Об утверждении Положения о Республиканском фонде месторождений полезных ископаемых и порядке его применения на территории Республики Саха (Якутия)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства РС(Я) от 19.04.2016 N 116, вступившего в силу со дня опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 22.04.2016).
____________________________________________________________________
Руководствуясь федеральным и республиканским законодательством о недрах, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Республиканском фонде месторождений полезных ископаемых и ввести его в действие с момента утверждения.
2. Поручить Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию:
2.1. Переоценку сырьевой базы по наиболее дефицитным видам минерального сырья с учетом изменений состояния экономики минерально-сырьевого комплекса и соотношения цен с формированием в 1995 году республиканского резерва разведанных месторождений.
2.2. Координацию действий предприятий-недропользователей по переоценке состояния сырьевой базы невостребованных месторождений, ранее состоявших на их балансах, переучету остаточных активных запасов по этим месторождениям и их зачислению в республиканский резерв, организовав для этих целей выездные экспертные группы.
3. Предприятиям-недропользователям при рассмотрении перспективных планов развития горных работ согласовать с Министерством промышленности количество месторождений, оставляемых в резерве.
По остальным месторождениям, выведенным из сферы хозяйственной деятельности, сдать полученные лицензии Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) до 1 января 1996 года.
Начиная с 01.01.1996 года на месторождения, остающиеся в ведении недропользователей и выведенные из сферы хозяйственной деятельности, за исключением резервных, распространить систему рентных платежей за право пользования недрами. Исчисление рентного платежа осуществлять с 1 января 1996 года от стоимости указанного в лицензии объема добычи полезного ископаемого по установленным ставкам с понижающим коэффициентом 0,25.
Установить, что рентные платежи, предусмотренные настоящим постановлением, вносятся в республиканский бюджет ежемесячно из налогооблагаемой части прибыли.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Ю. Кайдышев
Положение
о республиканском фонде месторождений полезных ископаемых Республики Саха (Якутия)
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормами Федеративного Договора, Конституции и законодательства Республики Саха (Якутия), устанавливающих правомочия собственности Республики Саха (Якутия) на недра и заключенные в них месторождения полезных ископаемых, составляющих основу ее государственной самостоятельности.
Положение регламентирует единый порядок формирования, учета и использования государственного фонда месторождений полезных ископаемых, обязательный для всех органов государственного управления и субъектов предпринимательской деятельности, обеспечивающих функционирование минерально-сырьевого комплекса на территории Республики Саха (Якутия), независимо от их организационно-правовых форм.
1.2. Республиканский фонд месторождений полезных ископаемых (далее Республиканский фонд) формируется из месторождений твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых, ранее состоявших на учете Российской Федерации и СССР, а также вновь разведанных месторождений, получивших окончательную или предварительную положительную геолого-экономическую оценку.
1.3. Месторождения полезных ископаемых, зачисляемые в Республиканский фонд, содержат ценные минеральные компоненты в количестве, которое при сложившемся уровне цен и требований промышленности обеспечивает или может обеспечить их разработку с положительным экономическим эффектом.
1.4. В Республиканском фонде учитываются как используемые месторождения, так и состоящие в резерве.
Категория используемых месторождений включает месторождения, переданные по лицензиям в пользование для отработки или для геологического изучения.
Неиспользуемые месторождения образуют республиканский резерв разведанных и предварительно оцененных месторождений.
1.5. Распоряжение месторождениями полезных ископаемых осуществляется Правительством Республики Саха (Якутия).
Оперативное управление Республиканским фондом месторождений в процессе его формирования в установленном порядке осуществляется Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию.
2.1. Зачисление месторождений полезных ископаемых, ранее состоявших на учете Российской Федерации и СССР, в Государственный фонд месторождений Республики Саха (Якутия) осуществляется путем их регистрации в Республиканском кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых и Республиканском балансе запасов полезных ископаемых.
