Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 апреля 2005 года N 230

О Концепции семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) до 2015 года

(УТРАТИЛО СИЛУ - постановление Правительства РС(Я) от 15.01.2009 N 10)

В целях дальнейшей реализации семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия), создания условий для устойчивого и качественного развития ее населения Правительство Республики Саха (Якутия)

постановляет:

1. Утвердить Концепцию семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) до 2015 года.

2. Признать утратившими силу постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.12.95 N 531 "О Концепции семейной политики в Республике Саха (Якутия)" и от 01.06.99 N 282 "О Концепции демографической политики в Республике Саха (Якутия)".

3. Комитету по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) (Сергучев А.Е.) в месячный срок разработать План действий по реализации Концепции семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) и внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия).

4. Опубликовать Концепцию семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) до 2015 года в средствах массовой информации.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Е.И. Михайлову.

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия) Е. БОРИСОВ

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 22 апреля 2005 года N 230

КОНЦЕПЦИЯ семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) до 2015 года

I. Общие положения


Концепция семейной и демографической политики определяет общую стратегию, принципы и приоритетные направления государственной политики в отношении семьи и демографического развития.

Государственная семейная и демографическая политика является составной частью социальной политики.

Семейная политика представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение условий жизнедеятельности семьи.

Демографическая политика включает в себя комплекс мер, направленных на развитие человеческих ресурсов, процессы воспроизводства населения - рождаемость, смертность, брачность и разводимость, влияющих на развитие семьи.

Реализация семейной и демографической политики основывается на федеральном законодательстве, международных нормативных правовых документах, а также нормативных актах, принятых органами власти Республики Саха (Якутия).

Предлагаемая Концепция подготовлена в развитие Концепции семейной политики в Республике Саха (Якутия), утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.12.1995 N 531 "О Концепции семейной политики в Республике Саха (Якутия)" и РС(Я), и Концепции демографической политики, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 01.06.1999 N 282 "О Концепции демографической политики в Республике Саха (Якутия)", которые были разработаны в переходный период: происходила резкая дифференциация доходов семей, росла нестабильность браков, разрушались сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции, увеличивалась правовая и моральная незащищенность, т.е. отмечались все признаки серьезного кризиса института семьи.

Меры, принятые в Концепциях 1995 и 1999 годах, позволили обеспечить стабилизацию института семьи и демографической ситуации в Республике Саха (Якутия) в условиях формирования новых экономических и общественных отношений.

Изменившиеся социально-экономические условия, а также изменения в законодательстве Российской Федерации диктуют необходимость корректировки подходов и мер в отношении семьи и демографических процессов.

Реализация данной концепции предусмотрена на период до 2015 года.

С позиций управленческих технологий данная концепция должна стать основанием для принятия и реализации решений в сфере программно-целевого управления и совершенствования правовой базы в области социальной защиты семьи, детей, детства, юношества, молодежи, материнства, отцовства.

II. Состояние и проблемы семьи и демографической ситуации


В результате целенаправленной и ресурсно обеспеченной государственной политики как социальный институт сохраняется и развивается семья, улучшается демографическая ситуация.

Повышается престиж семьи, семейного образа жизни, материнства и отцовства. В последние годы возрастает рождаемость: за 1999-2004 годы число родившихся возросло на 5,6%. Сокращается младенческая смертность: за 1999-2004 на 26,7%. Стабилизируется число браков, меньше становится разводов. Число разводов, приходящееся на 100 браков, сократилось к 2004 году до 60. Увеличивается доходность семей.

Тем не менее постоянный мониторинг положения семьи выявляет проблемы в ее развитии.

Растет число неполных семей, а также семей, имеющих детей-инвалидов. Не сокращается число детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, детей - инвалидов.

Итоги переписи населения 2002 года показали, что на 50 тыс. меньше стало супружеских пар. Уменьшился средний размер семьи. В 2002 году на 1 семью приходилось 3,1 человека (в 1989 году - 3,6).

