Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 5 июня 2003 года N 378


О концепции ценовой политики Республики Саха (Якутия)

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.06.2022 N 354.
____________________________________________________________________



В целях совершенствования системы государственного регулирования цен и тарифов на территории Республики Саха (Якутия), обеспечения сбалансированности интересов производителей и потребителей Правительство Республики Саха (Якутия)

 постановляет:

1. Утвердить Концепцию ценовой политики Республики Саха (Якутия), согласно приложению.

2. Действие данной Концепции распространить на производителей товаров, продукции и услуг, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию согласно действующему законодательству. Положение Концепции применяется также при заключении контрактных цен на продукцию, товары и услуги, в том числе поставляемые по государственному (муниципальному) заказу Республики Саха (Якутия).

3. Опубликовать Концепцию ценовой политики Республики Саха (Якутия) в республиканских средствах массовой информации.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Г.Ф. Алексеева.

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е. Борисов


Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 5 июня 2003 года N 378

     

Концепция
ценовой политики Республики Саха (Якутия)

1. Общие положения


Настоящая Концепция определяет цели, задачи, принципы, направления ценовой политики, регулирует отношения между участниками процесса ценообразования и направлена на создание благоприятных условий для функционирования и развития экономики Республики Саха (Якутия).

Ценовая политика представляет собой систему мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия), направленных на совершенствование процессов ценообразования, и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), федеральными и республиканскими законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и настоящей Концепцией.

2. Основные понятия

Основными понятиями, используемыми в настоящей Концепции, являются:

Товар - продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме;

Продукция - продукт производства в вещественной или информационной форме;

Услуги - деятельность, создающая желаемый результат для пользователя;

Цена - стоимость товара, продукции в денежном выражении;

Тариф - ставка или система ставок оплаты услуг;

Государственное регулирование цен и тарифов - воздействие государства в лице государственных органов на субъекты ценообразования при формировании цен и тарифов на товары, продукцию и услуги, перечень которых определяется федеральными и республиканскими нормативно-правовыми актами;

Ценообразование - процесс формирования и применения цен и тарифов на товары, продукцию и услуги;

Органы ценообразования - органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие регулирование цен и тарифов в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) полномочиями;

Субъекты ценообразования - физические и юридические лица, участвующие в процессе ценообразования;

Производители товаров, продукции и услуг - субъекты ценообразования, производящие товары, продукцию и услуги, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию или на поставку которых заключаются контрактные цены;

Потребители товаров, продукции и услуг - субъекты ценообразования, осуществляющие потребление и использование товаров, продукции и услуг;

Период регулирования - временной интервал, в течение которого действуют установленные цены и тарифы;

Полномочия органов ценообразования - права органов ценообразования, определенные федеральными и республиканскими нормативно-правовыми актами;

Нормативный метод формирования цен и тарифов - формирование цен и тарифов исходя из установленных норм потребления материальных, трудовых и иных ресурсов;

Норма прибыли - размер плановой прибыли, определяемый расчетным путем по всем статьям, включаемым в состав прибыли;

Перекрестное субсидирование - практика фиксации цен на уровне, при котором убытки от производства одного вида продукции погашаются прибылью от производства другого вида продукции, или при котором убытки от установления тарифов ниже средней стоимости для одной категории потребителей погашаются установлением завышенных тарифов для другой категории потребителей;

Контрактные цены - договорные цены между заказчиком и поставщиком на товары, продукцию и услуги, включая поставки по государственному (муниципальному) заказу;

Стимулирование снижения издержек - повышение заинтересованности производителей в экономии материальных, трудовых и иных затрат;

Ценовые механизмы - способы расчета статей затрат в составе цен и тарифов, позволяющие заинтересовать производителей в достижении тех или иных результатов в своей деятельности.

3. Цели и задачи ценовой политики


Основной целью проводимой политики в области ценообразования является обеспечение баланса интересов производителей и потребителей товаров, продукции и услуг. Баланс интересов предусматривает:

возмещение за счет цен и тарифов производителям товаров, продукции и услуг нормативных затрат и нормы прибыли, необходимых для развития производства товаров, продукции и услуг;

установление цен и тарифов, обеспечивающих доступность товаров, продукции и услуг для большинства потребителей.

Задачами ценовой политики являются:

защита потребителей товаров, продукции и услуг от монопольного завышения цен производителями, функционирующими на территории Республики Саха (Якутия);

стимулирование (через ценовые механизмы) производителей товаров, продукции и услуг в экономии материальных, трудовых и прочих затрат и в широком внедрении энергоресурсосберегающих технологий;

формирование централизованной скоординированной системы и единого порядка государственного ценового регулирования в Республике Саха (Якутия);

повышение инвестиционной привлекательности производителей товаров, продукции и услуг.