2.2 Зачисление в Республиканский фонд месторождений, переданных недропользователям по лицензиям, осуществляется в том состоянии, в котором месторождения находятся на момент регистрации или были учтены Государственными балансами Российской Федерации и (или) СССР до введения в действие настоящего Положения.
Месторождения с неучтенными запасами зачисляются в Республиканский фонд месторождений полезных ископаемых по факту их передачи в пользование и учитываются полный срок действия лицензии. Основанием для зачисления таких месторождений в Республиканский фонд является протокол заседания республиканского лицензионного органа и распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия), утверждающего в установленном порядке это решение.
По месторождениям общераспространенных полезных ископаемых таким основанием является протокол соответствующего улусного лицензионного органа, утвержденный главой администрации.
2.3. Месторождения полезных ископаемых, не переданные в пользование по лицензиям на момент введения в действие настоящего Положения, зачисляются в республиканский резерв разведанных и предварительно оцененных месторождений.
2.4. Зачисление в Республиканский резерв разведанных месторождений, учитывавшихся ранее в категории резервных разведанных, а равно и в категории месторождений, не намечаемых к освоению, осуществляется в порядке, установленном п. 2.1. настоящего Положения, с отражением их состояния на момент регистрации без изменения ранее учтенных показателей, если иное не установлено Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию. Основанием для их регистрации и зачисления в республиканский резерв разведанных месторождений является решение Республиканской комиссии по запасам полезных ископаемых.
2.5. Месторождения полезных ископаемых, находившиеся в пользовании до введения в действие Закона Республики Саха (Якутия) "О недрах" и оказавшиеся невостребованными при введении лицензионной системы передачи права недропользования, выведенные из сферы хозяйственной деятельности по инициативе недропользователей из-за их низкой экономической эффективности, зачисляются в Государственный фонд в категории используемых месторождений. Такие месторождения закрепляются за предприятиями, в пользовании которых они находились по ранее действовавшей разрешительной системе, без права их разработки.
Горные отводы по невостребованным месторождениям погашаются, предприятия-недропользователи осуществляют на них ликвидационные мероприятия, предусмотренные статьей 24 Закона Республики Саха (Якутия) "О недрах".
При завершении ликвидационных мероприятий недропользователи представляют в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию материалы, характеризующие состояние остаточных запасов в объеме, установленном Положением о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденным постановлением Госгортехнадзора СССР от 5 июня 1984 г. N 28, или решением выездных экспертных советов.
По результатам государственной геологической экспертизы материалов Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию принимаются решения о списании с учета предприятия-недропользователя невостребованных месторождений и зачислении их в Республиканский резерв разведанных месторождений или списании с государственного учета месторождений, не соответствующих требованиям п. 1.3. настоящего Положения.
2.6. Вновь разведанные месторождения зачисляются в Республиканский фонд месторождений полезных ископаемых после проведения в установленном порядке государственной экспертизы материалов подсчета запасов, установления балансовой принадлежности запасов и согласия местных органов государственной власти.
Новые месторождения зачисляются в Республиканский фонд и учитываются по разделу используемых месторождений в Республиканском балансе запасов, с автоматическим закреплением за предприятием, разведовавшим его, если разведка осуществлялась с привлечением собственных средств предприятия и предприятие имеет лицензию на его разработку и доизучение.
В случае, если месторождение разведывалось за государственные средства, оно зачисляется в республиканский резерв разведанных месторождений.
2.7. В Республиканский фонд месторождений полезных ископаемых могут быть также зачислены месторождения, не получившие полной геолого-экономической оценки, в том числе разведываемые месторождения. Их предварительная оценка выполняется, как правило, по кондициям месторождений аналогов или укрупненным технико-экономическим расчетам. Экспертиза технико-экономических расчетов и их утверждение для оперативной количественной оценки запасов в процессе разведки месторождения, а также решение о зачислении разведуемого месторождения в Республиканский фонд входят в компетенцию Республиканской комиссии по запасам.
