровень смертности населения. Особое место среди причин смерти занимают несчастные случаи, отравления и травмы, а также убийства и самоубийства. Насильственные смерти занимают второе место среди всех причин смерти после болезней органов кровообращения. Продолжительность жизни в республике все еще остается ниже, чем в России. В 1990-91 годы продолжительность жизни была
66,6 года, в том числе мужчины - 62,0 и женщины - 71,3 года. В России - соответственно 69; 63,5 и 74,3 года. В 2003 году население Якутии имело вероятность дожить до 64 лет, мужчины - 58,1, женщины - 70,6 года, продолжительность жизни в Российской Федерации - соответственно 65,1, 58,8 и 72 года.
Целью семейной и демографической политики является обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной и жизнеоохранительной функций; создание условий для устойчивого и качественного развития демографического потенциала региона; повышение качества жизни населения, определяющего позитивное социальное развитие семьи, личности, общества, через создание соответствующих институциональных механизмов.
Основными принципами семейной и демографической политики являются следующие:
1. Семья является первичным социальным институтом, который представляет непреходящую ценность в жизни каждого человека, общества и государства. Демографический потенциал выступает ориентиром регионального развития, поэтому демографическая политика тесно взаимосвязана с семейной политикой.
2. Автономность семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры семейной и демографической политики должны способствовать самостоятельному развитию семьи.
3. Принцип социального партнерства, разделение государством ответственность за исполнение семьей ее функций с самой семьей, стимулирование внутреннего потенциала семьи, через реорганизацию государственного управления в социально-трудовой сфере путём перехода от патернализма на социально-партнёрские отношения государства со своими гражданами.
4. Приоритетом государственной семейной политики являются интересы ребенка.
5. Принцип программно-целевого управления на основе ресурсной обеспеченности, координации и интегрированности действий государственных и общественных структур, участвующих в процессе разработки и реализации мер в области семейной и демографической политики.
6. Принцип структурно-функционального соответствия в управлении (наличие специального органа) и кадровом обеспечении в области семейной и демографической политики.
Семейная и демографическая политика Республики Саха (Якутия), направленная на достижение поставленных целей, предполагает действия в следующих основных направлениях:
4.1. В сфере улучшения экономических и материальных условий жизнедеятельности семьи:
Повышение доходности семей; способствование работодателями созданию рабочих мест для многодетных, молодых, неполных семей, семей с детьми-инвалидами; поддержку семейного предпринимательства и фермерства.
Улучшение жилищных условий при активном жилищном строительстве, ориентированном на разные по доходам категории людей; дальнейшее развитие ипотечного жилищного кредитования, внедрение различных форм долгосрочного кредитования; приоритетное обеспечение жильем молодых семей, а также семей с детьми-инвалидами.
Развитие различных целевых форм социальной поддержки семей, в первую очередь многодетных и малоимущих.
Развитие социокультурной среды, предполагающей должный уровень социально-бытовой, образовательной, медицинской, культурно-досуговой среды, повышение доступности для разных категорий семей соответствующих качественных услуг.
4.2. В сфере обеспечения репродуктивной функции семьи и стимулирования рождаемости: обеспечение улучшения качества медицинских, медико-социальных, юридических услуг детям, беременным женщинам, девочкам-подросткам, женщинам детородного возраста, обеспечение контроля за условиями труда женщин детородного возраста, а также соблюдения принятых законодательных и нормативно-правовых актов РФ и Республики Саха (Якутия) в отношении труда женщин.
Принятие мер по стимулированию рождаемости и повышению репродуктивных установок семьи для обеспечения простого замещения поколений и стабилизации численности населения республики.
4.3. В сфере создания условий для воспитания и развития детей:
Обеспечение доступности для детей различных форм образования и развития; предоставление льгот многодетным, малоимущим семьям, семьям с детьми-инвалидами при пользовании объектами отдыха, культуры, спорта и досуга;
расширение участия семей в воспитательной работе образовательных учреждений, развитие сети сервисных услуг в образовании взрослого населения по воспитанию детей, правовому, экономическому обучению родителей;
развитие семейных форм отдыха и досуга; приоритетное обеспечение летним отдыхом и оздоровлением детей из многодетных и малоимущих семей, семей с детьми-инвалидами;
сохранение национальных традиций и обычаев семьи из поколения в поколение;
поддержка детских и молодежных общественных объединений, направленных на гражданское и патриотическое воспитание, патриотическое воспитание детей и молодёжи.
4.4. В сфере социального обслуживания семьи и детей:
развитие системы социального обслуживания семьи и детей;
совершенствование системы работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
создание условий для реабилитации и развития детей-инвалидов, создание и развитие реабилитационных центров для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями;
развитие новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.5. В сфере снижения смертности населения и увеличения продолжительности жизни:
формирование здорового образа жизни семьи и ее членов, разработка мер по снижению употребления алкоголя среди женщин и подростков;
разработка мер по снижению преждевременной смертности, в первую очередь от насильственных причин;
разработка мер по снижению заболеваемости и профилактике инвалидности населения, улучшению состояния здоровья населения;
совершенствование системы здравоохранения с приоритетным развитием амбулаторно-поликлинической, скорой и неотложной помощи, а также профилактической работы по снижению алкоголизации населения.
Объектом семейной и демографической политики является семья. В соответствии с принципом реорганизации государственного управления в сфере семейной и демографической политики путём перехода от патернализма на социально-партнёрские отношения государства со своими гражданами, основными субъектами данных направлений социальной политики выступают государство, общественные и некоммерческие организации, отдельные граждане
Механизм реализации семейной и демографической политики осуществляется на следующих организационных уровнях:
1. Участие в реализации федеральных целевых программ.
2. Разработка законодательных и иных правовых актов Республики Саха (Якутия), реализация целевых республиканских программ по направлениям семейной и демографической политики.
3. Привлечение к реализации семейной и демографической политики институтов гражданского общества, общественных и некоммерческих организаций.
4. Использование внутреннего потенциала самой семьи в улучшении положения семьи, детей, улучшении демографической ситуации.
5. Привлечение внебюджетных средств на грантовой основе.