4. Принципы ценовой политики

Принципами ценовой политики, обеспечивающими решение поставленных целей и задач, являются:

сбалансированность прогноза социально-экономического развития, параметров республиканского и местного бюджетов, уровня цен и тарифов;

соотношение потребительских цен и доходов населения;

предсказуемость и одновременность пересмотра всех взаимоувязанных цен и тарифов;

нормативный метод формирования цен и тарифов;

обеспечение производителей товаров, продукции и услуг нормой прибыли, необходимой для развития производства;

единство методологии формирования цен и тарифов на все виды товаров, продукции и услуг;

создание условий для развития конкуренции через ценовые механизмы;

гласность по вопросам регулирования цен и тарифов.

5. Направления ценовой политики

Общим направлением в ценовой политике является обеспечение беспрепятственного развития рыночных отношений с одновременным сохранением государственного регулирования цен и тарифов на товары, продукцию и услуги первостепенной важности для жизнеобеспечения республики, производимые предприятиями - монополистами и предприятиями, занимающими доминирующее положение на рынке определенного товара, включая локальные рынки.

Основными направлениями в ценовой политике Республики Саха (Якутия), призванными обеспечить позитивные изменения в процессах ценообразования, являются:

переход от формирования тарифов по фактически достигнутым показателям к нормативному методу определения затрат;

внедрение в практику цен и тарифов, рассчитанных по эталонным (идеальным) техническим, технологическим и трудовым параметрам;

переход на формирование источников капитальных вложений в ценах и тарифах за счет средств, направляемых на обслуживание инвестиционных кредитов;

приоритетное включение в состав цен и тарифов мероприятий, направленных на снижение издержек производства и улучшение качества предоставления потребителям товаров, продукции и услуг;

обеспечение взаимосвязи фонда оплаты труда с показателями эффективности производства;

обеспечение взаимоувязки ценовой и инвестиционной политики;

обеспечение взаимоувязки ценовой политики с программой социально-экономического развития республики и отдельных предприятий, другими целевыми программами;

изменение политики ценообразования Республики Саха (Якутия) в связи с особенностями республики, обусловленными высокими затратами предприятий-производителей на транспортные расходы по завозу топливных, производственно-технических и других ресурсов;

постепенное сокращение размера убытков, возникающих в результате государственного регулирования цен и тарифов;

расширение методов регулирования цен и тарифов, постепенный переход к созданию системы согласованных цен;

развитие системы конкурсного отбора местных товаропроизводителей и внешних поставщиков по поставкам товаров, продукции и услуг, включая поставки по государственному (муниципальному) заказу;

ликвидация перекрестного субсидирования между видами продукции, товаров и услуг, реализуемых одной организацией, кроме случаев социальной необходимости;

постепенная ликвидация перекрестного субсидирования между категориями потребителей, в том числе:

сокращение количества категорий потребителей, пользующихся льготными тарифами на те или иные виды товаров, продукции и услуг, включая потребителей бюджетной сферы, сельского и жилищно-коммунального хозяйства;

предоставление льгот через адресную поддержку из бюджетов всех уровней, включая потребителей - юридических лиц;

гарантирование населению приемлемого уровня цен и тарифов на товары, продукцию и услуги первостепенной важности в рамках действующего законодательства;

защита производителей сельскохозяйственной продукции от монопольного занижения цен предприятиями-заготовителями продукции;

ослабление ценового регулирования и усиление бюджетного контроля за оказанием платных услуг организациями бюджетной сферы, кроме монопольных видов услуг сферы здравоохранения;

расширение тарифного меню для потребителей энергоснабжающих организаций, в том числе внедрение ставок по уровням напряжения, сезонам года и зонам суток, взаимоувязка тарифов для населения с нормами потребления и т.д.;

проведение мероприятий по повышению информированности потребителей о предстоящем изменении цен и тарифов.

6. Методы и периоды регулирования цен и тарифов


Государственное регулирование цен на товары, продукцию и услуги осуществляется с помощью следующих методов регулирования цен и тарифов:

Установление:

фиксированных цен и тарифов;

предельных минимальных или максимальных цен и тарифов;

коэффициентов к действующим ценам и тарифам (индексация);

максимальных пределов изменения цен;

фиксированных или предельных наценок (скидок) к ценам и тарифам на товары, продукцию и услуги;

предельного уровня (норматива) рентабельности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»