Для решения вопроса о зачислении разведуемого месторождения в Республиканский фонд недропользователи представляют в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию помимо обоснования кондиционных лимитов графические и табличные материалы, обосновывающие оперативную количественную оценку разведанного участка месторождения. Необходимость предоставления текстового обоснования количественной оценки устанавливается отраслевыми специалистами Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию, а также требованиями экспертов Республиканской комиссии по запасам.
3.1. Республиканский кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых представляет собой унифицированную информационную систему, характеризующую основные свойства и качества полезных ископаемых по каждому месторождению и проявлению, зарегистрированному на территории Республики Саха (Якутия).
3.2. Каждое описание месторождения или проявления полезных ископаемых оформляется в виде паспорта месторождения (проявления) и содержит сведения о количестве и качестве запасов (ресурсов) основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, географические, геологические, горнотехнические, гидрогеологические и другие условия и свойства месторождений (проявлений), его предварительную или окончательную геолого-экономическую оценку.
3.3. Содержащаяся в паспортах месторождений и проявлений полезных ископаемых Республиканского кадастра информация используется в маркетинге минерально-сырьевого комплекса в качестве первичной информации при организации конкурсного лицензирования недропользования, в планировании воспроизводства минерально-сырьевой базы, в организации и проведении научно-исследовательских работ, используется в рекламных и других целях.
3.4. Паспорта месторождений (проявлений) Республиканского кадастра доступны для ознакомления с содержащейся в них информацией для предприятий, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также физических лиц; порядок предоставления их в пользование, а также для опубликования информации в открытой печати определяется Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию.
3.5. Паспорта месторождений и проявлений полезных ископаемых Республиканского кадастра составляются авторами основной геологической информации, направляемой предприятиями на постоянное хранение в Республиканский фонд геологической информации в порядке, установленном Инструкцией по ведению кадастра и методического руководства по составлению паспортов, утвержденной приказом министра геологии СССР от 25 июля 1980 г. N 312.
3.6. Решение о необходимости государственной регистрации месторождения или выявленного проявления полезного ископаемого в Республиканском кадастре и, соответственно, необходимости регистрации и хранения паспортов принимается научно-техническим советом Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию.
Заполненные паспорта регистрируются Республиканским фондом геологической информации и принимаются в установленном порядке на бессрочное хранение.
3.7. Организационное и учетно-оформительское обеспечение системы Республиканского кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых на территории Республики Саха (Якутия) осуществляется Государственным предприятием "Сахагеолфонд" в порядке и на условиях, утверждаемых председателем Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию. Этим же предприятием осуществляется пополнение паспортов по мере накопления сведений о месторождении или проявлении полезного ископаемого на всех стадиях геологического изучения и разработки до завершения его освоения, полного погашения разведанных запасов и реализации прогнозных ресурсов.
4.1. Республиканский баланс запасов полезных ископаемых представляет собой унифицированную информационную систему, содержащую сведения о состоянии, количественной и качественной характеристике минерально-сырьевой базы всех видов полезных ископаемых по каждому конкретному месторождению. В Республиканском балансе отражаются также сведения о размещении месторождений, степени промышленного освоения, объемах ежегодной добычи полезных ископаемых, потерях, обеспеченности промышленности и отдельных недропользователей разведанными запасами полезных ископаемых.
4.2. Запасы полезных ископаемых по используемым месторождениям учитываются в балансе с указанием предприятий-недропользователей и реквизитов полученных лицензий. Разведанные запасы по неиспользуемым месторождениям составляют республиканский минерально-сырьевой резерв и учитываются по балансу Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию.
4.3. Государственный учет запасов полезных ископаемых по используемым месторождениям осуществляется Государственным предприятием "Сахагеолфонд" на основании отчетных балансов горнодобывающих и геологоразведочных предприятий - недропользователей в порядке и в сроки, установленные Инструкцией по учету запасов полезных ископаемых и по составлению отчетных балансов по формам N 5-гр и 5-гр (уголь), утвержденной приказом министра геологии СССР от 29 ноября 1971 г. N 558.