Снижается число многодетных семей. Уровень их жизни ниже, чем уровень среднестатистической семьи. По данным выборочного обследования домашних хозяйств, проведенного Комитетом государственной статистики Республики Саха (Якутия)

в 2003 году, среднедушевой денежный доход в домохозяйствах с 1 ребенком, составляет 6375,3 рублей, с 3 детьми - 2786,8 рублей, с 4 и более детьми - 1062,7 рублей.

Сохраняются достаточно высокие показатели безбрачия населения, особенно коренного.

Здоровый образ жизни не стал еще нормой для каждой семьи. Ухудшается состояние здоровья детей. Болезненность детского населения от 0 до 14 лет в 2003 году составила 2072,5 на 1000 детей (в 2002 году -1987,1).

Не полностью используется духовно-нравственный потенциал семьи. Сохраняются асоциальные явления в семье и обществе.

Происходит сокращение численности населения. В целом за 1990-2004 гг. оно уменьшилось на 161,9 тыс. человек (по состоянию на 01.10.2004 год).

Естественный прирост не возмещает потерь от миграционного оттока, как в целом по республике, так и по отдельным улусам. В некоторых улусах республики наблюдается депопуляция - превышение числа умерших над числом родившихся.

Несмотря на увеличение числа родившихся в последние годы в целом рождаемость снижается. Поколение детей уже не замещает поколения родителей, т.е. произошел переход к суженному воспроизводству населения.

Сохраняется высокий уровень смертности населения. Особое место среди причин смерти занимают несчастные случаи, отравления и травмы, а также убийства и самоубийства. Насильственные смерти занимают второе место среди всех причин смерти после болезней органов кровообращения. Продолжительность жизни в республике все еще остается ниже, чем в России. В 1990-91 годы продолжительность жизни была

66,6 года, в том числе мужчины - 62,0 и женщины - 71,3 года. В России - соответственно 69; 63,5 и 74,3 года. В 2003 году население Якутии имело вероятность дожить до 64 лет, мужчины - 58,1, женщины - 70,6 года, продолжительность жизни в Российской Федерации - соответственно 65,1, 58,8 и 72 года.

III. Основные принципы и цели семейной и демографической политики


Целью семейной и демографической политики является обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной и жизнеоохранительной функций; создание условий для устойчивого и качественного развития демографического потенциала региона; повышение качества жизни населения, определяющего позитивное социальное развитие семьи, личности, общества, через создание соответствующих институциональных механизмов.

Основными принципами семейной и демографической политики являются следующие:

1. Семья является первичным социальным институтом, который представляет непреходящую ценность в жизни каждого человека, общества и государства. Демографический потенциал выступает ориентиром регионального развития, поэтому демографическая политика тесно взаимосвязана с семейной политикой.

2. Автономность семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры семейной и демографической политики должны способствовать самостоятельному развитию семьи.

3. Принцип социального партнерства, разделение государством ответственность за исполнение семьей ее функций с самой семьей, стимулирование внутреннего потенциала семьи, через реорганизацию государственного управления в социально-трудовой сфере путём перехода от патернализма на социально-партнёрские отношения государства со своими гражданами.

4. Приоритетом государственной семейной политики являются интересы ребенка.

5. Принцип программно-целевого управления на основе ресурсной обеспеченности, координации и интегрированности действий государственных и общественных структур, участвующих в процессе разработки и реализации мер в области семейной и демографической политики.

6. Принцип структурно-функционального соответствия в управлении (наличие специального органа) и кадровом обеспечении в области семейной и демографической политики.

IV. Направления и задачи семейной и демографической политики


Семейная и демографическая политика Республики Саха (Якутия), направленная на достижение поставленных целей, предполагает действия в следующих основных направлениях:

4.1. В сфере улучшения экономических и материальных условий жизнедеятельности семьи:

Повышение доходности семей; способствование работодателями созданию рабочих мест для многодетных, молодых, неполных семей, семей с детьми-инвалидами; поддержку семейного предпринимательства и фермерства.