Учет запасов по месторождениям, зачисляемым в республиканский резерв, осуществляется на основании протоколов Республиканской комиссии по запасам полезных ископаемых.
Этим же предприятием осуществляется методическое руководство предприятиями-недропользователями в части составления отчетных балансов запасов, осуществляется контроль за их составлением и сроками представления.
4.5. Ведение Республиканского баланса полезных ископаемых осуществляется по форме, устанавливаемой уполномоченным Федеральным органом.
4.6. Республиканский баланс полезных ископаемых составляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается на постоянном хранении в Республиканском фонде геологической информации, второй экземпляр направляется во Всероссийский геологический фонд для последующего издания в качестве информации федеральным органам государственного управления.
4.7. Сведения о состоянии минерально-сырьевой базы, отраженные в Республиканском балансе полезных ископаемых по ведущим видам полезных ископаемых, составляют государственную тайну; доступ к нему ограничен и осуществляется по личному разрешению председателя Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию и его первого заместителя.
5.1. Использование месторождений, зачисленных в Государственный фонд, осуществляется по лицензиям, выдаваемым в установленном порядке республиканским или улусными лицензионными органами.
5.2. Решение о передаче месторождения, состоявшего на учете в республиканском резерве, принятое лицензионным органом, оформленное в виде протокола, вместе с оформленной в установленном порядке лицензией направляется для государственной регистрации в Республиканский фонд геологической информации в адрес Государственного предприятия "Сахагеолфонд".
5.3. Государственное предприятие "Сахагеолфонд" осуществляет техническую экспертизу оформления лицензии и регистрирует ее в специальном реестре. На всех экземплярах лицензий при этом делается отметка о регистрации, после чего они возвращаются для рассылки в соответствующие лицензионные органы.
5.4. После регистрации лицензии ее владелец имеет право обратиться в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию по поводу передачи месторождения и учтенных на месторождении разведанных запасов. Передача месторождения из Государственного фонда осуществляется в порядке, установленном Положением о передаче в пользование участков недр, месторождений и проявлений полезных ископаемых, утвержденном председателем Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию в ноябре 1993 г.
5.5. Акт передачи месторождения является основанием для внесения в Республиканский кадастр месторождений и проявлений записи, удостоверяющей закрепление переданного месторождения за конкретным недропользователем. Этот же документ является основанием для передачи разведанных запасов с баланса Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию на баланс недропользователя и внесения соответствующих изменений в Республиканский баланс запасов.
5.6. С момента внесения изменений в Республиканском кадастре и в Республиканском балансе полезных ископаемых за недропользователем закрепляются обязанности по ведению систематической отчетности о состоянии и движении запасов на каждом полученном в пользование месторождении в порядке, установленном п. 4.3. настоящего Положения.
За непредставление или несвоевременное представление отчетности, намеренное искажение отчетности недропользователь несет административную ответственность в соответствии с нормой статьи 74 Закона Республики Саха (Якутия) "Об административной ответственности за экологические правонарушения". В случае, если указанные нарушения допущены по месторождениям драгоценных металлов или драгоценных камней, степень ответственности недропользователей определяется нормами статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".
5.7. В случае преждевременного прекращения права пользования недрами по обстоятельствам, установленным республиканским законодательством, месторождения полезных ископаемых возвращаются в республиканский резерв в порядке, установленном п. 2.4. настоящего Положения о внесении соответствующих изменений в Республиканский кадастр и Республиканский баланс запасов полезных ископаемых.
В этом же порядке возвращаются в Республиканский резерв месторождения, переданные в федеральное ведение после прекращения действия соответствующих соглашений и договоров.
Текст документа сверен по:
рассылка