Улучшение жилищных условий при активном жилищном строительстве, ориентированном на разные по доходам категории людей; дальнейшее развитие ипотечного жилищного кредитования, внедрение различных форм долгосрочного кредитования; приоритетное обеспечение жильем молодых семей, а также семей с детьми-инвалидами.

Развитие различных целевых форм социальной поддержки семей, в первую очередь многодетных и малоимущих.

Развитие социокультурной среды, предполагающей должный уровень социально-бытовой, образовательной, медицинской, культурно-досуговой среды, повышение доступности для разных категорий семей соответствующих качественных услуг.

4.2. В сфере обеспечения репродуктивной функции семьи и стимулирования рождаемости: обеспечение улучшения качества медицинских, медико-социальных, юридических услуг детям, беременным женщинам, девочкам-подросткам, женщинам детородного возраста, обеспечение контроля за условиями труда женщин детородного возраста, а также соблюдения принятых законодательных и нормативно-правовых актов РФ и Республики Саха (Якутия) в отношении труда женщин.

Принятие мер по стимулированию рождаемости и повышению репродуктивных установок семьи для обеспечения простого замещения поколений и стабилизации численности населения республики.

4.3. В сфере создания условий для воспитания и развития детей:

Обеспечение доступности для детей различных форм образования и развития; предоставление льгот многодетным, малоимущим семьям, семьям с детьми-инвалидами при пользовании объектами отдыха, культуры, спорта и досуга;

расширение участия семей в воспитательной работе образовательных учреждений, развитие сети сервисных услуг в образовании взрослого населения по воспитанию детей, правовому, экономическому обучению родителей;

развитие семейных форм отдыха и досуга; приоритетное обеспечение летним отдыхом и оздоровлением детей из многодетных и малоимущих семей, семей с детьми-инвалидами;

сохранение национальных традиций и обычаев семьи из поколения в поколение;

поддержка детских и молодежных общественных объединений, направленных на гражданское и патриотическое воспитание, патриотическое воспитание детей и молодёжи.

4.4. В сфере социального обслуживания семьи и детей:

развитие системы социального обслуживания семьи и детей;

совершенствование системы работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

создание условий для реабилитации и развития детей-инвалидов, создание и развитие реабилитационных центров для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями;

развитие новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4.5. В сфере снижения смертности населения и увеличения продолжительности жизни:

формирование здорового образа жизни семьи и ее членов, разработка мер по снижению употребления алкоголя среди женщин и подростков;

разработка мер по снижению преждевременной смертности, в первую очередь от насильственных причин;

разработка мер по снижению заболеваемости и профилактике инвалидности населения, улучшению состояния здоровья населения;

совершенствование системы здравоохранения с приоритетным развитием амбулаторно-поликлинической, скорой и неотложной помощи, а также профилактической работы по снижению алкоголизации населения.

Объектом семейной и демографической политики является семья. В соответствии с принципом реорганизации государственного управления в сфере семейной и демографической политики путём перехода от патернализма на социально-партнёрские отношения государства со своими гражданами, основными субъектами данных направлений социальной политики выступают государство, общественные и некоммерческие организации, отдельные граждане

V. Механизм реализации семейной и демографической политики


Механизм реализации семейной и демографической политики осуществляется на следующих организационных уровнях:

1. Участие в реализации федеральных целевых программ.

2. Разработка законодательных и иных правовых актов Республики Саха (Якутия), реализация целевых республиканских программ по направлениям семейной и демографической политики.

3. Привлечение к реализации семейной и демографической политики институтов гражданского общества, общественных и некоммерческих организаций.

4. Использование внутреннего потенциала самой семьи в улучшении положения семьи, детей, улучшении демографической ситуации.

5. Привлечение внебюджетных средств на грантовой основе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»